Надеюсь, что этот пост завершит пока что тему эстетики, в которую мне пришлось уклониться от основной темы данной серии. Ответ на вопрос, заданный в заголовке: конечно, есть.
Вопрос, впрочем, не новый. Его поднял и подробно рассмотрел ещё Чарлз Дарвин в своей книге про половой отбор. Причём Дарвин отлично понимал, какой взрыв негодования в обществе вызовет "невероятное" предположение, что животные обладают чувством красоты - вероятно, не меньшее, чем идея о происхождении человека (не случайно оба эти наиболее "скандальных" вопроса он объединил в одной книге). Поэтому Дарвин сопроводил свои однозначные утверждения, что животные обладают "вкусом к прекрасному" и "чувством красоты" разными успокоительными оговорками в духе времени: "Когда однако говорится, что низшие животные обладают чувством красоты, то его, конечно, нельзя сравнивать с чувствами образованного человека, осложнёнными разнообразными ассоциациями идей. Более справедливо было бы сравнивать вкус к прекрасному у животных со сходными чувствами у самых грубых дикарей, которые восхищаются и украшают себя всяким блестящим, сверкающим или диковинным предметом".
Занятно, что для многих "дарвинистов", желающих быть "большими католиками, чем сам папа" большими эволюционистами, чем сам Дарвин, он в этом вопросе вовсе не был авторитетом. Вот одно из характерных высказываний на этот счёт. Александр Серебровский (1892-1948) в своей популярной книге "Биологические прогулки" писал о нарядной весенней окраске самцов гребенчатого тритона: "К чему рядятся эти подводные животные в свои брачные наряды? Неужели же затем, чтобы прельщать красотой своего оранжевого брюха или горделивого гребня маленькую скромную самочку? Нет, это невероятно. Слишком много человеческого предполагаем мы в их холодных душах. Мы допускаем не только то, что тритонихе доступно представление о красоте, но и что эти её представления тождественны нашим человеческим понятиям... Не слишком ли это смело?.. Внешне тритоны меняются, это факт. Но тритоны похорошели лишь с нашей точки зрения, как хорошеет для нас весь мир весной".
Изумительное рассуждение, не правда ли?
Вот, кстати, этот гребенчатый тритон в брачном наряде:
Но возвращаясь к теме о том, что же такое эстетическое чувство. Разумеется, в том всеобщем подсчёте всего и вся, который, сами того не замечая, ведут в течение всей жизни живые существа, нет ровным счётом ничего мистического. Как и ничего такого, для чего требовались бы "чувства образованного человека, осложнённые разнообразными ассоциациями идей". Как я уже писал ранее, слегка упрощая: встреченное впервые представляется уродливым, встреченное десятки или сотни раз - эстетически приемлемым. Тысячи раз, да ещё с нарастающей частотой - красивым. Десятки или сотни тысяч раз - прекрасным, совершенным, эталонным образцом красоты. (Большое значение имеет и то, множится ли число таких встреч или убывает).
А это самец золотого фазана прельщает невзрачную самку
Поэтому, например, рисунки "самых грубых дикарей" первобытной эпохи в пещере Альтамира вовсе не кажутся нам уступающими по уровню эстетического чувства тому, что способен создать "современный человек". И если в других случаях у животных мы видим только зачатки тех свойств, которые в полной мере проявляются у человека, то в данном случае, рискну предположить, что эстетическое чувство животных не только не уступает, но часто и превосходит человеческое.
Наскальные рисунки первобытных людей в Альтамире. Характерно, что после открытия рисунков в 1879 году учёные долго не хотели верить, что первобытные люди были способны на такое искусство
И это вполне естественно: для животных оно напрямую связано с выживанием: умение выбрать наиболее слабую добычу или наиболее питательный плод жизненно необходимо. Для "современного образованного человека", за тысячелетия цивилизации создавшего вокруг себя достаточно комфортную и безопасную среду, вопрос не стоит столь остро. Ведь никого не смущает тот факт, что обоняние многих животных, скажем, собак, гораздо лучше человеческого? К той же мысли следует привыкнуть и в отношении эстетического чувства.
Значит ли это, что историю искусства следует вести вовсе не с первобытных племён и не с тех же пещерных фресок, а с гораздо более древней геологической эры - как минимум, времён аммонитов (когда впервые явно проявился половой отбор)? Пожалуй, что так. В этом случае первыми произведениями искусства следует считать, например, яркие "брачные наряды" тех или иных животных. А также и, скажем, яркий облик цветков, опыляемых насекомыми.
Это будет более правильный подход к истории искусства, нежели тот, что принят в настоящее время...
Дарвин (про фазана аргуса): "Эти перья показывали многим художникам, и все они любовались совершенством оттенения. ...Многие считают совершенно немыслимым, чтобы птица была способна оценить тонкость оттенения и изящество рисунка. Обладание такой почти человеческой степенью вкуса представляет, без сомнения, удивительный факт..." Ниже на фото: самец фазана аргуса демонстрирует своё великолепие самке.
Продолжение
здесь.
Посты по теме:
ПИСЬМО 1. ПИСЬМО 2. ПИСЬМО 3. Красота - это повторение ПИСЬМО 4. Всегда ли красота целесообразна? ПИСЬМО 5. Есть ли в природе реклама? ПИСЬМО 6. Есть ли у животных эстетическое чувство? ПИСЬМО 7. Почему красота может "погубить мир"? ПИСЬМО 8. Красивы ли "Черёмушки"? ПИСЬМО 9. Аскеты и жизнелюбы ПИСЬМО 10. Аскетизм и жизнелюбие в истории классов ПИСЬМО 11. Аскетизм Рахметова ПИСЬМО 12. Аскетизм Ленина ПИСЬМО 13. Аскетизм Ленина (окончание) ПИСЬМО 14. "Модель Ленина-Рахметова" после революции ПИСЬМО 15. "Великая галстучная дискуссия" ПИСЬМО 16. Сражение вокруг канарейки ПИСЬМО 17. "Стиляга" против "Рахметова" ПИСЬМО 18. Папина "Победа" ПИСЬМО 19. Стиляги, инкруаябли, мервейёзы и "балы жертв" ПИСЬМО 20. Модель "Ленина-Рахметова" в 60-е и 70-е годы ПИСЬМО 21. Победа "стиляг" ПИСЬМО 22. Краткое содержание предыдущих писем ПИСЬМО 23. Закон Энгельса, или "Два шага вперёд, шаг назад" ПИСЬМО 24. Нигилизм в истории красных и ранних христиан ПИСЬМО 25. Ещё о неизбежности "контрреволюции" ПИСЬМО 26. Победили ли стиляги? (Краткий обзор откликов)