Горький писал в 1929 году одному из своих корреспондентов: «И не есть ли вражда «я» и «оно» - отражение того векового заблуждения, которое расчленяет «плоть» и «дух», «инстинкт» и «разум»? Я - человек, который мыслит весьма примитивно. Несмотря на кажущиеся противоборства, я все-таки вижу человека существом целостным - органом, который создан природою для целей ее самопознания. Познание становится третьим инстинктом человека, мне кажется, что именно отсюда возникает большинство наиболее сложных драм». Мы опять приходим к тому самому мосту между ницшеанством и социализмом, между инстинктом и разумом, но здесь уже идет речь об инстинкте познания.
То есть Горький, хоть отчасти и пересматривает свои воззрения на «средства» революции, но религиозные поиски свои не прекращает. Так что же тогда такое - эти «заигрывания» с матриархатом, поиски духа в гностицизме, в «народной стихии»? Я могу здесь лишь высказать предположение, что, возможно, Горький уже чувствовал заложенную в атеизме ошибку в советском проекте, особенно после смерти Ленина. Это можно подкрепить и словами Зотовой, адресованными к интеллигенту Самгину: «Народ вам - очень дальний родственник […] И как вы его ни спасайте, а на атеизме обязательно срежетесь», так и прямой речью Горького из письма Григорьеву в 1926 году:
«Мне кажется, что даже и не через сто лет, а гораздо скорей жизнь будет несравнимо трагичнее той, коя терзает нас теперь. Она будет трагичней потому, что - как всегда это бывает «след за катастрофами социальными - люди, уставшие от оскорбительных толчков извне, обязаны и принуждены будут взглянуть в свой внутренний мир, задуматься - еще раз - о цели и смысле бытия… Думается мне, что уже и теперь у людей возникает, зарождается новый инстинкт - «инстинкт познания».
Горький высказывает пророческую мысль о жизни советских граждан, особенно в послевоенное время, когда их начнет терзать та самая смертная болезнь, «заполняющая» духовную пустоту человека. Поэтому он продолжает свои поиски, продолжает искать укорененность своей коммунистической доктрины, которая, по сути, обладает красной 26 метафизичностью, но она не оконтурена, и это терзает Горького до последних дней его жизни.
Продолжение следует
Ссылки на предыдущие части исследования:
Введение;
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5,
Часть 6,
Часть 7,
Часть 8,
Часть 9,
Часть 10,
Часть 11,
Часть 12,
Часть 13,
Часть 14,
Часть 15,
Часть 16,
Часть 17,
Часть 18,
Часть 19,
Часть 20,
Часть 21,
Часть 22,
Часть 23,
Часть 24,
Часть 25,
Часть 26,
Часть 27,
Часть 28