Мысли об «Онегине». Два рассказчика. Ключи и подсказки

May 15, 2024 18:37


Продолжение

Начало: https://karantin.livejournal.com/250613.html
Далее: https://karantin.livejournal.com/250692.html
Затем: https://karantin.livejournal.com/250974.html
Потом: https://karantin.livejournal.com/251272.html
После: https://karantin.livejournal.com/251550.html
Следом: https://karantin.livejournal.com/251902.html
И еще: https://karantin.livejournal.com/252048.html
А также: https://karantin.livejournal.com/252164.html
Вдобавок: https://karantin.livejournal.com/252493.html
Вдогонку: https://karantin.livejournal.com/252824.html
В довесок: https://karantin.livejournal.com/254718.html
Кроме того: https://karantin.livejournal.com/253075.html)
И вот: https://karantin.livejournal.com/253241.html
Еще тут: https://karantin.livejournal.com/253686.html
И здесь: https://karantin.livejournal.com/253851.html
И там: https://karantin.livejournal.com/254313.html
И так: https://karantin.livejournal.com/254979.html
И вообще: https://karantin.livejournal.com/255255.html
И даже вот: https://karantin.livejournal.com/255645.html
Совсем уже: https://karantin.livejournal.com/255880.html
Ну и ну: https://karantin.livejournal.com/256053.html



«Онегин» - уникальное явление в мировой литературе сразу в нескольких отношениях. Наверное, это единственное произведение, где главной движущей силой основного действия является сам читатель. На основном, авторском уровне рассказчиков без читателя не будет никакого движения. Действие появляется только там, где читатель слышит голоса рассказчиков и может представить себе, как и почему стихи написаны именно так, или почему вместо строф и строчек в строфах зияют пробелы. Читатель, его воображение и вкус, таким образом, жестко встроены в композицию романа, без участия читателя в романе останется только открытый сюжет отношений Онегина и Татьяны.

Читателю предложено, по примеру Татьяны, разобраться не только в том, что написано и сказано, но и в том, как и кем это сделано.  Разумеется, автор, предложивший читателю столь изощренную игру, никогда не бросает его одного. В романе есть множество ключей  - прямых и косвенных указаний и намеков-подсказок к идее двух рассказчиков и идее Онегина-поэта, желающего проявить себя в литературе. Автор никогда не прибегает к дидактике - все ключи к роману разложены тайно, найти их - тоже задача читателя.

Часть этих подсказок была кратко рассмотрена прежде, сейчас стоит собрать и рассмотреть их вместе.  Пожалуй, одна из самых первых подсказок к идее Онегина-рассказчика предложена автором в оформлении титульного листа первой главы в ее издании 1825 года.

Здесь слова «Евгений Онегин» крупными буквами расположены там, где обычно стоит имя автора, за ним следует «Роман в стихах», который можно посчитать названием произведения за авторством Евгения Онегина и только внизу, более мелкими буквами написано, что это сочинение Александра Пушкина. Таким образом, об авторстве Пушкина титульный лист сообщает только после того, как в сознании читателя создается представление об авторстве «Романа в стихах» Евгения Онегина.

В качестве анекдота нам рассказывали, что некоторые недостаточно внимательные барышни из провинции думали, что автором первой главы «Романа в стихах» был Е. Онегин и пришли в восторг от легкого слога нового поэта.



(Продолжение: https://karantin.livejournal.com/256994.html ).

Previous post Next post
Up