Усадьба «Люблино» (Дворец Дурасова)

Feb 09, 2016 22:12

«ЛюблИно милое, где легкий, светлый дом
Любуется собой над сребряным прудом.»
(Александр Воейков, 1816 г.)

Музей-усадьба Люблино - архитектурно-художественный ансамбль конца XVIII - начала XIX века в районе Люблино города Москвы (Летняя улица, д. 1,2,4,6,8,10). Миниатюрная вилла в палладианском стиле окружена Люблинским парком с искусственным водоёмом.



В далекие времена это место было вотчиной Годуновых. Носило название Годуново. Позднее переходит к князьям Прозоровским. В это время оно получает своё название - Люблино. Изначально его произносили с ударением на предпоследний слог - ЛюблИно. Легко догадаться, что название происходит от слова «любовь». Одна из версий происхождения названия Люблино - усадьба была горячо любима владельцами, князьями Прозоровскими.



Наконец в 19 веке усадьба перешла к московскому помещику Н.А. Дурасову. Николай Алексеевич Дурасов (1760-1818гг.) - статский советник, орденоносец Святой Анны, любимец Павла I был самым известным владельцем усадьбы Люблино.



Дурасову принадлежали и другие имения, где он пережидал нашествие Наполеона, когда французские войска расположились в Люблино, но именно это славилось на всю Москву.



От матери Степаниды Ивановны, урожденной Мясниковой, он получил в наследство огромное состояние, дававшее ему возможность жить так, как ему хотелось. За это и Н.А. Дурасов, и его ближайшие родственники Мельгуновы и Козицкие получили прозвище “евангельских богачей”.



Огромные средства, которыми располагал владелец, позволили ему в кратчайшие сроки обустроить усадьбу по собственному вкусу. Считается, что уже в 1801 г. был сооружен новый господский дом в стиле зрелого классицизма, имеющий план в форме равноконечного креста с кругом посредине.



Крестообразно расположенные объемы соединяются межу собой дугами красивой ионической двухрядной колоннады, которая придает постройке круглую форму. Такая необычная композиция породила легенду: якобы дом построен в виде ордена святой Анны, которым очень гордился его хозяин. Однако реальных доказательств этому нет, как, впрочем, и документа, подтверждающего награждение Н.А. Дурасова этим орденом.



Однако возможно, что такой орден у Н.А. Дурасова все-таки был, его воинское звание бригадир вполне позволяло иметь такую награду. Предание про «дом-орден», названное искусствоведом А.Н. Гречем предположением “…полуанекдотического характера…”, интересно само по себе как пример наивного народного объяснения того, каким образом могла появиться постройка, отличавшаяся от принятого в то время стандарта для помещичьих домов.



Созданный Р.Р.Казаковым и И.В.Еготовым, дворец имел крестообразную форму с четырьмя симметрично расположенными вокруг круглой центральной залы комнатами. Венчал здание круглый купол со статуей Аполлона. Двухрядная колоннада дополняла фасад. Подобная планировка имеет сочетание креста и круга, что, согласно легенде, должно было напоминать Дурасову орден Святой Анны.



Одновременно с господским домом были возведены или реконструированы другие усадебные сооружения, в основном возведенные из кирпича, в отличие от большинства подмосковных усадеб того времени. Среди них большой комплекс театральных зданий.



В созданных по решению Н.А. Дурасова театральной труппе и оркестре было около сотни крепостных людей, которых обучали в специальной школе, устроенной в Люблино. Представления устраивались два раза в неделю. Впоследствии многие крепостные ученики этой школы, получив вольные, перешли на императорскую сцену, что является дополнительным свидетельством их профессионализма.



Недалеко от театра находились флигель, где размещался пансион для дворянских детей во главе с учителем-французом, и огромная оранжерея, состоявшая из десяти зал; южнее - конный двор и несколько сооружений хозяйственного назначения. Все постройки имения выполнены в стиле зрелого классицизма.



Одновременно на богатом холмистом рельефе был разбит пейзажный парк свободной планировки. В его структуру функционально вписались “езжалые дороги”. Одна из них превратилась в липовую аллею, подходившую к господскому дому с юга. Важным элементом парковой структуры является обширный пруд (ныне Люблинский) на русле речки Голяди.



После реконструкции Люблино Н.А. Дурасов поселился в нём и стал периодически устраивать в усадьбе шикарные приемы для москвичей. Он прославился своим гостеприимством, которое не было удовлетворением тщеславия, а свойством его добродушной натуры и выполнением желания - сделать всем и каждому приятное.



Вся московская знать запросто посещала знаменитые обеды в Люблино, проходившие зимой, в огромной оранжерее, наполненной померанцевыми, лимонными и лавровыми деревьями и несметным количеством самых разнообразных и роскошных цветов. После обеда обычно выступали песенники, певшие под аккомпанемент кларнета и рояля, а слуги разносили разнообразные ликеры.



Хлебосольный хозяин, если замечал, что какой-нибудь ликер или вино особенно понравились гостю, приказывал несколько бутылок положить в его экипаж, а за обедом приговаривал по поводу разных редкостных кушаний и напитков “Дрянь, совершенная дрянь-с!”



В отличие от многих подмосковных усадеб, в том числе Кузьминок, Люблино не так уж сильно пострадало во время Отечественной войны 1812 г. Объясняется это довольно просто. Масштабы запасенной Н.А. Дурасовым провизии привлекли внимание высшего французского начальства.



Один из русских агентов, оставшихся в оккупированной Москве, в своем донесении отмечал: "Недостаток в пище столь велик в самом городе, что едят ворон и галок. В Люблино, у г-на Дурасова, живет один французский генерал и пользуется найденными там припасами, вином. Три приятеля у него обедали. Как скоро узнали в Москве, что в Люблино хорош стол, то все стали туда ездить обедать; и 29-го сентября было за столом человек 40 одних генералов".



Разумеется, там, где постоянно развлекалось начальство, всегда соблюдался относительный порядок, поэтому после войны Люблино оказалось возможным восстановить достаточно быстро.



Одним из последних праздников, устроенных Н.А. Дурасовым в Люблино, оказался торжественный прием 23 мая 1818 г. в честь императрицы Марии Федоровны - вдовы Павла I. Осмотрев оранжерею, она выбрала для себя некоторые растения и, похвалив садовника, пожаловала ему подарок.



Впоследствии в память о приезде императрицы один из залов господского дома был украшен ее бронзовым бюстом работы скульптора Гишара. На пьедестале бюста была помещена следующая надпись: “В память посещения Люблина императрицей Марией Федоровной. Майя, 23 дня 1818 года”.



Уже в июне того же года хлебосольный владелец Люблина скончался. “Добрый был человек. Весь город жалеет о смерти его… Переводится порода бригадирская, а не воскрешать же Екатерину Великую, чтобы пожаловать новых”, - писал об этом событии московский почт-директор А.Я. Булгаков поэту П.А. Вяземскому.



Поскольку Н.А. Дурасов всю жизнь прожил холостяком и не имел прямых потомков, то Люблино унаследовала его сестра Аграфена Алексеевна. Однако подлинным хозяином Люблина, занимавшимся всеми делами по имению, был муж их дочери Агриппины Михайловны, генерал-майор Александр Александрович Писарев, бывший одним их теоретиков масонства.



При нем Люблино превратилось в дачное место, где состоятельные горожане снимали летние дачи. В праздники количество посетителей увеличивалось. Многие москвичи приезжали с семьями, чтобы один день отдохнуть в Люблине. Большой регулярный усадебный парк содержался в чистоте. Сама усадьба поддерживалась с той же пышностью, как и было при Н.А. Дурасове.



Местность стала называться Голофтеевскими дачами. В летнее время усадьба была очень популярна как среди дворянских семей, так и людей творческих профессий, ученых, чиновников. Здесь писал картину "Меншиков" Василий Суриков, завершал роман "Преступление и наказание" Достоевский.



Биограф писателя Л. Гроссман отмечал, что “В Люблине Достоевский пережил еще одно большое душевное событие, быть может, единственное в его жизни - глубокую, чистую духовную любовь. Такое высокопоэтическое чувство он питал к своей племяннице, двадцатилетней Сонечке…”.



Впоследствии впечатления Достоевского от жизни в Люблино нашли отражение в его произведении “Вечный муж” при описании посещения героями семейства Захлебиных, а некоторые “странности” племянника писателя А.П. Карепина нашли свое воплощение в чертах одного из центральных героев повести - Трусоцкого.



В 1904 году усадьба Люблино пострадала от сильного урагана, в тот год уничтоженная статуя Аполлона на куполе Дворца была заменена на фигуру античной Геркулаянки. В 1917 году дачи прекратили свое существование.



В усадьбе в разное время размещались школа, клуб железнодорожников, отделение милиции, Институт океанологии. Здания разрушались и приходили в запустение.



И только в начале 21 века, в Усадьбе Люблино начали проводиться реставрационные работы и ее интерьеры были восстановлены в первоначальном виде. После этого возник музейно-усадебный комплекс Люблино.



(Часть текста взята мной из статьи Е.М. Юхименко «Люблино прекрасное, Люблино милое»)

Другие усадьбы и парки:

Усадьба Абрамцево
Усадьба Алтуфьево
Усадьба Архангельское
Усадьба Большие Вяземы
Усадьба Боблово
Усадьба Братцево
Усадьба Валуево
Усадьба Дубровицы
Усадьба Захарово
Усадьба Знаменское-Губайлово
Усадьба Кусково
Усадьба Ленинские Горки
Усадьба Люблино
Усадьба Мелихово
Усадьба Мураново
Усадьба Остафьево
Усадьба Свиблово
Усадьба Середниково
Усадьба Тараканово
Усадьба Узкое
Усадьба Усачёвых-Найдёновых
Усадьба Ховрино (Грачёвка)
Усадьба Шахматово
Усадьба Ярополец-Гончаровых
Музей-заповедник Коломенское
Музей-заповедник Царицыно
Александровский сад
Екатерининский парк
Лефортовский парк
Нескучный сад
Парк искусств Музеон
ЦПКиО имени Горького

Дурасов, Люблино, Достоевский

Previous post Next post
Up