Мне нередко приходится получать обвинения в русофобии за вредную привычку называть вещи своими именами без оглядки на политкорректность (политкорректно: наши отважные разведчики, их подлые шпиёны; наши отважно сбегают, враги трусливо наступают). Вот и опять нехороший я назвал бессмысленной и бесполезной (иногда даже позорной!) гибель значительной части царского флота в Цусиме, в т.ч. речь была насчет кораблей, заведомо устаревших уже задолго до сражения: однотипных крейсеров "Дм.Донской" и "Вл.Мономах".
"Они же героически и успешно сражались, и погибли как герои, не спустив и не посрамив Андреевский флаг!"
Про "Дм.Донского" уже немного писал (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/154639.html), теперь и о его собрате можно. В таком уважаемом )) источнике, как вру.википедия (
статья про крейсер), читаем про несомненную заслугу ветерана:
"В 13 часов 45 минут 14 мая 1905 года «Мономах» под командованием капитана 1-го ранга В.А.Попова, охранявший колонну транспортов, энергично обстрелял японский крейсер «Идзуми», нанеся тому ощутимые повреждения (О! выделение моё), сам же благополучно избежал повреждений."(С учетом разницы в 35 минут японского времени и русского (владивостокского) во время РЯВ, для японцев то же самое событие должно иметь время 14:20). В другой
статье того же уважаемого )) источника крейсер "Идзуми" объявляется "подбитым": "Около 13:50 крейсер «Идзуми» попытался справа приблизиться к транспортам, но был обстрелян и подбит «Владимиром Мономахом»". В отдельных местах описываются пожары (порой даже "многочисленные", "мощные" и т.п.) на "Идзуми", и другие подобные утверждения щедро рассыпаны по нашей исторической литературе, каждый раз в ранге несомненной истины.
Из всех суворовских заветов в 20 веке ихсковородия наиболее свято блюли один.
Нет, не про важность постоянной боевой подготовки солдат в мирное время, а в военное тем паче.
Не про важность маневрирования войсками, не про тактику и стратегию и т.п. - это всё требует труда и времени, это надо уметь, там даже думать надо.
Главный для царских офицеров 20 века, и на суше и на море, суворовский завет: "Чего их, басурманов, жалеть - пиши больше"(С)
После 1910 г., когда был издан в России перевод сборника японских документов "Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)"- СПб., 1909-1910,
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/25713 (для краткости часто именуемый как "38 Мэйдзи"), узнать информацию о морских боях в РЯВ с другой стороны стало для нас вполне доступно. Но и 100+ лет спустя это всё еще строго засекречено для патридиотЪовЪ.
Сначала о том, что такое крейсер "Идзуми".
Это прежде чилийский крейсер "Эсмеральда", первый из т.н. элсвикских крейсеров, прекрасный в своем классе для своего времени... вот только класс этот даже в свое время был скромным, бронепалубный крейсер 2 ранга по нашей классификации (3 класса по английской) с водоизмещением менее 3 тыс.т. (точнее 2,92 тыс.т), а время то было весьма давнее: "Эсмеральда" - ровесник "Вл.Мономаха", ввод в строй в том же 1883 г.
Устаревший уже крейсер был приобретен Японией в 1894 г. для срочного усиления флота в войне... нет, не с Россией, которая тогда была со Страной Восходящего Солнца в очень тёплых отношениях (вскоре потом их всерьёз испортила "тройственной интервенцией"), а с Китаем. Но до завершения боевых действий крейсер, дошедший своим ходом из Чили, не успел пройти в Японии приемные испытания. Перед Цусимским сражением крейсер "Идзуми" имел новое вооружение, в соответствии с водоизмещением и возрастом довольно скромное (2 × 152-мм, 6 × 120-мм, 2 × 57-мм, 6 × 47-мм), и скорость гораздо ниже своих исходных 18,25 узлов.
Русский ровесник "Вл.Мономах", будучи броненосным крейсером 1 ранга, имел водоизмещение почти вдвое больше (5,59 тыс.т.), соответствующее классу бронирование (4,5 - 6 дюймов бронепояс, 6 дюймов рубка) и тоже модернизированное вооружение (5×152-мм Канэ, 6×120-мм Канэ, 16×47 Гочкис, 4×37 Гочкис, для десанта 2 пушки Барановского); скорость вроде бы 16 узлов (когда идет оценка состояния РИФ перед войной, ТТХ и боевые качества его кораблей пишутся с восищенным преувеличением, когда обсуждаются его провальные результаты - наоборот).
В общем, разница в классе противников понятна, а возраст у них строго одинаковый (когда обсуждаются провальные результаты, принято подчеркивать современность японцев и почтенную устарелость ветеранов РИФ - который, он же, до войны оч современный и 3-й флот в мире по силе, ага).
Что такое 6-й боевой отряд 3-й эскадры, в которую входил крейсер "Идзуми" перед Цусимским сражением?
Смотрим список: крейсер 3 класса (бронепалубный) «Сума», крейсер 3 класса (броненосный, устаревший) «Чиода», крейсер 3 класса (бронепалубный) «Акицусима», крейсер 3 класса (бронепалубный) «Идзуми». Уже по классификации участников понятно? Типичная "инвалидная команда". Это про них наши патридиотЪы пишут в духе "в отличие от русских кораблей, у японцев почти все корабли были новыми, построенными по последнему слову техники на верфях Англии и США."
Крейсер "Сума" (1892/95/96) - первый, построенный по японскому проекту, на японских верфях и из японских материалов. Первый блин, естественно. 2×1 152-мм, 6×1 120-мм и совсем мелочь.
"Акицусима" (1890/92/94) тоже не из удачных, тоже из первых проб, строился в Японии с применением иностранных чертежей и материалов, по вооружению немного сильнее чем "Сума", успел поучаствовать в войне с Китаем, хотя и без особых достижений.
"Чиода" второй по старости в отряде (спуск на воду 1890, ввод в строй 1891), сделан в Англии, ветеран войны с Китаем; считается броненосным, хотя его бронепояс 4,5" очень узкий и короткий; водоизмещение и вооружение даже скромнее прочих его сослуживцев по отряду.
И что же пишут японцы про этот эпизод?
Смотрим
"Мэйдзи 38", том 4, стр.111.
"В 2 часа 10 минут "Идзуми" услышал слева по носу звуки выстрелов, а немного спустя, в 8 милях на WSW от о-ва Окиносима, крейсер подвергся обстрелу с расстояния 7000 м с нескольких концевых судов неприятеля, отвечал им в течение неск. минут и отошел к югу. В 2 часа 40 минут "Идзуми" снова подошел к арьергарду противника и заставил его госпитальные суда отделиться от главного отряда и отстать назад"
О каких-то результатах обстрела тут вовсе не сказано - и вряд ли они того стоили.
Еще одна встреча "Идзуми" с "Мономахом" была позже.
По википедии, в это время "С началом сражения главных сил «Мономах» вступил концевым мателотом в колонну крейсеров под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста. Во время дневного боя крейсер получил лишь 5 попаданий (1 убитый, 16 раненых, разбито одно 120-мм орудие). Около 16:00 тяжёлый снаряд, взорвавшийся возле носового 152-мм элеватора, вызвал сильный пожар, который не привёл к взрыву боезапаса лишь благодаря умелым действиям трюмного старшины."
По описанию японцев: "В это время [16:35 японское, 16:00 владивостокское] главная эскадра неприятеля внезапно появилась из тумана по носу с левого борта и, имея у себя на правом фланге крейсера "Олег", "Аврора", "Мономах" и "Донской", шла на W встречным с нами курсом. 6-й боевой отряд открыл жестокий огонь по крейсерам, а также с 6000-8000 метров и по броненосцам. Горячий бой длился 30 минут. В 5 ч 25 минут 6-й боевой отряд, чтобы снова напасть на арьергард неприятеля, повернул обратно и пошел на юг ..."
Здесь тоже не без лукавства: понятно, что японцы встретили противника не по силам и отвернули, но по кр. мере не пытаются врать про великие результаты своего "жестокого" огня, как делают на их месте царские коллеги. Хотя как раз по "Мономаху" как раз в это время результат был вполне заметный.
Далее у японцев (стр.112):
"За всё время боя этого дня 6-м боевым отрядом были получены совершенно незначительные повреждения. Один снаряд попал в "Идзуми", на котором были убиты 2 нижних чина; кроме того, на нем же при разрыве орудия был убит один чиновник и ранено 7 нижних чинов. На "Сума" было ранено 3 нижних чина, а на "Акицусима" и "Чиода" только по два".
Этот 1(один!) снаряд - за весь день боя, за несколько боевых эпизодов. Это от огня по кр. мере нескольких крейсеров. Это включая разрыв своего орудия, который причинил бед примерно как попадание вражеского снаряда, если не больше.
О повреждениях японцы в "38 Мэйдзи" пишут достаточно подробно, если они того стоят. Здесь, как видим, не стоили. Т.е. заявление о якобы значимых результатах ("ощутимые повреждения", "подбит" и т.п.) пальбы "Мономаха" куда-то примерно в сторону "Идзуми" - враньё. Кто бы удивился)). Весь день сражения "подбитый" крейсер "Идзуми" активно действовал в составе 6-го отряда, закончив это лишь под закат солнца, участвуя в потоплении "Камчатки".
Ах да!
А как же с задачей охраны транспортов, которой вроде как занимался "Мономах" и отряд крейсеров Энквиста, и которых должны были атаковать японцы с годной на не большее инвалидной командой?
Плохо было с этим - для нас плохо.
Значительная часть транспортов и прочих вспомогательных судов эскадры Рожественского разбежались кто куда, обнаружив в ходе боя, что оказались по сути без охраны. В том же источнике на стр. 110-112 обнаруживаем упоминание нескольких легко, поодиночке, добитых/потопленных японцами кораблей: транспорт "Русь", вспомогательный крейсер "Урал", плав.мастерская "Камчатка". Госпитальные корабли были японцами тоже обнаружены, причем без охраны, но, из уважения к их статусу, не уничтожены.
"Получив вторичное указание действовать по способности и заметив на юге неприятеля, 6-й боевой отряд увеличил скорость и пошел туда; по сближении оказалось, что это госпитальные суда неприятеля. Случайно встретив подходящие "Садо-Мару" и "Манщю-Мару", контр-адмирал Того поручил распорядиться с ними этим судам, а сам спешно пошел к бывшему в другой стороне неприятелю". далее стр.170 "Садо-Мару отвел неприятельское госпитальное судно "Орел" в бухту Миура". Другое госпитальное судно, "Кострома", было захвачено и отконвоировано в Сасебо. "Орёл" японцы конфисковали из-за бухты кабеля и задержанной за контрабанду команды английского парохода. "Кострома" через полмесяца была возвращена.
Чем всё закончилось для "Мономаха"?
"Ночью крейсер успешно отбил три атаки миноносцев"(С) (миноносцы при этом не пострадали), "но в 21:00 был торпедирован в носовую часть правого борта" - и дальше начал тонуть, несмотря на все усилия экипажа по сохранению живучести. О боеспособности речь уже не шла - сильный крен не позволял вести огонь хотя бы примерно в сторону возможных целей (По кр. мере так объясняют )) его безобидное в дальнейшем поведение. Надо отметить, что командир в своем рапорте оценивал крен в 19 градусов; японцы, наблюдавшие последние мгновения крейсера, давали оценку почти вдвое меньше) Корабль пытался хотя бы выброситься на мелководье, около о-ва Цусима был застигнут контрминоносцем "Сирануи" и вспомогательным крейсером (т.е слабовооруженным транспортом!) "Садо-Мару". Затем "Сирануи" отвлекся на другую цель, но и "Садо-Мару" было достаточно.
Это, кстати, был транспорт, якобы потопленный Владивостокским отрядом крейсеров годом ранее. О нем подробнее можно почитать
https://dzen.ru/a/ZQwu5iLyAhue1J-N (только не надо верить приводимой и там чуши про якобы перевозку на нем осадных орудий! Почему это не более чем чушь - см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/184654.html , и события в Цусимском сражении описаны с изрядной путаницей по времени и последовательности событий. Уточнять там не стал: комментировать можно только подписчикам, а подписываться на всякую ерунду мне не интересно).
Последние минуты существования "Вл.Мономаха" тоже описаны по разному.
Японцы (стр.171-172 там же): (начало событий около 8:00)""Сирануи" погнался за уходящим на север миноносцем, а "Садо-Мару", подойдя к неприятелю на 6000 метров, открыл огонь. Тот снова спустил флаг (прим.ред. 2: этого не было), остановился и стал спускать шлюпки. Экипаж на перебой садился на них и многие бежали к берегу (тоже прим.2). Поэтому капитан 1 ранга Камая прекратил огонь. В 10 ч. утра, приблизившись на расстояние около 300 м, он узнал, что это - крейсер Вл.Мономах", и немедленно отправил туда призовую команду ... в это время ["Вл.Мономах"] имел крен на правый борт почти на 10 градусов и сидел глубоко носом, так что буксировать его было нельзя. Поэтому лейтенант Фукуда отказался от этой мысли и в 11:30 приказал всему экипажу покинуть судно. Призовая команда с командиром капитаном 1 ранга Поповым и проч. вернулась на "Садо-Мару"".
В наших источниках, конечно, отрицают спуск флага и сдачу корабля. Начиная от примечаний (в русском издании) редактора/переводчика (а он откуда такую уверенность взял? с чего взялись сами примечания, не спрашиваю) до вру.википедии: "Японцы, видя безнадёжное положение судна, сами перестали стрелять. Командой были открыты кингстоны и крейсер быстро затонул."
В очередной раз позволю себе не поверить в такую чушь.
"Сами перестали стрелять" - это для мыльных опер, где боевой офицер только мундиром и прочими половыми признаками отличается от тупой сентиментальной блондинки.
В военное время вражеский корабль под боевым вражеским флагом - это враг.
Если он гораздо сильнее - допустимо бегство, и то желательно огрызаясь огнем; если враг сравним по силам, тем паче если слабее - это обязательная цель для боевого офицера, по этой цели надо вести огонь из всех доступных средств, пока вражеский корабль не сбудет потоплен, уничтожен иным образом - или не спустит флаг, сдаваясь в плен. Прекратить огонь ранее спуска флага, или иных признаний сдачи в плен, японец не имел права, это было бы преступлением с его стороны.
Здесь от завершения обстрела до потопления корабля прошло без выстрелов более 2 часов, - и очевидно, что всё это время флаг РИФ был спущен. Мог быть и поднят японский, раз призовая команда высадилась.
А в открытии кингстонов смысла не было ни малейшего - корабль и так тонул успешно. Но нужно ж непременно выдумать ГероизЬмЪ(ТМЪ)! Как и в случае со "Стерегущим", где и кингстонов-то физически не было, но в официальной версии их открыли. В обоих смыслах.)))
Очевидно для всех понимающих людей, в т.ч. скорее всего и для обсуждающих такие темы патридиотЪовЪ - тоже. Но хрустобулочники сраму не имут.)))
UPD. Получилась немалая серия постов. Список:
Серия постов "Сраму не имут" кроме постов про Готландский бой, началась с обсуждения Цусимы:
https://alan-a-skaz.livejournal.com/331947.html (9) Факты про постоянную "застенчивость в бою"(ТМ) у РИФ на Балтике.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/327705.html (7) балтийский Варяг
https://alan-a-skaz.livejournal.com/327286.html (6) "Грозный"vs"Кегеро": победный драп.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/323725.html (5) бой крейсеров в Цусиме.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/323427.html (4) Ист(о/е)рические открытия Г.Александровского.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/322963.html (3) те же и Борис Галенин. Санитары, на выход.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/322595.html (2) Тайная ложа и явная лажа.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/322539.html (1) начало серии и про еройский "Вл.Мономах".
Под-серия "Сраму не имут(8.N)" Разбор боя у о-ва Готланд, и разбор разбора этого боя от сурового челябинского автора. )) N=...
https://alan-a-skaz.livejournal.com/331539.html 7. Действие 5 и эпилог.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/331116.html Чем Бахирев не Шпее? ;-)
https://alan-a-skaz.livejournal.com/330853.html 6. Действие 4.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/330608.html 5. Действие 3 - послесловие
https://alan-a-skaz.livejournal.com/330371.html 4. Действие 3.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/330209.html 3. Действие 2.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/329762.html 2. Действие 1.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/329469.html 1. Пролог.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/329134.html Готланд.0.