Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
- Пусть сильнее грянет буря!..
В канун Октябрьской революции Горький в своем постижении исторической реальности выводит за скобки богоискательство, богостроительство, выдвигая вперед разум, как главную движущую силу Истории. В это же время Горький продолжает искать подлинное «лицо» нации. Отрекается ли Горький окончательно от идеи «бога-народушки», которая была описана в манифесте богостроительства - «Исповеди», сказать трудно, но выдвижение на первый план разума диктует необходимость изучения исторического своеобразия русского народа.
В 1916-1917 гг. Горький занимается созданием серии книг «Европа до и после войны». Цель издания серии изложена самим Горьким в пророческих строках: «Следует составить, - писал Горький в одной из своих неоконченных статей, - обвинительный акт против капитализма как возбудителя катастрофы, переживаемой миром, и указать, что американская деятельность капитала не может не хранить в себе зародышей подобных катастроф». Стоит также отметить, что именно в этот временной отрезок попадает история с редактурой книге В.И.Ленина «Империализм как новейший этап капитализма». Книга издавалась под кураторством Горького. На этапе редактуры из книги были убраны элементы критики Каутского, что очень огорчило Ленина. Эта история была предвестником «Несвоевременных мыслей» Горького, в которой он в негативном ключе анализирует Октябрьскую революцию.
Продолжение следует
Ссылки на предыдущие части исследования:
Введение;
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5,
Часть 6,
Часть 7,
Часть 8,
Часть 9,
Часть 10,
Часть 11,
Часть 12,
Часть 13,
Часть 14,
Часть 15,
Часть 16,
Часть 17,
Часть 18,
Часть 19,
Часть 20,
Часть 21,
Часть 22,
Часть 23,
Часть 24