Во время заключения в Тифлисе и Н.Новгороде Горький осваивает многотомный труд Э. Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи». Параллельно он изучает «Историю восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения французской империи» Ф.К. Шлоссера. Горький объяснял свой интерес к изучению причин упадка Римской империи заменой «языческой свободы критикующей мысли фанатизмом церковников и монархов». И тут есть интересная деталь, которую отмечает Л.Спиридонова: "На с.78 седьмой части книги Гиббона он отмечает мысль о новой религии, которая должна соответствовать новым формам общественной жизни".
Шёл только 1901 год. Исходя из этого, можно заключить, что уже тогда Горький думал об альтернативе "язычеству и фанатизму церковников", которым впоследствии он противопоставит богостроительство. В это же время, продолжая поиски закономерностей в русской истории, среди отечественных авторов он опирается на Ломоносова и Радищева. В противовес историческому официозу он обращает свой взор на народ и его значимость в «историческом делании».
С 1901 года Горький переходит к практической политической деятельности, а уже на заре первой русской революции становится большевиком. При этом нельзя сказать, что Горький всецело принимает марксизм. Однако из письма Скабичевскому в 1897 году: "Я - не марксист и оным не буду вовеки, ибо знаю, что жизнь творят люди, а экономика только влияет на нее" - можно предположить, что Горький не принимал марксизм, потому как не до конца его понимал. Не лишним будет напомнить, что Маркс тоже не причислял себя к марксистам. Горький же признавался, что он марксист не по Марксу, а потому, что "так выдублена кожа".
Продолжение следует
Ссылки на предыдущие части исследования:
Введение;
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5,
Часть 6,
Часть 7,
Часть 8,
Часть 9,
Часть 10,
Часть 11,
Часть 12,
Часть 13,
Часть 14,
Часть 15,
Часть 16,
Часть 17,
Часть 18