М. Горький. Фотография. 1896 г.
Ссылки на предыдущие части исследования:
Введение;
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5 После смерти матери в 1884 году Алексей Пешков уезжает из Нижнего Новгорода и переезжает в Казань. После неудачной попытки поступить в Казанский университет, он приходит работать в бакалейную лавку к А.С. Деренкову. Алексей, благодаря Деренкову, впервые "окунается" в среду революционно настроенной молодежи. Здесь он впервые знакомится с "иными книгами" - в основном это народническая и марксистская литература.
Но что характерно, даже попадая в более живую среду, «зараженную» идеей борьбы, Алексей все ещё не может вырваться за пределы душевной двойственности. Обретя когда-то опору в противоречивых мироощущениях, переданных ему от воспитателй - бабушки и дедушки, Пешков "зависает" в противоречивости религиозного чувства, что напрямую влияет на его жизнь. 1887 год становится переломным для Алексея Пешкова - начинаются аресты его казанских друзей. Но главное он теряет пусть противоречивую, но душевную опору - умирают его дед и бабушка. Устав от «угловато и несложенно совмещающихся противоречий слова и деяния», от жизни «ни в тех, ни в сех», Алексей совершает попытку самоубийства, но по стечению обстоятельств остается в живых - пуля проходит мимо сердца и пробивает легкое. В 1888 году Пешков за попытку самоубийства получает от духовной консистории отлучение от церкви на семь лет. А уже через год, в 1889 г., Горький напишет свою первую поэму «Песнь старого дуба», проведя хронологическую и, что самое главное, сущностную черту под всей предыдущей жизнью в единственно сохранившейся от поэмы строчке: «… Мы пришли в этот мир, чтобы не соглашаться».
Здесь необходимо остановиться и выделить важный и во многом определяющий период жизни Горького. Религиозное сознание Горького, сформированное детскими впечатлениями и мироощущением, хоть и претерпело значительные изменения, логично приведшие его к отлучению от церкви, оставило значительный отпечаток на его духовной личности. «Несоглашательство» Горького, вызванное, в том числе, попытками разрешить противоречия религиозного сознания, с одной стороны вывело его на путь к иному пониманию человека, которое Томас Манн назовет мостом между ницшеанством и социализмом, к борьбе за нового человека и за коммунистическую идею. С другой - «несоглашательство» не сняло противоречие «между богом бабушки и богом дедушки».
Коммунистическая доктрина Горького от огненной гуманистической жертвенности Данко до идеи богостроительства пронизана красной метафизичностью, где творение объято океаном предвечной Тьмы и где невероятную значимость приобретает Человек и его творческое начало. Но метафизическая доктрина Горького так и не приобрела смысловую завершенность вследствие непреодоленного противоречия, коренящегося в детском религиозном сознании Горького.