Итак, в философских системах Горького и Ницше есть два принципиальных сходства - это богоборчество и проповедь сильной личности, восставшей против несправедливости и смерти. Необходимо отметить, что во многом схожи и "строительные элементы" двух философских пирамид. Причем если рассматривать эти пирамиды с точки зрения главного, т.е. восхождения Человека, то вершины пирамид по оси "звериное - человеческое" окажутся на противоположных полюсах.
У Горького все утоньшающиеся к верху "слои" пирамиды, как то миф - характеристика противоречивого богоборчества (например, апокриф о Сатанаиле и образ Сатина), само богоборчество, проповедь сильного человека, не ломающегося под грузом "мерзости и грязи" и ведущего других к свету познания, а потом и к борьбе за гуманистические идеалы являются фундаментом пирамиды восхождения. У Ницше же происходит переворачивание пирамиды, т.е. отказ от культуры и воспевание звериного в человеке.
Конечно, Горький не ницшеанец, хотя бы уже по тому, что их философские системы стали органичными элементами двух предельных, абсолютных, непримиримых врагов - коммунистического проекта (в случае Горького) и фашистского проекта (в случае Ницше). Но сопоставительно-контрастное рассмотрение мировоззренческих позиций Горького и Ницше, как мне кажется, дает более глубокое понимание сути коммунистической доктрины Горького. В результате такого сопоставления высвечиваются важные моменты творческих поисков Горького, которые необходимо выделить перед началом рассмотрения слагаемых коммунистической доктрины Горького:
1. Горький в одном из писем И.Груздеву написал, что он марксист не по Марксу, а потому "что так выдублена кожа". То же самое можно сказать о "ницшеанстве" Горького - оно созвучно Горькому, потому что является откликом на мещанство, на "тяжесть и грязь окружающей действительности".
2. Говоря о Ницше я упоминал, что он в итоге пришёл к к архаизированному мифу, выводя за скобки культуру, сделавшую из проточеловека Человека. Горький в своих творческих изысканиях никогда не чурался изучения всех пластов народной культуры, наиболее близкой к природе и мифу. В том числе он исследовал и фольклор, и русские еретические и сектансткие религиозные движения, потому что видел в них то, что Бердяев назовет истоками русского коммунизма. Без этого важного аспекта творчества Горького невозможно понять глубинные народные корни социалистической революции.
3. Томас Манн в свое время определил творчество Горького, как мост между ницшеанством и социализмом. Если взять за основу определение: Коммунизм - раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке, то в этой связи интересен взгляд Горького на восхождение человека в коллективе, на гармоничное развитие личности. Также в манновском определении по сути содержится краткое изложение развития исторического самосознания Горького, неразрывно связанного с изучением России, как историко-культурной личности, и поиском истоков русской исторической субъектности. Эта темы будут более подробно рассмотрены далее.
Продолжение следует
Ссылки на предыдущие части:
Введение;
Часть 1,
Часть 2