ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (11). Аскетизм Рахметова

Jun 29, 2018 09:05




Николай Ярошенко. Курсистка. 1883. Террористка. Этюд. 1881. На левой картине мы видим "нового человека", по определению Чернышевского, а справа, пожалуй, уже "особенного человека"

Совсем недавно я писал о Рахметове, и вот приходится опять возвращаться к этой теме в рамках данной серии. Заслуга создателя этого персонажа, Чернышевского, состоит в том, что он, как настоящий социальный конструктор, построил, вычертил - вначале умозрительно, на бумаге - идеальную модель классового поведения "особенного человека", профессионального революционера. И эта модель вскоре обрела кровь и плоть, потом распространилась и, наконец, победила в октябре 1917 года. В. И. Ленин отмечал: "Величайшая заслуга Чернышевского в том, что он не только показал, что всякий правильно думающий и действительно порядочный человек должен быть революционером, но и другое, ещё более важное: каким должен быть революционер, каковы должны быть его правила, как к своей цели он должен идти, какими способами и средствами добиваться её осуществления".



Н. А. Ярошенко. Студент. 1881

Этой модели, "модели Рахметова", Чернышевский посвятил следующие пламенные строки (я ещё помню, как в советской школе мы заучивали их наизусть, как стихотворение): "Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней - теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли". Кстати, тут хорошо прочитываются и евангельские параллели или отсылки, слова Иисуса к апостолам: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям". (Мф.5:13).
Всю свою жизнь - от чтения до гимнастики - Рахметов подчиняет определённой цели и строго продуманному распорядку. Цель, как нетрудно догадаться - революция, которую Чернышевский иносказательно называет в конце романа "переменой декораций". И какое же место в этой модели "особенного человека" занимает ограничение своих потребностей? Пожалуй, одно из самых существенных.
Н. Чернышевский о Рахметове (извиняюсь за длинную цитату):
"Он стал и вообще вести самый суровый образ жизни. Чтобы сделаться и продолжать быть Никитушкою Ломовым, ему нужно было есть говядины, много говядины, - и он ел её много. Но он жалел каждой копейки на какую-нибудь пищу, кроме говядины; говядину он велел хозяйке брать самую отличную, нарочно для него самые лучшие куски, но остальное ел у себя дома всё только самое дешевое. Отказался от белого хлеба, ел только чёрный за своим столом. По целым неделям у него не бывало во рту куска сахару, по целым месяцам никакого фрукта, ни куска телятины или пулярки. На свои деньги он не покупал ничего подобного; "не имею права тратить деньги на прихоть, без которой могу обойтись", - а ведь он воспитан был на роскошном столе и имел тонкий вкус, как видно было по его замечаниям о блюдах; когда он обедал у кого-нибудь за чужим столом, он ел с удовольствием многие из блюд, от которых отказывал себе в своём столе, других не ел и за чужим столом. Причина различения была основательная: "то, что ест, хотя по временам, простой народ, и я смогу есть при случае. Того, что никогда недоступно простым людям, и я не должен есть!..". Поэтому, если подавались фрукты, он абсолютно ел яблоки, абсолютно не ел абрикосов; апельсины ел в Петербурге, не ел в провинции, - видите, в Петербурге простой народ ест их, а в провинции не ест. Паштеты ел, потому что "хороший пирог не хуже паштета, и слоеное тесто знакомо простому народу", но сардинок не ел. Одевался он очень бедно, хоть любил изящество, и во всём остальном вел спартанский образ жизни; например, не допускал тюфяка и спал на войлоке, даже не разрешая себе свернуть его вдвое."



Рахметов. Иллюстрация В. А. Милашевского к роману "Что делать?"

Но напрашивается вопрос: не слишком ли всё это затейливо и прихотливо, нет ли тут какой-то необязательной вычурности, ненужного чудачества в поведении? Вовсе нет. С одной стороны, Рахметов - идеальная модель, и если не считать одной "слабости" (курения дорогих сигар), которую он себе позволял, почти всё в нём приближено к совершенству. Но, с другой стороны, в его поведении совсем нет ничего лишнего, ненужного. Всё подчинено предстоящей "перемене декораций". И всё придирчиво взвешивается вопросом, который позднее любил задавать Ленин: "Что сказали бы об этом рабочие?" (в отношении Рахметова правильнее было бы спросить: "Что сказали бы об этом простые люди?"). Что они сказали бы о редких фруктах, о телятине или пулярке (то есть попросту говоря, более дорогой курятине), абрикосах и сардинках? Что сказали бы об апельсинах в провинции и в Петербурге?..



"Так нужно, - объясняет сам Рахметов мотивы своих странных на первый взгляд действий, - это даёт уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться". Для чего пригодиться - понятно...
Вот из этой умозрительной модели - Рахметова - родилась вполне реальная практическая и действующая "модель революционера", известная нам как В. И. Ленин.
"После казни брата, - рассказывал Владимир Ильич, - зная, что роман Чернышевского был одним из самых любимых его произведений, я взялся уже за настоящее чтение и просидел над ним не несколько дней, а недель. Только тогда я понял глубину. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь". "Я роман "Что делать?" перечитал за одно лето раз пять, находя каждый раз в этом произведении все новые волнующие мысли". "Он меня всего глубоко перепахал".
О родстве, совпадениях, сходстве и различиях между "моделью Ленина" и "моделью Рахметова" поговорим в следующий раз.



Евгений Данилович-Горовых. Н. Г. Чернышевский пишет роман "Что делать?" в Алексеевском равелине Петропавловской крепости

Посты по теме:
ПИСЬМО 1.
ПИСЬМО 2.
ПИСЬМО 3. Красота - это повторение
ПИСЬМО 4. Всегда ли красота целесообразна?
ПИСЬМО 5. Есть ли в природе реклама?
ПИСЬМО 6. Есть ли у животных эстетическое чувство?
ПИСЬМО 7. Почему красота может "погубить мир"?
ПИСЬМО 8. Красивы ли "Черёмушки"?
ПИСЬМО 9. Аскеты и жизнелюбы
ПИСЬМО 10. Аскетизм и жизнелюбие в истории классов
ПИСЬМО 11. Аскетизм Рахметова
ПИСЬМО 12. Аскетизм Ленина
ПИСЬМО 13. Аскетизм Ленина (окончание)
ПИСЬМО 14. "Модель Ленина-Рахметова" после революции
ПИСЬМО 15. "Великая галстучная дискуссия"
ПИСЬМО 16. Сражение вокруг канарейки
ПИСЬМО 17. "Стиляга" против "Рахметова"
ПИСЬМО 18. Папина "Победа"
ПИСЬМО 19. Стиляги, инкруаябли, мервейёзы и "балы жертв"
ПИСЬМО 20. Модель "Ленина-Рахметова" в 60-е и 70-е годы
ПИСЬМО 21. Победа "стиляг"
ПИСЬМО 22. Краткое содержание предыдущих писем
ПИСЬМО 23. Закон Энгельса, или "Два шага вперёд, шаг назад"
ПИСЬМО 24. Нигилизм в истории красных и ранних христиан
ПИСЬМО 25. Ещё о неизбежности "контрреволюции"
ПИСЬМО 26. Победили ли стиляги? (Краткий обзор откликов)

История, переписка Энгельса с Каутским, Эволюция

Previous post Next post
Up