ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (9). Аскеты и жизнелюбы

Jun 15, 2018 14:16



Многие сейчас готовы посмеяться над "нелепыми" гигантскими причёсками модных дам XVIII столетия. Но многометровый шлейф на свадьбе принцессы Дианы и принца Уэльского (на фото) почему-то почти никому не показался смешным

Все читатели братьев Стругацких, наверное, помнят, как в "Трудно быть богом" дон Румата ввёл в обиход новшество - носовой платочек:
"Насколько было проще с носовыми платками! На первом же балу Румата извлёк из-за обшлага изящный кружевной платочек и промокнул им губы. На следующем балу бравые гвардейцы уже вытирали потные лица большими и малыми кусками материи разных цветов, с вышивками и монограммами. А через месяц появились франты, носившие на согнутой руке целые простыни, концы которых элегантно волочились по полу."
История, конечно, выдуманная, но в реальности что-то похожее всегда и происходило, только не с такой быстротой, конечно. Как уже говорилось в предыдущих постах серии, есть среди объектов любой эволюции две очень резко различающиеся группы.
Различаются они буквально всем:
Как два различных полюса,
Во всём различны мы.
И распознаём мы их обычно буквально с первого взгляда, только редко вдумываемся в собственные впечатления и ощущения. Вот возьмём придуманный Стругацкими, но довольно удобный для сравнения пример. Чем различается "изящный кружевной платочек" Руматы и то, что появилось из него "через месяц"? Количество "платочков Руматы" стремительно растёт. Их красота строго целесообразна и кажется многим слишком скромной, невзрачной. Количество "простыней" уже явно достигло максимума и вряд ли будет расти дальше. Наоборот, когда пик моды будет пройдён, оно станет снижаться. "Красота" присутствует в них в явно избыточном, нецелесообразном количестве (авторы над этим откровенно смеются). Об этих двух отличиях (красота и изменение численности) уже говорилось в прошлых постах серии. Но в действительности различий гораздо больше. Вот ещё одно очевидное различие: на "платочек Руматы" пошло совсем немного ткани. На "платок-простыню" ткани пошла... целая простыня, то есть трата ресурса была наибольшей.
Возьмём теперь реальный пример из истории: эволюцию причёсок XVIII века. В 1757 году личный куафер Людовика XV мэтр Легро основал первую академию парикмахерского искусства. Это было примерно аналогично появлению дона Руматы на балу с кружевным платочком. Вскоре причёски придворных дам стали расти в размерах.



Рисунки XVIII века, изображающие причёски тогдашних модниц







Через некоторое время они достигали уже полуметра в высоту. Их укрепляли каркасами, которые украшали сотнями шпилек, жемчугом, золотыми нитями, бантами с подвесками, опаловыми и ониксовыми гребнями, фигурами людей и корабликами. Также вплетались в причёску живые цветы, а чтобы они не увядали слишком быстро - вазочки с водой.
Но, быть может, причёски - это какой-то исключительный пример? И вообще, для современных людей свойственно посмеиваться над "чудачествами" людей из прошлого. Но вот пример самый современный: на недавней свадьбе британского принца Гарри миллионы телезрителей жадно любовались на пятиметровый шлейф подвенечного платья его избранницы. И они не видели в этом ничего эксцентричного и достойного смеха. Так что ничто не изменилось с XVIII века, и люди, и законы эволюции остались неизменны, просто вчера казались нормальными полуметровые причёски, а ныне - пятиметровый шлейф...



На свадьбе принца Гарри

20 лет назад я назвал эти две формы объектов эволюции "аскетичными" и "жизнелюбивыми", и до сих пор не придумал для них лучшего названия. "Аскеты" растрачивают ресурсы только на воспроизведение, а в остальном жёстко ограничивают себя. "Жизнелюбы", наоборот, "ни в чём себя не отказывают" (собственно в биологии это явление давно уже описано под названием r- и k- жизненных стратегий).
Обе формы, или стратегии эволюционного поведения, имеют смысл, хотя он различен. "Аскеты" непобедимы в борьбе за выживание, в отвоевании жизненного пространства, но во внутренней конкуренции они всегда и во всех случаях проигрывают. В ней они бессильны и беспомощны. Вероятно, я никого не удивлю, если выскажу мысль, которую повторяю в каждом посте данной серии: так дело обстоит в любом процессе эволюции. Всюду объекты-аскеты завоёвывают себе нишу (экологическую, или экономическую, или социальную) и затем вытесняются объектами-жизнелюбами. Я писал тогда: ""Жизнелюб" приспособлен к борьбе со своими, "аскет" - с чужими"... Лесоводы давно заметили, что на хороших почвах количество деревьев меньше, чем на плохих. Правда, преобладают среди них уже не невзрачные аскеты, а жизнелюбивые исполины. Но и жизненное состязание между ними разворачивается не в пример суровее...".
Кстати, простой пример с деревьями хорошо опровергает устоявшееся и почти всеобщее заблуждение о том, что "вот будет всего вдоволь, и отношения станут добрее, мягче". Потому что в реальности происходит нечто противоположное: при избытке ресурсов внутривидовая конкуренция сама собой не гаснет. Более того, она не только не утихает, но и достигает прямо-таки предельного, плазменного накала...
Но если жизнелюбы "начинают и выигрывают", ставят шах и мат аскетам при любом развитии шахматной партии, то почему же эволюция на этом не останавливается? Очень просто: потому что, как говаривал Мао, "хотел бы лес покоя, да ветер не даёт". Например, возвращаясь к первому примеру с дамскими причёсками, в какой-то момент в эволюцию парикмахерского искусства вмешался совершенно незапланированный цирюльниками бритвенный прибор: гильотина - "народная бритва". Она сильно уменьшила поголовье носительниц пышных полуметровых куафюр, а других заставила кардинально упростить причёски, и в моду вновь вошли короткие волосы. Занятно, что короткие стрижки тогда именовались "под гильотину", то есть они обозначали как бы сочувствие "жертвам террора".



Такие причёски стали популярны среди французских модниц на рубеже XVIII-XIX веков, после работы "народной бритвы". Изобретателем этой причёски считается мадам Тальен, которая сама уцелела от гильотины только благодаря термидору

Опять прошу прощения за самоцитирование: "Волны вымирания, поражавшие самые различные группы живых существ, неизменно уносили с собой всех "великанов", но часто щадили "карликов". Общеизвестный пример в этом отношении - судьба гигантских рептилий. Менее известно, что крупные рептилии в истории Земли вымирали неоднократно. Последнее вымирание млекопитающих также коснулось в первую очередь исполинов: мамонтов, большерогих оленей, саблезубых тигров... А если говорить о мире растений, то что осталось в наше время от гигантских хвощей, плаунов, папоротников?".



Про большинство гигантских животных можно сказать одно и то же: "они вымерли". И в наше время существующие крупные животные (киты, носороги, слоны и т.д.) почти всегда стоят под угрозой вымирания

Конечно, в настоящем посте почти совсем не сказано, как происходит чередование "аскетов" и "жизнелюбов" в исторической эволюции, в развитии классов. Но это - отдельная большая тема, на которой, надеюсь, будет случай остановиться позже.
(Продолжение следует).

Посты по теме:
ПИСЬМО 1.
ПИСЬМО 2.
ПИСЬМО 3. Красота - это повторение
ПИСЬМО 4. Всегда ли красота целесообразна?
ПИСЬМО 5. Есть ли в природе реклама?
ПИСЬМО 6. Есть ли у животных эстетическое чувство?
ПИСЬМО 7. Почему красота может "погубить мир"?
ПИСЬМО 8. Красивы ли "Черёмушки"?
ПИСЬМО 9. Аскеты и жизнелюбы
ПИСЬМО 10. Аскетизм и жизнелюбие в истории классов
ПИСЬМО 11. Аскетизм Рахметова
ПИСЬМО 12. Аскетизм Ленина
ПИСЬМО 13. Аскетизм Ленина (окончание)
ПИСЬМО 14. "Модель Ленина-Рахметова" после революции
ПИСЬМО 15. "Великая галстучная дискуссия"
ПИСЬМО 16. Сражение вокруг канарейки
ПИСЬМО 17. "Стиляга" против "Рахметова"
ПИСЬМО 18. Папина "Победа"
ПИСЬМО 19. Стиляги, инкруаябли, мервейёзы и "балы жертв"
ПИСЬМО 20. Модель "Ленина-Рахметова" в 60-е и 70-е годы
ПИСЬМО 21. Победа "стиляг"
ПИСЬМО 22. Краткое содержание предыдущих писем
ПИСЬМО 23. Закон Энгельса, или "Два шага вперёд, шаг назад"
ПИСЬМО 24. Нигилизм в истории красных и ранних христиан
ПИСЬМО 25. Ещё о неизбежности "контрреволюции"
ПИСЬМО 26. Победили ли стиляги? (Краткий обзор откликов)

переписка Энгельса с Каутским, Эволюция

Previous post Next post
Up