Продолжение
Начало:
https://karantin.livejournal.com/250613.htmlДалее:
https://karantin.livejournal.com/250692.htmlЗатем:
https://karantin.livejournal.com/250974.htmlПотом:
https://karantin.livejournal.com/251272.htmlПосле:
https://karantin.livejournal.com/251550.htmlСледом:
https://karantin.livejournal.com/251902.htmlИ еще:
https://karantin.livejournal.com/252048.htmlА также:
https://karantin.livejournal.com/252164.html Двойная перспектива повествования - фундаментально важная особенность композиции романа, которая не ограничивается различиями в технике, смыслах и настроениях при описании тех или иных событий. Уникальная особенность романа - авторский замысел, который допускал взаимоисключающие трактовки. Камертоном романа и демонстрацией авторского замысла, допускающего конфликтующие смыслы является первая строчка произведения: "Мой дядя самых честных правил", с отсылкой к басне И.А. Крылова "Осел и мужик": "Осел был самых честных правил". Эти пять слов - лейтмотив, предваряющий появление в повествовании Онегина, в компактной музыкальной форме создают двойную перспективу его образа. Автором предполагается двоякая трактовка читателями этих слов. Те из читателей, которые не увидят в них связи с басней могут рассматривать первую строчку первой главы как воздаяние почестей родственнику от благодарного наследника. Но те читатели, кто сможет услышать отсылку и прочитают за ней циничное презрение бездельника к умирающему человеку, за деньгами которого он едет, получат возможность построить образ Онегина на принципиально другой основе. Иными словами, от выбора читателя зависит, зазвучит ли роман в мажорной или в минорной тональности. Оба варианта следует рассматривать как создание автором двойной перспективы образа Онегина в восприятии читателя, они оба предусмотрены автором, и значит имеют право на существование. Обе трактовки являются одинаково важными для понимания авторского замысла всего произведения, а также понимания того, какими приемами визуализации задуманного пользовался Пушкин.
(Продолжение:
https://karantin.livejournal.com/254718.html).