Мысли об «Онегине». Двойная перспектива в композиции

May 08, 2024 20:29


Продолжение

Начало: https://karantin.livejournal.com/250613.html
Далее: https://karantin.livejournal.com/250692.html
Затем: https://karantin.livejournal.com/250974.html
Потом: https://karantin.livejournal.com/251272.html
После: https://karantin.livejournal.com/251550.html
Следом: https://karantin.livejournal.com/251902.html
И еще: https://karantin.livejournal.com/252048.html
А также: https://karantin.livejournal.com/252164.html
Вдобавок: https://karantin.livejournal.com/252493.html
Вдогонку: https://karantin.livejournal.com/252824.html
В довесок: https://karantin.livejournal.com/254718.html
Кроме того: https://karantin.livejournal.com/253075.html)
И вот: https://karantin.livejournal.com/253241.html

Вставка о Москве «слилось-отозвалось» -  важное дополнение к общей картине бедственного состояния Онегина. Его вставка о Москве, как и первый предваряющий мотив: "Мой дядя самых честных правил", предполагает двоякую трактовку - в патриотической мажорной и в минорной тональностях.

Не считая эпиграфов, Москва в романе упоминается трижды, - здесь даже не двойная перспектива, а тройная,  -  рассказчиком-Пушкиным, Татьяной и Онегиным, - авторство Онегина выдает невообразимая рифма «слилось-отозвалось».  Речь идет о трех разных образах Москвы, которые важны для понимания того, что происходило с Онегиным, истории его болезни, той самой «русской хандры», о которой автор говорит в первой главе.

Ни у рассказчика-Пушкина, ни у Татьяны никакого восхищения Москвою нет. Для Пушкина Москва - надменный город, для Татьяны москвич - это лицемер, пустой человек с претензиями. И вот третье упоминание - восторженная вставка о Москве от Онегина:



(Продолжение: https://karantin.livejournal.com/253851.html).
Previous post Next post
Up