Подённый дневник перелёта "По следам Двух Капитанов." - 15 апреля 2017г

May 29, 2017 23:52

15 апреля Нарьян-Мар - Вельск


То, что сегодняшний участок перелёта будет сложным мы знали, но что этот день окажется настолько тяжёлым, никто из нас не догадывался.


В Нарьян-Маре у нас появился хороший интернет. Изучив накануне погоду мы знали, что на нашем 900км участке маршрута будет кусок в 400км, где стоит тёплый фронт с облачностью до земли, осадками и обледенением. Gramet нам клятвенно обещал, что верхний край облачности будет 2200-2400м, поэтому мы приняли решение идти верхом.

Итак, 3 утра - подъём. 4 утра - за нами в гостиницу заезжает Владислав и мы выдвигаемся на озеро Кривое, где стоят наши самолёты.
Начинается подготовка к вылету. Вещи снегоходами доставлены на самолёт, доливаю 20л канистру тёплого масла в маслобак, ставим пушку на прогрев мотора.
Проходит 30 минут, масло уже +5 градусов, головки +40 градусов, скоро уже можно будет запускаться, но что это? Из створок радиатора капает чёрное масло. Блин… радиатор! Ныряю под мотор - радиатор порван, тёплое масло вытекает из сот и капает на белоснежный снег.

ЛЕТЕТЬ НЕЛЬЗЯ!

Мы потеряем всё масло в первый же час полёта и с остановившимся мотором сядем на вынужденную. Надо менять радиатор… Прекращаем разогрев мотора. Теперь нам важно наоборот иметь максимально холодное масло, т.к. проще будет работать.

Что можно сделать?

Варианты:
1. Заменить радиатор на исправный (самый лучший и правильный вариант).
2. Заглушить пробитую соту.
Подключаются друзья из Нарьян-Мара. Выходной день, раннее утро, но местные авиаторы не теряя ни секунды находят и привозят нам новый радиатор взаймы. Эта взаимовыручка, которую я вижу на Севере трогает и восхищает до глубины души.
А мы пока скидываем пробитый радиатор с Ан-2.









Эту работу можно выполнить не сливая масла. По нормативу на неё требуется менее 2 человеко-часов. Если быстро работать, то даже на улице в мороз это делается вполне быстро и удобно. Отпариваем в кипятке старый дюрит, и вот уже он налез на отводящий патрубок нового радиатора.
Радиатор установлен, снова начинаем прогрев мотора. Прогрев масло до +30, головки до +70 градусов, проводим опробование двигателя. Выключились, снимаем капоты и осматриваем. Течей нет, радиатор тёплый. Можно лететь. По времени мы успеваем по светлому за сегодня дойти до Вельска. С нами в Москву летит Владислав Выучейский.
12 дня, оба наших самолёта вылетают из Нарьян-Мара. Погода просто шепчет. Солнышко, небо, красота.


Идём в наборе высоты. Самолёты тяжёлые и набирают высоту очень медленно. А вот впереди и обещанный фронт. К фронту мы уже набрали около 1,5 км высоты. Входим в облачность, продолжаем ступенчато набирать (надо делать площадки и давать мотору немного остыть). На Ан-2 при скорости менее 145 км/ч головки цилиндров не успевают охлаждаться, даже с полностью открытыми створками, если идёшь на режиме.
Облачность слоистая. Мы уже прошли три слоя, а сверху ещё нет голубого неба. Надеемся на Gramet. Вот уже 2000м, вроде светло сверху. Появляется первый лёд на расчалках. Это очень плохо… Лезем выше. Температура за бортом -10…-15C. Лёд растёт. Достигли 2800м, сверху облака. Вот уже 3000м, на нас много, очень много льда. «Хаски» на смог залезть на эту высоту, уже на 2400м он пошёл на снижение, вышел из облаков на высоте 300м и идёт под облаками. Но по прогнозу впереди облачность до земли… И тут у нас начинается флаттер задних расчалок бипланной коробки крыльев. С ужасающей амплитудой расчалки начинают вибрировать так, что трясётся вся бипланная коробка.

Видео флаттера

image Click to view



Лёд растёт…





Дмитрий Евгеньевич гасит скорость. Вибрация не прикращается. Если мы не избавимся срочно от льда, мы потеряем задние расчалки, а если потеряем и передние, то у нас поплывёт бипланная коробка и самолёт станет неуправляемым. Принимаем решение - падать вниз, и искать место для посадки. Дальше так лететь опасно. Но как снизится и не набрать скорости? Выполняем парашютирование. На скорости менее 100 км/ч самолёт парашютирует с 100 эшелона. Предкрылки выпущены. Сыпемся с вертикальной скоростью 5-7м/с. Расчалки вибрируют. По карте рядом нет никаких аэродромов, да и вообще жилья. Только тайга и болота. На 250м выпадаем из облачности, ищем место для посадки. На многих болотах торчат мелкие ёлочки, засохшие деревья.





Но вот есть походящая поляна. Дмитрий Евгеньевич несколько раз резко переводит шаг винта с малого на большой, тем самым сбрасывая лёд с лопастей. Посадка.



Даём наши координаты Игорю Леонидовичу, он летит к нам. Первые шаги, как мы выпрыгнули из самолёта приводят нас в восхищение! Плотный, твёрдый наст. Покрытие этого болота лучшее за весь наш перелёт! Быстро чехлим мотор и ставим заглушку в радиатор - нам важно сохранить тепло. Хватаем палки, щётки, и рассосредоточившись по всему Ан-2 начинаем колотить по расчалкам, лобику крыла и стабилизатора. Толщина льда около 5 см.
Хаски садится рядом и Игорь Леонидович начинает отбивать лёд со своего самолёта.
20 минут нам потребовалось ,чтобы отбить весь лёд с Ан-2. Лёд твёрдый, прозрачный и прочный. Я впервые сталкиваюсь с таким обледенением. Раньше только в книжках о таком читал.











Видео как отбиваем лёд сидя на болоте.

image Click to view



Как откалывается лёд

image Click to view



Наша парочка на болоте



Надо лететь дальше! Пока нас держит этот наст, надо взлетать.
Запрыгиваем в самолёт и взлетаем. Мы первые, Хаски за нами.
Идём под облаками, буквально по верхушкам деревьев и очень боимся снова обледенеть, т.к. болот и полей уже нет. Обратно в Нарьян-Мар тоже не вернуться (не хватит топлива). Попадающиеся реки уже вскрылись - мест для посадки нет. Вот уже и Северная Двина, появилось жильё людей и поля.









Полёт на бреющем

image Click to view



Эти часы были самые тяжёлые. За 100 км до Вельска выходим из под этого тёплого фронта. Слава богу. Егор Левандовский присылает нам условия посадки в Вельске.

Хаски летит на бреющем







Заходим на посадку, посадка сбоку от ВПП на снег, в конце пробега выруливаем на бетонную ВПП, покрытую слоем льда.



Заправляем самолёт, доливаем 20л масла (в баке становится 75л), чехлимся и едем в гостиницу.



===============================================================
Оглавление:
Предыстория
Подготовка к перелёту
Маршрут полёта
Штурманский расчёт
Участники перелёта
Люди, помогавшие осуществить перелёт
Итоги перелёта
Статистическая информация


Подённый дневник перелёта
• 6 апреля Москва - Санкт-Петербург (на авто)
• 7 апреля Санкт-Петербург - Вельск

• 8 апреля Вельск - Карпогоры - Нарьян-Мар
• 9 апреля Нарьян-Мар
• 10 апреля Нарьян-Мар - Амдерма (технический рейс)
• 11 апреля Нарьян-Мар - Амдерма
• 12 апреля Амдерма
• 13 апреля Амдерма - о.Белый - Амдерма
• 14 апреля Амдерма -Новая Земля - Вайгач - Нарьян-Мар
• 15 апреля Нарьян-Мар - Вельск
• 16 апреля Вельск - Санкт-Петербург

Отчёты Игоря Леонидовича:
• Полет на остров Белый,ч 1: 7 апреля,путь в Вельск.
• Полет на остров Белый,ч 2: 8 апреля,путь в Нарьян-Мар.
• Полет на остров Белый,ч 3: 9 апреля, Нарьян-Мар.
• Полет на остров Белый,ч 4: 10 апреля, Нарьян-Мар-Амдерма.
• Полет на остров Белый,ч 5: 11 апреля, Амдерма.
• Полет на остров Белый,ч 6: 12 апреля,снова Амдерма.
• Полет на остров Белый,ч 7/1: 13 апреля, дорога на остров Белый
• Полет на остров Белый,ч 7/2: 13 апреля, остров Белый.
• Полет на остров Белый,ч 7/3: 13 апреля дорога домой и Амдерма с воздуха.
• Полет на остров Белый,ч 8: 14 апреля, дорога в Нарьян-Мар
• Полет на остров Белый,ч 9: 15 апреля, дорога в Вельск
• Полет на остров Белый,ч 10: 16 апреля, Вельск-Северка

#вынужденная посадка, #Нарьян-Мар, #Ан-2, #обледенение

Previous post Next post
Up