Мысли об «Онегине». Двойная перспектива в композиции

May 04, 2024 09:05


Продолжение

Начало: https://karantin.livejournal.com/250613.html
Далее: https://karantin.livejournal.com/250692.html
Затем: https://karantin.livejournal.com/250974.html
Потом: https://karantin.livejournal.com/251272.html
После: https://karantin.livejournal.com/251550.html
Следом: https://karantin.livejournal.com/251902.html
И еще: https://karantin.livejournal.com/252048.html
А также: https://karantin.livejournal.com/252164.html

Двойная перспектива повествования - фундаментально важная особенность композиции романа, которая не ограничивается различиями в технике, смыслах и настроениях при описании тех или иных событий. Уникальная особенность романа - авторский замысел, который допускал взаимоисключающие трактовки. Камертоном романа и демонстрацией авторского замысла, допускающего конфликтующие смыслы является первая строчка произведения: "Мой дядя самых честных правил", с отсылкой к басне И.А. Крылова "Осел и мужик": "Осел был самых честных правил". Эти пять слов - лейтмотив, предваряющий появление в повествовании Онегина, в компактной музыкальной форме создают двойную перспективу его образа. Автором предполагается двоякая трактовка читателями этих слов. Те из читателей, которые не увидят в них связи с басней могут рассматривать первую строчку первой главы как воздаяние почестей родственнику от благодарного наследника. Но те читатели, кто сможет услышать отсылку и прочитают за ней циничное презрение бездельника к умирающему человеку, за деньгами которого он едет, получат возможность построить образ Онегина на принципиально другой основе. Иными словами, от выбора читателя зависит, зазвучит ли роман в мажорной или в минорной тональности. Оба варианта следует рассматривать как создание автором двойной перспективы образа Онегина в восприятии читателя, они оба предусмотрены автором, и значит имеют право на существование. Обе трактовки являются одинаково важными для понимания авторского замысла всего произведения, а также понимания того, какими приемами визуализации задуманного пользовался Пушкин.





(Продолжение: https://karantin.livejournal.com/254718.html).
Previous post Next post
Up