ВЛАСТЬ ОТ БОГА ИЛИ ОТ «КРАСНОГО ДРАКОНА»? (3)

Jan 14, 2011 00:54

Часть 1: http://procvetitel.livejournal.com/119732.html

Часть 2: http://procvetitel.livejournal.com/120119.html

«Для лучшего уяснения этого вопроса я приведу этот текст в переводе на русский язык. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. ХШ, 1-5).

Хотя об этом писалось уже не раз, не лишне будет привести здесь толкование этого текста у Свв.Отцов.

СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ говорит, что в данном месте у Апостола речь идет о самом принципе власти, а не о власти каждого начальствующего.

«Как это, -- спрашивает Златоуст, неужели всякий начальник от Бога? - Не то говорю, отвечает он, -- у меня теперь речь не о каждом начальнике в отдельности, а о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так, чтобы народы носились туда и сюда подобно волнам, все это называю я делом Премудрости Божией. Поэтому Апостол не сказал, что нет начальника, который был бы поставлен не от Бога, но рассуждая вообще о существе власти говорит: нет власти аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть». И далее Св. Отцом дается ясная аналогия, «…когда премудрый говорит, что от Господеви сочетавается жена мужеви (Пр. ХIХ, 14), разумеем через сие, что брак установлен от Бога, а НЕ ТО, ЧТО БОГ СОЧЕТАВАЕТ КАЖДОГО ВСТУПИВШЕГО В БРАК, НО ВИДИМ, ЧТО МНОГИЕ ВСТУПАЮТ В БРАК С ХУДЫМИ ВИДАМИ И НЕ ПО ЗАКОНУ, ЧЕГО ОДНАКОЖЕ НЕ МОЖЕМ ВМЕНИТЬ БОГУ».

В том же смысле толкует слова Апостола Павла о власти и СВ. ИСИДОР ПЕЛУСИОТ. Приведу здесь целиком его замечательное письмо к Дионисию.

«Поелику писал ты: что сие значит: «несть бо власть аще не от Бога»? и спрашивал: ужели каждый начальник поставляется Богом? - то скажу на сие (и не погневайся на меня, потому что скажу не пустое нечто): мне кажется, что ты или не читал Павловых изречений, или же не понял их. Павел не сказал: несть начальник, аще не от Бога, но рассудил о самом начальствовании, говоря: несть власть аще не от Бога. То самое, что у людей есть начальства, одни начальствуют, другие живут под начальством - не просто и не самослучайно происходит сие, так чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам Павла, это есть дело Божией премудрости. Поелику равночестность по обыкновению возжигает часто войну; то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жены, отца и сына, старца и юноши, господина и раба, учителя и ученика. Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное сему. Поручителями в этом - пчелы, подчиняемые царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно окажется не лишенным сего благочиния. И там многие породы рыб имеют одного правителя и вождя; посему отправляются в дальние преселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее, и бывает причиною замешательства и безурядицы. Посему и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все равночестно, но одни члены начальствуют, а другие подчинены. Потому в праве мы сказать, что самое дело, разумею власть, т.е. начальство и власть царская, установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. НО ЕСЛИ КАКОЙ ЗЛОДЕЙ БЕЗЗАКОННО ВОСХИТИЛ СИЮ ВЛАСТЬ, ТО НЕ УТВЕРЖДАЕМ, ЧТО ПОСТАВЛЕН ОН БОГОМ, НО ГОВОРИМ, ЧТО ПОПУЩЕНО ЕМУ, ИЛИ ИЗБЛЕВАТЬ ВСЕ СВОЕ ЛУКАВСТВО, КАК ФАРАОНУ, И В ТАКОМ СЛУЧАЕ ПОНЕСТИ КРАЙНЕЕ НАКАЗАНИЕ, ИЛИ УЦЕЛОМУДРИТЬ ТЕХ, ДЛЯ КОГО НУЖНА И ЖЕСТОКОСТЬ, КАК ЦАРЬ ВАВИЛОНСКИЙ УЦЕЛОМУДРИЛ ИУДЕЕВ.» (Творения Св. Исидора Пелусиота. Ч. 2-я Москва. 1860 г.)

Из этих толкований видно, что Св. Отцы приведенное здесь учение Ап. Павла понимали как направленное против анархии и устанавливающее значение самого принципа власти. Начальство и царская власть установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство.

Апостол далее указывает и признаки истинной установленной Богом власти, в которой «начальник есть слуга тебе на добро».

ПРЕП. ЕФРЕМ СИРИН дает более краткое толкование 13-й главы Послания к Римлянам, указывая только на то, что каким бы ни был начальник по своим свойствам, он дается Богом «ДЛЯ УКРОЩЕНИЯ НЕСПРАВЕДЛИВЫХ И ДЛЯ ОДОБРЕНИЯ ПРАВЕДНЫХ». «Итак, пишет он, кто сопротивляется начальнику, который есть отмститель зла, тот Божией воле противится». Толкования Св. Ефрема Сирина так кратки, что не дают всестороннего объяснения текстов. Они скорее являются подстрочными истолковательными замечаниями, в которых мысль автора иногда поясняется его перифразами самого текста Послания. В данном случае его перифраз требует внимания.

Толкование 13-й главы Послания к Римлянам Св.Ефрем начинает следующими словами: «Всякая душа, говорит он, которая если подчинена будет властям, да повинуется им: ибо нет власти (если) не от Бога». Слово «е с л и» пояснительно вставленное переводчиком, здесь очень значительно, ибо указывает на то, что Св.Отец НЕ ВСЯКУЮ ВЛАСТЬ ПРИЗНАЕТ ОТ БОГА. От Бога -- та власть, которая, хотя и совершает иногда несправедливость, но выполняет изложенные в последующих стихах 13-й главы цели власти. Следовательно начальник, который действует не в согласии с этими целями, не может иметь и всех необходимых свойств принадлежащих к определению истинной власти, которой одной только христиане и обязаны повиноваться во всем не за страх, а за совесть.»

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Об антихристе и его царстве, Истинные Святые, оглашение, блудные лжебраки, Власть от Бога или от "красного дракона"

Previous post Next post
Up