Мысли об «Онегине». Творчество рассказчиков. «Моцарт и Сальери»

May 14, 2024 20:29


Продолжение

Начало: https://karantin.livejournal.com/250613.html
Далее: https://karantin.livejournal.com/250692.html
Затем: https://karantin.livejournal.com/250974.html
Потом: https://karantin.livejournal.com/251272.html
После: https://karantin.livejournal.com/251550.html
Следом: https://karantin.livejournal.com/251902.html
И еще: https://karantin.livejournal.com/252048.html
А также: https://karantin.livejournal.com/252164.html
Вдобавок: https://karantin.livejournal.com/252493.html
Вдогонку: https://karantin.livejournal.com/252824.html
В довесок: https://karantin.livejournal.com/254718.html
Кроме того: https://karantin.livejournal.com/253075.html)
И вот: https://karantin.livejournal.com/253241.html
Еще тут: https://karantin.livejournal.com/253686.html
И здесь: https://karantin.livejournal.com/253851.html
И там: https://karantin.livejournal.com/254313.html
И так: https://karantin.livejournal.com/254979.html
И вообще: https://karantin.livejournal.com/255255.html
И даже вот: https://karantin.livejournal.com/255645.html
Совсем уже: https://karantin.livejournal.com/255880.html



Композиция романа предполагает различные уровни восприятия, и читатель волен выбирать любые из них по своему желанию и вкусу. Некоторые читатели предпочтут ограничиться окрытым сюжетом об отношениях Онегина и Татьяны, это их выбор и их право, полностью совпадающий с авторским замыслом произведения. Открытый уровень о несложившихся отношениях Онегина и Татьяны проработан в мельчайших деталях, и даже не особенно вникая в подробности повествования, читатель получит на этом уровне огромное удовольствие. Тем, кто желает подняться выше предстоит приложить некоторые усилия. Прежде всего, от читателя потребуется способность на слух отличать хорошие, талантливые стихи Пушкина от стилизации, созданной автором для языка графомана Онегина. Здесь было бы также неплохо освободиться от стереотипа о том, что из-под пера Александра Сергеевича не могло выйти ничего посредственного. Читатель, который услышит голос Онегина, многое узнает о его характере и мыслях. При всех фантастических перспективах, которые открываются на этом уровне, главное и наиболее ценное открытие все еще ждет читателя впереди. Ключ, главная подсказка от автора для выхода на высший уровень, рассказ о том, как это сделать, дан в самом тексте -  авторский замысел станет понятен тем, кто сможет повторить то, что сделала Татьяна, обнаружившая пометки Онегина на полях прочитанных им книг. Читателю предстоит не только найти вставки Онегина в отдельных главах, но и проследить, как угасал его творческий порыв, как страдала его психика, как осознание Онегиным собственной несостоятельности в качестве поэта заставило его портить стихи Пушкина.

Полный провал Онегина как поэта-графомана, неспособного к самостоятельному творчеству и несовместимость в творчестве графомана и гения определяют основную идею романа, выраженную в классической теме "Моцарта и Сальери". Аналогией убийства Моцарта в романе являются стихи рассказчика-Пушкина, испорченные или изъятые Онегиным. Роман требует от читателя хорошего слуха и независимости суждений, но вместе с тем он самодостаточен, предназначен самой широкой аудитории и не предполагает наличия филологического образования с ученой степенью или специальных знаний о нравах и быте девятнадцатого века, выходящих за рамки общеизвестных.



(Продолжение: https://karantin.livejournal.com/256535.html).

Previous post Next post
Up