Уже довольно давно, в прошлом столетии и даже - страшно сказать - тысячелетии - мне показалась очень интересной и плодотворной разработка идеи эволюции. Речь не шла о какой-то теории эволюции, отличной от дарвиновской (со всеми её современными обновлениями и дополнениями). Скорее, о другом: мне как-то постепенно и незаметно стало очевидно, что дарвиновские законы - это просто частный случай гораздо более общих и широких законов, которые управляют любыми процессами эволюции вообще.
Неразрешимая проблема заключалась, правда, в том, что не было, да и сейчас нет, науки, которая занималась бы законами эволюции «вообще». То есть эволюцией живого занималась и занимается, к примеру, биология. Эволюцией человеческого общества - история и родственные ей дисциплины. Эволюцию экономики, техники, искусства... всё это изучают разные науки, которые почти нигде не пересекаются и говорят на разных языках.
Как же всё это увязать воедино и найти нечто общее во всей этой невероятной путанице и мешанине пестроте и многообразии? И самое печальное - если даже удастся всё это связать в безупречную логическую сеть, то кто это будет слушать? Кому предлагать эти теории? Ведь таких специалистов и на свете-то нет, каждый учёный привык трудолюбиво рыться в своей норке, вгрызаясь всё глубже и глубже в гранит науки, а содержимое соседних научных норок для него - как другая планета, или даже, скорее, чужая галактика.
Решение этой проблемы, честно говоря, я не нашёл и посейчас, поэтому кому адресованы эти письма, я, по правде сказать, не знаю. Никому? Возможно, и так, потому что все мыслящие люди разбрелись по своим норкам специализации, и снаружи, на «поверхности», буквально никого не осталось. Один интересуется биологией, другой - эволюцией техники, третий - экономикой, четвёртый - искусством, пятый - историческим прогрессом, шестой - развитием языка... И нет никого, кто увидел бы вещь простейшую и очевиднейшую: что всё это - всего лишь грани единого процесса, и не только неправильно, но даже и бессмысленно рассматривать их по отдельности. Всё равно, что писать законы эволюции для рыб и для птиц отдельно, отдельно для животных и отдельно для растений...
Но всё-таки: как объединить такое многообразие? Как найти нечто общее между особью и её клеткой, геном, техническим устройством и его деталью, промышленным изделием, книгой, фразой, словом, буквой и звуком, живописной картиной и фильмом, или даже молекулой, атомом и элементарной частицей... И не попарно, а между всем перечисленным одновременно? Что у них общего, за что тут можно зацепиться, какое единое свойство найти, да вдобавок такое, чтобы его можно было строго измерить (ведь наука, по меткому замечанию Д. И. Менделеева, начинается с тех пор, как начинают измерять), от чего танцевать? На первый взгляд, задача может показаться совершенно неразрешимой. :)
Хотя в действительности она чрезвычайно проста и даже очевидна.
(Продолжение следует)
ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ