Сраму не имут (6)

May 10, 2024 14:30

*продолжение к обсуждению в https://alan-a-skaz.livejournal.com/323427.html?thread=12508003#t12508003
"Эпизод яркий по РЕЗУЛЬТАТАМ. "Грозный" ушел от погони (от более сильного противника) и достиг Владивостока."
"А японские миноносцы были сильнее - с 57-мм пушками против русских 45-мм. И с более исправными котлами/машинами."
""Грозный" мог отбиваться только одной кормовой 45-мм пушкой. Мешал японцам прицеливаться и заставлял маневрировать и через это избег фатальных повреждений - вот и молодец."
"Приукрасили по возвращении, но ведь вернулись же."

0. На всякий случай. Если хочется проверить мои сведения по ТТХ, то велкам Конвэй стр. 238 ("тип Муракамо" - там называется так, а иногда (обычно у нас) "тип Кагеро", и еще он же "тип Синономе/Шинономе (Shinonome)". В английской википедии, где обычно все данные по Конвэю, см. https://en.wikipedia.org/wiki/Japanese_destroyer_Kager%C5%8D_(1899) ). Состав серии: Муракамо, Синономе, Югири, Сирануи, Кагеро, Усугумо. Из них 2й и 6й служили в 3-м отряде истребителей, остальные в 5-м.

1. Не было тогда калибра 45-мм. Был 47-мм. Не то чтобы разница большая, но она выдает степень знакомства с темой.
2. Подробнее о вооружении. На "Грозном" штатное вооружение 1*75-мм + 4*47-мм, на "Кагеро" штатное 1*76-мм + 5*57-мм, уже в ходе РЯВ японцы заменили носовую пушку 57-мм на 76-мм, стало 2*76-мм + 4*57-мм.
А перед ПМВ и на "Грозный" поставили и вторую трехдюймовку. Водоизмещение позволяло и это и больше, оно у "Грозного" в полтора раза больше: 405т против 275т.
Почему при этом вооружение у нового царского миноносца-истребителя (позже эсминца) даже слабее, а паспортная скорость меньше, чем у гораздо более мелкого и старого японского аналога - спросите у тех, кто доказывает не такое уж отсталое состояние царского судостроения.))
Но в общем-то противники были сравнимого класса.

3. Подробнее о времени постройки. У нас принято силы РИФ, терпевшие поражение в РЯВ, именовать устаревшими и слабыми, чтобы этим оправдывать их нижеплинтусные результаты (но при оценке на более раннее время состояния РИФ, третьего в мире по силе, ага, - те же самые корабли превозносятся до небес).
Так вот, "Кагеро" - гораздо более ранний: заложен 1 авг 1898, спущен на воду 23 авг 1899, ввод в строй 31 окт 1899. Боевое крещение принял в 1900 г. при подавлении в Китае восстания ихэтуаней ("боксеров"), к которым примкнула заметная часть правительственной китайской армии. Во время РЯВ активно действовал под Порт-Артуром в составе 5-го отряда истребителей, участвовал в сражении в Желом море.
"Грозный" спущен на воду 6 июля 1904, введён в эксплуатацию 25 сент 1904 - куда уж новее. Практически поколение разницы по времени, и гораздо больше износ как раз у японца: 5 лет до этого эпизода служил, в т.ч. год с лишним воевал. У "Грозного" всей службы до Цусимы - переход с 2ТОЭ.

4. Подробнее о скорости. Паспортная скорость выше как раз у японца: 30 узлов против 26 у "Грозного". Но гораздо более ранний японец был построен в Англии Торникрофтом, - а новенький тип "Грозный" был сделан в РИ на основе типа "Буйный", который на основе типа "Сокол" проекта Ярроу, сделанного как раз во время создания "Муракамо" у Торникрофта примерно там же. Вот такое было передовое царское судостроение, ага.
Имено серьёзный износ японца и новенькое состояние "Грозного" привели к выравниванию их реальных скоростей, что позволило "Грозному" сбежать.

5. Я не оспариваю, что добраться до Владивостока после разгрома в Цусиме было изрядным достижением, которое удалось из всей огромной эскадры только двум миноносцам и одному недокрейсеру. И в общем-то этого бы и достаточно для похвалы, "ну пусть ящерица поганая, пусть червяк зелёный, зато ведь живой!"(С). Скромно, зато честно.
Но зачем врать-то было?
А привычка к вранью у ихсковордиев была неистребима! Нет чтобы описывать ситуацию как она есть - обязательно надо было приврать про якобы тяжелые повреждения и потери противника, и про "вот бы мы им дали, кабы нас догнали". Классическое детсадовское враньё после неудачной драки в песочнице.

6. И у наших патридиотЪовЪ тоже любовь к вранью зашкаливает. В лучшем случае некритично повторяют враньё тогдашних ихсковородиев, - хотя уж его проверить очень не мешало бы, и не так уж это сложно сделать сейчас.
Но ведь, как правило, еще и сверх того приврать норовят!
Когда, например, пишут про практически безответное потопление канлодки "Сивуч-2" и в том же эпизоде самозатопление "Корейца-2" во время ПМВ - обязательно надо наврать про пожары от его огня на вражеском линкоре и потопление вражеских миноносцев (реально все потери противника в том бою - прожектор и якорь на легком крейсере, и семь раненых матросов), да еще и написать, будто еще во время РЯВ будущий командир канлодки потопил японский крейсер. Но не был в этой заслуге признан и не получил за это заслуженный орден только потому, что не смог доказать свою победу!
Хотя служил оный офицер тогда на миноносце "Властный" мичманом, а не командиром, даже в случае реальной победы это была бы не его заслуга и не его орден. А так-то там было не потопление, даже не попадание, а рикошет; и противником был не крейсер, а такой же миноносец. Ну не всем же так везло, как Рудневу, который тоже наврал про потопление у противников крейсера и миноносца - и был за это осыпан почестями и наградами.
И много прочего подобного вранья можно вспомнить. Вот о чём и пишу.

Флот, ликбез, без-ретуши, РКМП, история, РЯВ

Previous post Next post
Up