«О том же, как митрополит Сергий в отношении своем к Зарубежью стал орудием советской власти, я опять воспользуюсь изложением самого С.В. Троицкого в его статье «Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры».
«Однако, писал он, советская власть была другого мнения, и 12-го декабря 1926 года арестовала митрополита Сергия, а в 1927 г. отпустила его и даже 20-го мая 1927 г. легализовала его синод, но С УСЛОВИЕМ, ЧТОБЫ МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ПОМОГ ЕЙ В БОРЬБЕ С ЗАГРАНИЧНОЮ ЦЕРКОВЬЮ, и уже 14-го июля 1927 г. митрополит Сергий под давлением советской власти потребовал через митрополита Евлогия от заграничных иерархов письменное заявление, что они будут соблюдать полную лояльность в отношении к этой власти и не будут заниматься политикой. Как откровенно объясняет сам м. Сергий в письме патриарху Варнаве от 23-го марта 1933-го года (№ 311), мотивом такого требования были и «практические соображения: политика, увлекавшая ваше заграничное эмигрантское духовенство, имела характер НЕПРИМИРИМО ВРАЖДЕБНЫЙ К НАШЕМУ (Т.Е. СОВЕТСКОМУ) ПРАВИТЕЛЬСТВУ, а по временам и открыто интервентский».
«Отказавшись исполнить условие, указанное в п. 1 или до 15/2 сентября с. г. не давшие ответа на настоящее предложение, а равно и нарушившие принятое на себя обязательство, увольняются от должности и исключаются из состава клира, находящегося в ведении Московской патриархии» (Церк. Вестник 1927 г. № 3, стр. 5).
«Точно также и в своей декларации о верности советскому правительству от 29-го июля 1927 г. м. Сергий пишет: … «Мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности к советскому правительству во всей своей общественной деятельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исключены из состава клира, подведомственного Московской патриархии. Думаю, что размежевавшись таким образом, мы будем обеспечены от всяких неожиданностей из-за границы» (Церковн. Вестник. 1927 г. № 17-18, стр. 6).
«Требуемое обязательство дали только м. Евлогий и большинство подчиненного ему духовенства и, казалось бы, что м. Сергий на основании своего же собственного указа от 14-го июля 1927 г. считать всех этих иерархов и клириков находящимися вне его юрисдикции и оставить их в покое, но ЭТО НЕ ОТВЕЧАЛО СТРЕМЛЕНИЮ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ЗАСТАВИТЬ ЗАМОЛЧАТЬ ЗАГРАНИЧНУЮ ЦЕРКОВЬ И ПОТОМУ М. СЕРГИЙ ВЫНУЖДЕН БЫЛ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ, И, КАК БЫ ЗАБЫВ О СВОЕМ УКАЗЕ, РАССМАТРИВАТЬ УЖЕ ИСКЛЮЧЕННОЕ ИМ ИЗ СВОЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ЗАГРАНИЧНОЕ ДУХОВЕНСТВО КАК ЕМУ ПОДЧИНЕННОЕ И ПРИНИМАТЬ ВНОВЬ МЕРЫ ПРОТИВ НЕГО. В послании митрополиту Евлогию от 8-го февраля 1928 года он ГРОЗИТ СУДОМ ЭТОМУ ДУХОВЕНСТВУ, А ТАК КАК ЕГО ЛИЧНЫЙ АВТОРИТЕТ ОКАЗАЛСЯ НЕДОСТАТОЧНЫМ, ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ ПОДЧИНИТЬСЯ ТРЕБОВАНИЯМ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ЗАГРАНИЧНОЕ ДУХОВЕНСТВО, ОН ПРИХОДИТ К МЫСЛИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ ГЛАВ ДРУГИХ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ЦЕРКВЕЙ. 31-го января 1929 года он обратился к митрополиту Евлогию с посланием (№ 100), где просил м. Евлогия «взять на себя труд довести вышеупомянутое (от 8-го июня 1927 г. № 1246) постановление до сведения святейших патриархов православных и других предстоятелей православных поместных автокефальных церквей, и передать им нашу общую просьбу (обращаемую в особенности к блаженнейшему патриарху Сербскому) принять означенное постановление с братским единомыслием и, запретив каждый в своем пределе незаконную деятельность Карловацкого синода и собора, теперь уже грубо самочинных… ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ К ОКОНЧАТЕЛЬНОМУ УПРАЗДНЕНИЮ ПРИЧИНЯЕМОГО НАЗВАННОЙ ГРУППОЙ ЦЕРКОВНОГО НЕСТРОЕНИЯ И СОБЛАЗНА» (Церковн. Вестник. 1929 г. № 3, стр. 2).
«НО ГЛАВЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ ХОРОШО ЗНАЛИ, ЧЬИМ ОРУДИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ В ДАННОМ СЛУЧАЕ МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ, И ПОТОМУ НИКАКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭТА ПРОСЬБА МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ НЕ ИМЕЛА. (ДАННОЙ ЦИТАТОЙ ГРАФ ГРАББЕ НЕВОЛЬНО ОБЛИЧАЕТ И САМ СЕБЯ, Т.К. РАНЕЕ УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЭТИ ИУДОПРЕДАТЕЛЬСКИЕ НОВОВЕРЧЕСКИЕ «ЦЕРКОВНЫЕ ГЛАВЫ» «НЕ ЗНАЛИ» О СЕРГИАНСКОМ АПОСТАТСТВЕ И ПОТОМУ ПРИНЯЛИ УЧАТИЕ В «СОБОРЕ» ПО «ИЗБРАНИЮ» СЕРГИАНСКОГО ЛЖЕПАТРИАРХА И Т.П. НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ ЭТИ «ГЛАВЫ» ПОСТОЯННО ПРЕБЫВАЛИ В ОБЩЕНИИ ОДНОВРЕМЕННО С БЕЛОГВАРДЕЙСКОЙ РЗЦ И СЕРГИАНСКОЙ ЛЖЕЦЕРКОВЬЮ ТОЛЬКО ИЗ-ЗА ОДНОЙ СВОЕЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ И САМА РЗЦ ОТНОСИЛАСЬ К ЭТОМУ ДОВОЛЬНО ЦИНИЧНО. ЧТО ОСОБО ЯРКО ПРОЯВЛЯЛОСЬ ВО ВРЕМНА ЛЖЕМИТ. ФИЛАРЕТА ВОЗНЕСЕНСКОГО, КОГДА, НАПРИМЕР, ЛЖЕИЕРАРХИ РЗЦ «ПОЗДРАВЛЯЛИ» С «ИНТОНИЗАЦИЕЙ» ИЕРОСАЛИМСКОГО ЛЖЕПАТРИАРХА ОДНОВРЕМЕННО С СЕРГИАНСКИМ ЛЖЕМИТРОПОЛИТОМ ЮВЕНАЛИЕМ, НОВОСТИЛЬНЫМ ЛЖЕМИТ. МИЛИТОНОМ И Т.П И ДАЖЕ ОТКРЫТО СООБЩАЛИ ОБ ЭТОМ СВОЕМ ЭКУМЕНИЧЕСКОМ АНТИХРИСТОВОМ АПОСТАТСТВЕ В СВОИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИЗДАНИЯХ.:
http://procvetitel.livejournal.com/35147.html )
«Между тем, СКОРО ДЛЯ ВСЕХ СТАЛО ЯСНО, КАК ШИРОКО ПОНИМАЕТ МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ЛОЯЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ и насколько правы были те иерархи, которые не согласились дать такое обязательство.*
* Прошу читателя обратить внимание на эти слова С.В. Троицкого, который теперь называет эту позицию «неправдой карловацкого раскола». Граф Граббе.
«Митрополит Евлогий, которому митрополит Сергий в награду за выполнение его требования подчинил даже дольневосточные церкви (Указ от 29 апреля 1929 г. № 1359)**, был 11-го июня 1930 года ЛИШЕН ДОЛЖНОСТИ МИТРОПОЛИТОМ СЕРГИЕМ ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В БОГОСЛУЖЕНИИ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ОТ ГОНЕНИЙ И В ПАНИХИДАХ ПО ЖЕРТВАМ БОЛЬШЕВИКОВ И ПРОТЕСТОВАЛ в своем послании ПРОТИВ ТОЙ ЯВНОЙ НЕПРАВДЫ, КОТОРУЮ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВСЕГО МИРА 15 февраля 1930 г. ПРОВОЗГЛАСИЛ М. СЕРГИЙ, А ИМЕННО, ЧТО В СОВЕТСКОЙ РОССИИ НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО ГОНЕНИЙ ПРОТИВ ВЕРЫ» (Церковная Жизнь № 10 и 11 за 1936 г. стр. 170-171).
** Впрочем, это подчинение было только на бумаге, ибо Дальневосточная иерархия осталась тогда верна архиерейскому синоду. Граф Граббе (Д.М.Гинце сообщает, что в 1941 г. РЗЦ на Дальнем Востоке ЯВНО ДЛЯ СЕРГИАНСКОЙ ЛЖЕЦЕРКВИ БЫЛ «РУКОПОЛОЖЕН» ДАЖЕ ЛЖЕЕПИСКОП:
http://procvetitel.livejournal.com/152697.html ).»
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/119732.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/120119.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/120765.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/121177.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/121502.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/121895.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/122685.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/123767.html Часть 9:
http://procvetitel.livejournal.com/124555.html Часть 10:
http://procvetitel.livejournal.com/125559.html Часть 11:
http://procvetitel.livejournal.com/125877.html Часть 12:
http://procvetitel.livejournal.com/126096.html Часть 13:
http://procvetitel.livejournal.com/127909.html Часть 14:
http://procvetitel.livejournal.com/128149.html Часть 15:
http://procvetitel.livejournal.com/130804.html Часть 16:
http://procvetitel.livejournal.com/132222.html Часть 17:
http://procvetitel.livejournal.com/134466.html Часть 18:
http://procvetitel.livejournal.com/134684.html Часть 19:
http://procvetitel.livejournal.com/137403.html Часть 20:
http://procvetitel.livejournal.com/140652.html Часть 21:
http://procvetitel.livejournal.com/145080.html Часть 22:
http://procvetitel.livejournal.com/148037.html Часть 23:
http://procvetitel.livejournal.com/148552.html Часть 24:
http://procvetitel.livejournal.com/149842.html Часть 25:
http://procvetitel.livejournal.com/150251.html Часть 26:
http://procvetitel.livejournal.com/150659.html Часть 27:
http://procvetitel.livejournal.com/150926.html Часть 28:
http://procvetitel.livejournal.com/151344.html Часть 29:
http://procvetitel.livejournal.com/152157.html Часть 30:
http://procvetitel.livejournal.com/153091.html