![](https://c1.staticflickr.com/5/4178/34349125780_c3f9e280f3_c.jpg)
13 апреля Амдерма - о.Белый - Амдерма
Сегодня ключевая задача перелёта: долететь до о.Белый, почтить память наших друзей, погибших год назад, установить памятную табличку на крест, доставить метеорологам фрукты и овощи и вернуться в Амдерму.
Подъём в 3 утра, в 4:30 на аэродроме, начинаем готовить самолёт к вылету. На о.Белый решено лететь одним самолётом Ан-2. Это более безопасно. Игорь Леонидович полетит с нами на Ан-2.
Созваниваемся с Николаем Ивановичем - руководителем метеостанции им. Попова на о.Белый.
Погода лучше чем накануне, ветер слабее, но он всё-равно поднимает снег, поэтому видимость у земли 500-1000м.
Комфортабельная вахтовка от гостиницы до проходной аэропорта
![](https://c1.staticflickr.com/5/4170/33793992723_f9062249d7_b.jpg)
Утренняя подготовка самолёта
![](https://c1.staticflickr.com/5/4163/33793990483_800499b57b_b.jpg)
Самолёт заправлен накануне по пробки, в салоне 2 полных бочки с бензином Б91/115 «Aviatop». Ветер может поменяться, и нам важно иметь запас топлива. Проверяем уровень масла, доливаем до 80л. Греем самолёт. Сегодня удаётся согреть двигатель за час. Всё готово к вылету.
Переодеваемся в гидрокостюмы, которые нам дали на время перелёта вертолётчики (Александр Курылёв и аэроклуб «Истра» в Буньках). Это легендарные гидрокостюмы - в них совершали кругосветку.
С собой берём несколько ящиков фруктов и овощей, а также молочку. На севере, эти привычные для нас продукты, в дефиците а людям они важны и нужны, да и просто будет приятен этот маленький подарок.
Идёт команда «На вылет» и наша группа оранжевых «телепузиков» с фруктами и сумками бежит к Ан-2. Нельзя, чтобы мороз прихватил нежные огурчики. Загрузились в самолёт, запустились, а он прилип лыжами и не страгивается. Выпрыгиваем из самолёта, толкаем в крыло, самолёт начинает движение - теперь надо запрыгнуть на ходу. Непростая это задача в гидрокостюмах. Но мы уже имеем этот навык. Дмитрий Евгеньевич выруливает на ВПП и мы взлетаем.
И сразу идём над Карским морем. 200 км над ледяными водами.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4167/33761026354_221b68b7ec_b.jpg)
Льдины маленькие, в воде и сесть на них нельзя. Если мотор подведёт, то нам нужно будет перед приводнением успеть выбросить специальный морской плот и после приводнения выбраться из самолёта и доплыть до этого плота. Это единственный шанс спастись. Но к нашему счастью, всё идёт нормально, мотор шепчет, обледенения не наблюдается. Наш путь над морем лежит на п-ов Ямал, мыс Харасавэй. Там мы выйдем на сушу и можно будет снять гидрокостюмы.
В самолёте
![](https://c1.staticflickr.com/5/4193/33794021903_bb59716a6b_b.jpg)
Наш Командир - Дмитрий Евгеньевич
![](https://c1.staticflickr.com/5/4192/34217897230_1130bc7987_b.jpg)
Олег и Игорь Леонидович
![](https://c1.staticflickr.com/5/4170/34562543866_d08c5c4353_b.jpg)
Андрей готовит "спасательный" парашют ;-)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4177/34217897010_f27f33b236_b.jpg)
Фёдор мирно спит
![](https://c1.staticflickr.com/5/4173/34442197542_0e4c2cc469_b.jpg)
А за бортом суровая красота с постоянно меняющейся погодой
![](https://c1.staticflickr.com/5/4158/34217898860_81bfa9bb4a_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4159/34562581676_9cd38e6308_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4177/34217897770_d37b730703_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4166/34217896000_ab9b7daeb4_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4165/34442196602_a08960f627_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4166/34217896000_ab9b7daeb4_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4166/34442192962_a89d198efa_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4161/34562543156_5d782c7ac9_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4179/34442192382_5e7ff9f21e_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4162/34442192662_258feca55e_b.jpg)
На открытых участках воды встречаем какое-то гигантское количество птиц, которые начинают разбегаться и взлетать при виде самолёта
![](https://c1.staticflickr.com/5/4174/33761012554_97b6750f81_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4159/34442193352_2ccd11f385_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4176/34473545751_0e376a9a30_b.jpg)
Местами погода совсем не весёлая
![](https://c1.staticflickr.com/5/4171/33793989603_58d3c88e02_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4173/33793989993_3c1f787da8_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4165/34473552131_6ec704cc22_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4180/34473553181_9d3ee3fd52_b.jpg)
Проходит 1,5ч полёта и мы видим берег Ямала. По очереди снимаем гидрокостюмы, переодеваясь в нормальную тёплую одежду. Летим над полуостровом. Вокруг сплошная белизна, иногда под нами появляются бегущие олени, несколько раз видим чумы оленеводов, пытаемся разглядеть белых медведей, но, к сожалению, ни один медведь не машет нам лапой. ;-)
Над Ямалом светит солнце!
![](https://c1.staticflickr.com/5/4162/34217874710_4eff86acfc_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4158/34217874260_d7721e0cb1_b.jpg)
А впереди снова мгла
![](https://c1.staticflickr.com/5/4169/34217874450_b30937cee2_b.jpg)
и сзади сбоку
![](https://c1.staticflickr.com/5/4165/34217874590_b04a96465c_b.jpg)
Вот так, может висеть слой облачности
![](https://c1.staticflickr.com/5/4177/34442157572_90c2444bf0_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4161/34217875550_8c9a2ddb3b_b.jpg)
Пару раз пролетаем над посёлками газовиков. Удивительно, как здесь живут люди.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4171/34442194352_1d2e2a8915_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4192/34473548371_78886e9b32_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4185/33794005703_e215b871df_b.jpg)
И вот впереди пролив Малыгина, а за ним остров Белый - наша цель. Время ускоряется, кажется, что прошло несколько минут и мы уже над метеостанцией. Внизу нам машут люди, которые нас вышли встречать. Размечена флажками взлётно-посадочная полоса. Вот это подготовка! Сверху всё как на ладони.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4177/34217887970_c1ce985f24_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4168/34217888060_07e37e0169_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4186/34217888180_89b425aff3_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4158/34217888420_aa66f79b73_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4189/34217888560_64e876aee3_b.jpg)
В 800м от посёлка видим установленный памятный крест. Спасибо экспедиции из "Центра освоения Арктики" (
http://www.arctic-rf.ru/ ) и Тимкину Александру Владимировичу. Месяц назад они на вездеходах пришли с Салехарда на о.Белый, доставили этот крест и оборудование для бурения. Забурились и установили его.
А мы тем временем делаем проход над ВПП, нужно определить направления ветра. У метеорологов нет наземной станции авиационного диапазона, поэтому ветер будем определять по дыму от шашки. Сигнальная шашка выбрасывается с прохода. Разворот и вот мы чётко видим направление ветра. Не зря мы отработали эту методику в Москве.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4158/34217887780_906f880d64_b.jpg)
Мягкая посадка. Под нами плотный наст.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4167/34562557976_0982f97e5d_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4165/33794003793_806b192e49_b.jpg)
Нас встречает начальник полярной метеостанции Никонов Николай Иванович на снегоходе Буран и знаменитый пёс по кличке Боцман.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4174/34217887840_7124288fda_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4192/34217885580_dbb85fe8bd_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4175/33794012243_b59cae2cb6_b.jpg)
Олег в гидрокостюме
![](https://c1.staticflickr.com/5/4166/33794013243_6b096acc82_b.jpg)
Быстро чехлим Ан-2, нам нельзя его заморозить. Перекачиваем топливо в баки прям из салона.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4161/33793983923_09e265d60b_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4189/34473545291_b6f02f28b2_b.jpg)
Основной транспорт зимой на Белом
![](https://c1.staticflickr.com/5/4174/34562584196_20018c2057_b.jpg)
Забираемся в сани, зацепленные за снегоходом и едем на станцию.
Удивительное место с удивительной энергетикой. Тут просто веет добротой. На станции всего три человека - Николай Иванович, Олег и Надежда. Они находятся в постоянном дежурстве вахтами. Надежда накрывает стол, на котором тут же оказываются свежие огурцы и копчёный омуль. Какой же тут вкусный омуль. Просто пальчики оближешь.
Жизнь на станции полностью зависит от работы дизеля. Поэтому их тут 3 штуки. Один основной и два резервных. У сотрудников есть интернет, телевизор, спутниковый телефон. Условия для жизни хорошие. Общаемся. Николай Иванович работал и в Арктике и в Антарктиде. Очень интересный человек, рассказывающий о тонкостях работы в Арктике. Рассказал он и о гибели наших друзей год назад, о том как их искали. Оказывается он даже не знал, что к ним летит вертолёт в тот момент. И только через 5 часов после падения вертолёта им об этом сообщили и они начали поиски. Причём погода в тот момент на станции стояла просто ужасная. Видимость была менее 50м, и во время поисков он буквально наткнулся на упавший вертолёт. К сожалению все были уже мертвы на тот момент.
А нам пора. Времени остаётся крайне мало, а ещё нужно установить табличку на крест. Выдвигаемся в санях, запряжённых за снегоходом Буран до креста. По пути останавливаемся у останков вертолёта. Да, он лежит там… Температура всего -17 градусов, но с учётом ветра ощущение, что -25. Вот и крест. Табличку ставим со стороны Карского моря. Фотографируемся у креста. Мы привезли две таблички с одинаковым текстом, но одну из нержавеющей стали, вторую из дуба. На крест установлена из нержавеющей стали, как наиболее долговечная.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4167/34562583576_be561f1148_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4161/34562544906_d956dff8cf_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4180/34217878360_b55ece5236_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4155/34217878510_a709288e78_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4164/34217878710_586729e1b5_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4168/34217877400_5036ef7664_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4167/34217877880_9a9146c3c4_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4180/34562583316_37997691cb_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4173/34473549571_c863156548_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4176/33794023223_d97e98d0d4_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4185/34442191412_f8f452b5d9_b.jpg)
Табличка установлена, пора возвращаться в Амдерму. Садимся в сани и едем к самолёту и тут у нас сани проваливаются в промоину. Выступает вода. Выскакиваем с саней, и практически на руках их вытаскиваем из воды. Ничего себе, при такой температуре под снегом есть незамёрзший ручей.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4188/34473566051_5e6c5feb21_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4158/34473566221_0ae4d93a09_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4178/34562582906_5a510d0c90_b.jpg)
Фото полярной метеостанции
![](https://c1.staticflickr.com/5/4182/34562544386_4751d2fd15_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4181/34217879030_17f6e8d33c_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4166/34217879210_7857594eb9_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4174/34217879710_06e4378427_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4169/34217880070_9f0215d678_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4191/34217880330_8a7e94da9b_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4182/34217880520_b49eb79a03_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4189/34473545011_8c6ba5996c_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4187/33794003343_d1d033c047_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4179/34442175922_f9fc9aa68c_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4185/33794009763_2a992c2868_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4167/34217885290_35a95ba8c9_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4175/33794010903_833cbf5b8d_b.jpg)
Прощаемся с метеорологами, залезаем в самолёт, запуск и тут стартёр издаёт скрежещущие звуки. Что за нафиг? Видимо идёт какое-то закусывание муфты сцепления. Крутим винт руками, запустить удалось! Пару ударов кувалдой по лыжам, толкаем самолёт в крыло и на ходу запрыгиваем в него. Прощай о.Белый! С нами летит почта с острова, которую нужно будет отправить из Москвы.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4164/33793991013_336d72178a_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4192/34217876670_5ed3dd657f_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4159/34473565921_7f24463f21_b.jpg)
Береговая черта Ямала
![](https://c1.staticflickr.com/5/4185/34473564251_72fdc41928_b.jpg)
И небо сливается с землёй
![](https://c1.staticflickr.com/5/4178/34562570256_f92ae2b10d_b.jpg)
Среди этих бескрайних снегов встречаем оленей
![](https://c1.staticflickr.com/5/4172/34473547671_bef23421b5_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4181/34442190922_c3ac07d8f0_b.jpg)
На обратном пути каратаем время игрой в карты. У меня ещё с Монголии завалялась колода карт. С регулярным постоянством я становлюсь «дураком».
![](https://c1.staticflickr.com/5/4169/34562544136_68c8cd59a4_b.jpg)
Скоро море. Игорь Леонидович уже переоделся в гидрокостюм. Мы с Олегом поленились. Полетим через Усть-Кару, там над морем совсем небольшой кусочек.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4166/34473553861_e7233d2f1a_b.jpg)
Идём над открытой водой, красота и тут… мотор сбавляет обороты, а в наушниках спокойный голос Дмитрия Евгеньевича «а теперь надо одеть гидрокостюмы…» Душа уходит в пятки. Игорь Леонидович одним прыжком оказывается у двери и уже готовится «катапультироваться» в Карское море. Обрывки гарнитур висят на его голове. Самолёт снижается… Но мотор набирает обороты и мы продолжаем полёт. ;-) Как же мы все потом хохотали над этой шуткой. А заодно и проверили моральную готовность экипажа.
Не зря Олег ещё перед вылетом всех предупредил, что «На борту нашей авиакомпании атеистов нет!»
![](https://c1.staticflickr.com/5/4155/34473564711_e2f9ebbc18_b.jpg)
А вот уже и ставшая нам родной Амдерма.
Кружим над Амдермой, делая много много фотографий
![](https://c1.staticflickr.com/5/4180/34562547276_b091a329c5_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4178/34217870210_cf5b906b4a_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4159/34562547876_a598ec0780_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4185/34217870590_828f7bcf1f_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4158/34473543341_9de1782785_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4166/34217870790_b1aa4cd168_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4191/34217870890_09e2ed73bb_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4155/33760971474_b8c3447aab_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4166/34217871290_afa5477f85_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4180/33760971894_e858e9831e_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4166/33760972294_7c99178487_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4163/33760972914_4b128f48aa_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4172/34217872310_3640d04f18_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4180/34217872760_57ba63ba63_b.jpg)
Нас ждут все сотрудники аэропорта. Посадка, быстро чехлим самолёт и успеваем на уходящую в посёлок вахтовку.
Мы уже смеёмся, что работая в таком ритме мы стали чувствовать и называть себя работниками Амдерского авиаотряда.
Едем в вахтовке, а я всё думаю - как бы тут кстати было бы, если у кого-нибудь из сотрудников аэропорта или жителей посёлка был бы свой личный самолёт. Пусть это будет Цессна или Ан-2. Если государство не может обеспечить регулярное сообщение на местных воздушных линиях, то авиация общего назначения это реальное спасение для нашей страны! А так получается, что рейсовый самолёт в Амдерму прилетает 2 раза в месяц, вездеход из Воркуты приходит 1 раз в 1,5-2 месяца…
Ужинаем у Елены Юльевны и падаем спать. Завтра подъём снова в 3 утра.
===============================================================
Оглавление:
Предыстория
Подготовка к перелёту
Маршрут полёта
Штурманский расчёт
Участники перелёта
Люди, помогавшие осуществить перелёт
Итоги перелёта
Статистическая информация Подённый дневник перелёта
• 6 апреля Москва - Санкт-Петербург (на авто)
• 7 апреля Санкт-Петербург - Вельск • 8 апреля Вельск - Карпогоры - Нарьян-Мар • 9 апреля Нарьян-Мар • 10 апреля Нарьян-Мар - Амдерма (технический рейс) • 11 апреля Нарьян-Мар - Амдерма • 12 апреля Амдерма • 13 апреля Амдерма - о.Белый - Амдерма • 14 апреля Амдерма -Новая Земля - Вайгач - Нарьян-Мар • 15 апреля Нарьян-Мар - Вельск • 16 апреля Вельск - Санкт-Петербург Отчёты Игоря Леонидовича:
• Полет на остров Белый,ч 1: 7 апреля,путь в Вельск. • Полет на остров Белый,ч 2: 8 апреля,путь в Нарьян-Мар. • Полет на остров Белый,ч 3: 9 апреля, Нарьян-Мар. • Полет на остров Белый,ч 4: 10 апреля, Нарьян-Мар-Амдерма. • Полет на остров Белый,ч 5: 11 апреля, Амдерма. • Полет на остров Белый,ч 6: 12 апреля,снова Амдерма. • Полет на остров Белый,ч 7/1: 13 апреля, дорога на остров Белый • Полет на остров Белый,ч 7/2: 13 апреля, остров Белый. • Полет на остров Белый,ч 7/3: 13 апреля дорога домой и Амдерма с воздуха. • Полет на остров Белый,ч 8: 14 апреля, дорога в Нарьян-Мар • Полет на остров Белый,ч 9: 15 апреля, дорога в Вельск • Полет на остров Белый,ч 10: 16 апреля, Вельск-Северка С уважением.
Ваш Андрей Иванов.