Несмотря на то, что президент России как-то сравнил мавзолей Ленина с мощами святых в Киево-Печерской лавре, то есть хотя бы на словах сакрализовал советские символы, в целом большинство россиян уверено, что основными причинами распада СССР являются политический и экономический факторы. Истинные же причины, по моему мнению, установить невозможно, если не ввести в обсуждение смысловой и идеологический факторы. Именно поражение на смысловом и идейном фронтах обрекло великую Красную Империю на крушение.
Смотря на «историю смысловой болезни» советского общества, вроде бы несложно указать на корень будущего краха в виде десакрализующей, обессмысливающей коммунизм политики Хрущева. Однако этот туман простоты развеивает поэзия Семена Гудзенко. И здесь я бы хотел привести два стихотворения поэта (обращаю внимание, что оба написаны в 1942 году), раскрывающие сложность вопроса о смыслах советского человека.
Перед атакой
Когда на смерть идут, - поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв - и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Ракеты просит небосвод
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв - и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.
1942
Память
Был мороз.
Не измеришь по Цельсию.
Плюнь - замерзнет.
Такой мороз.
Было поле с безмолвными рельсами,
позабывшими стук колес.
Были стрелки
совсем незрячие -
ни зеленых,
ни красных огней.
Были щи ледяные.
Горячие
были схватки
за пять этих дней.
Каждый помнит по-своему, иначе,
и Сухиничи, и Думиничи,
и лесную тропу на Людиново -
обожженное, нелюдимое.
Пусть кому-нибудь кажется мелочью,
но товарищ мой до сих пор
помнит только узоры беличьи
и в березе забытый топор.
Вот и мне:
не деревни сгоревшие,
не поход по чужим следам,
а запомнились онемевшие
рельсы.
Кажется, навсегда...
1942
В этих строках талантливый поэт Гудзенко затрагивает, как мне кажется, наиважнейшую проблему, которая не была решена советским человеком как прообразом нового человека. Это проблема смысла человеческой жизни. Без смысла человек не может жить полноценной жизнью, а если смысл заточен на какую-то временную цель, то такой смысл мобилизует человека также временно. Именно таким свойством обладал смысл победы в Великой Отечественной войне, закрепленный в бессмертных строках "как два различных полюса во всем враждебны мы, за свет и мир мы боремся, они - за царство тьмы".
Гудзенко наглядно показывает, что смысловой цикл, состоящий из двух звеньев - «был бой короткий» и «потом глушили водку ледяную и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую», повторялся до Великой Победы. Но уже в промежутках между схватками с нацистским зверем, Сверх-я тонко чувствующего советского человека задавалось вопросом: «В чем смысл этой войны?». Этого военно-мобилизационного запала хватило еще для одного рукотворного чуда - восстановления советских городов и советской экономики из руин. А дальше в жизнь советского человека начала медленно проникать «смертная болезнь», гениально описанная Василием Шукшиным.
Главное - советское руководство не смогло передать подлинный смысл победы над фашизмом и осознать фашизм концептуальный, чистый фашизм, очищенный от национальной и этнической оболочек. Если бы Победители, видевшие своими глазами зверства фашистов, обрели бы необходимую смысловую оптику, то они бы уже не смогли уйти с территории смысловой войны на за мир во всем мире, а за нового человека. Вместо этого политика Хрущева омещанила советского человека, оставив на периферии советского смысловые всполохи, подобных надрывной жажды борьбы у Высоцкого. Это, на мой взгляд, главная неразрешенная проблема в СССР, которая должна быть исправлена в новом историческом проектеиво во имя нового человека, которому будут открыты все возможности для раскрепощения и пробуждения его творческихх способностей.