Ссылки на предыдущие части исследования:
Введение;
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5,
Часть 6,
Часть 7,
Часть 8,
Часть 9,
Часть 10,
Часть 11,
Часть 12,
Часть 13 Идея о собирании коллективного мозга, его качественном и количественном развитии (как результате прогресса человечества) даже имела попытку воплощения в жизнь Горьким в 1922 году, когда была собрана Интернациональная Лига Учёных, в которую помимо Горького входил, в том числе Вильгельм Оствальд - химик, у которого А.М. почерпнул идею энергетизма. Лига делала ставку не на рабочий класс, а на «планетарный парламент» учёных, интернационал интеллигенции. Утопическая идея создания Лиги не могла тогда реализоваться по причине неизбежности Первой Мировой и нарастания противоречий между империалистическими странами.
Характерно, что Горький-исследователь изучал энергетизм уже в «богостроительный» период творчества, в частности по работе психиатра Наума Котика "Эманация психофизической энергии", где Котик пишет о возможности связи психофизических процессов с параллельным превращением материи в энергию. Обретя опору в богостроительстве, А.М. на протяжении всей жизни искал ответы на предельные вопросы. Все новые научные открытия Горький преломлял через призму богостроительства.
Например, в манифесте горьковского богостроительства - повести «Исповедь», а точнее в самом конце повести мы читаем: "Десятки очей обливали больную лучами, на расслабленном теле её скрестились сотни сил, вызванных к жизни повелительным желанием видеть больную восставшей с одра, и я тоже смотрел в глубину её взгляда, и невыразимо хотелось мне вместе со всеми, чтобы встала она, - не себя ради и не для неё, но для чего-то иного, пред чем и она и я - только перья птицы в огне пожара". Не это ли та самая слито воедино спасительная, исцеляющая психофизическая энергия народа-богостроителя.
Горький устами героя повести Матвея продолжает:
"Нет у меня слов, чтобы передать восторг этой ночи, когда один во тьме я обнял всю землю любовью моею, встал на вершину пережитого мной и увидел мир подобным огненному потоку живых сил, бурно текущих к слиянию во единую силу, - цель её - недоступна мне".
Матвей видит в недоступности этой цели источник развития человечества, «бесконечного роста духа моего и великих красот мирских, а в бесконечности этой бесчисленность восторгов для живой души человеческой.»
Но Горький в статье «О темах» ясно выражает те предельные цели, которые стоят перед этой "единой силой" - власть человека над природой, плановый, организованный труд социалистического общества, победа над стихиями, над болезнью и смертью.
Именно поиском возможности снятия всяческой социальной и природной обусловленности для человека объясняется интерес Горького к теме энергетизма и в том числе к идее превращения материи в энергию.
Продолжение следует
Иллюстрация: «В. И. Ленин у А. М. Горького в 1920 году» («Аппассионата»). Картина Д. А. Налбандяна. 1956 г.