Предыстория
В 1912 году из Петербурга стартовала экспедиция Георгия Брусилова на шхуне "Святая Анна" с целью впервые в истории пройти Северным морским путём вдоль берегов Сибири до Владивостока под Российским флагом.
Это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, имеющий большое экономическое значение. В районе западного побережья Ямала (Карское море) шхуна попала в ледовый плен на широте 71°45′ и начала дрейф в северном и северо-западном направлении. Шхуна дрейфовала вместе со льдами на Север и к началу 1914 года (через полтора года с момента начала дрейфа) оказалась севернее Земли Франца-Иосифа. 10 апреля 1914 года 82°55′ с. ш. 60°45′ в. д. штурман Валериан Альбанов покинул шхуну вместе с тринадцатью членами команды, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Капитан Георгий Брусилов и другая часть команды (9 человек) остались на корабле в надежде в конце концов освободиться от ледового плена и выйти на открытую воду. С тех пор о судьбе "Святой Анны" ничего неизвестно. Из ушедших со шхуны во главе с Альбановым тринадцати человек в живых остались только двое, сам Альбанов и матрос Конрад. История этого перехода отражена в книге-дневнике В.Альбанова "На Юг, к Земле Франца-Иосифа". По мотивам истории экспедиции Г.Брусилова Вениамином Кавериным был написан известный роман "Два капитана" - в котором были изменены имена героев и название шхуны.
В апреле 2016 года в условиях тумана и обледенения на о.Белый (Карское море) разбился вертолет Robinson R66 с тремя участниками экспедиции "По следам двух капитанов" - Михаилом Фарихом, Олегом Проданом, Алексеем Фроловым. Михаил Фарих был внуком известного полярного летчика начала 20-го века - Фабио Фариха, который много летал на севере, развозя почту, грузы, пассажиров. В честь Фабио Фариха была названа рыболовецкая деревня на побережье Печорской Губы в Ненецком округе. Олег Продан был директором национального парка "Онежское Поморье" и на протяжении нескольких лет возглавлял экспедиции по поискам следов легендарной полярной экспедиции Г.Брусилова и группы В.Альбанова, часть которой навсегда осталась где-то на суровых берегах Земли Франца-Иосифа. Благодаря поисковой работе О.Продана в 2010 году на одном из островов Земли Франца-Иосифа были найдены уникальные артефакты - останки одного из ушедших со "Святой Анны" вместе с Альбановым матросов и некоторые личные вещи. Алексей Фролов был участником экспедиции "По следам двух капитанов" и командиром разбившегося вертолета.
В задачи экспедиции 2016 года входила установка GPS буев для определения маршрута дрейфа льдов с целью отследить возможный маршрут дрейфа "Святой Анны" в 1912-1914 гг. Это была 5-я экспедиция в цикле поисков "Святой Анны".
Подробный рассказ в ЖЖ:
По следам «Двух Капитанов» - памяти Михаила Фариха, Олега Продана и Алексея Фролова... Последний рассказ М.Р.Фариха об этой экспедиции
Click to view
В марте 2017 года санно-тракторным поездом был пройден 2-х недельный маршрут Салехард - о.Белый, и 17 марта 2017 года сотрудниками
НП "Российский Центр освоения Арктики" был установлен крест в 800 метрах от места катастрофы вертолета R66.
Одной из задач нашего перелета является установка памятной таблички на крест - некоторые члены экипажа нашего самолета Ан-2 знали Михаила Фариха и Олега Продана лично.
Остров Белый (рассказ в ЖЖ). Подготовка к перелёту
Планирование перелёта началось осенью 2016г. Активная фаза подготовки с января 2017г.
В процессе подготовки решались вопросы:
1. Оценка наиболее оптимального маршрута полёта с точки зрения плеч и аэродромов подскока; Штурманский рассчёт;
2. Варианты топливообеспечения по маршруту полёта и варианты заброски топлива;
3. Комплектация НАЗа и средств спасения экипажа в случае вынужденной посадке в тайге и на море.
4. Отработка особенностей эксплуатации самолёта Ан-2 на лыжном шасси.
5.
Отработка посадки в условиях белизны.6. Отработка двухсторонней связи с помощью спутниковых трекеров InReach.
К перелёту было подготовлено два самолёта Ан-2 (основной RA-02476 и резервный RA-07853) и самолёт «Хаски» RA-2072G. Также был сформирован основной экипаж и запасной состав.
Маршрут полёта:
Штурманский расчёт:
Участники перелёта
Экипаж Ан-2 RA-02476
• Сухарев Дмитрий Евгеньевич - шеф-пилот перелёта
• Нехорошев Олег Анатольевич - частный пилот, владелец самолёта
• Иванов Андрей Дмитриевич - руководитель перелёта, частный пилот, авиационный инженер, штурман перелёта, руководитель команды Ил-14
• Пащенков Фёдор Сергеевич - медик, фотограф, член команды Ил-14
• Петров Андрей Анатольевич - частный пилот, фотограф, летописец, член команды Ил-14
Экипаж А-1В «Хаски» RA-2072G
• Колоколов Игорь Леонидович - командир воздушного судна
Люди, помогавшие в перелёте нам (благодаря им этот перелёт мы смогли осуществить).
• Выучейский Владислав - г.Нарьян-Мар
• Вокуев Николай - г.Нарьян-Мар
• Вокуев Алексей Николаевич - г.Нарьян-Мар
• Курылёв Александр - г.Москва
• Соболев Михаил Альбертович - г.Амдерма
• Левандовский Егор - г.Вельск
• Лебедев Вадим - г.Санкт-Петербург
Итоги перелёта:
1. На о.Белый установлена памятная табличка к годовщине гибели экипажа R66.
2. На о.Белый и в Амдерму доставлено около 50 кг свежих овощей и фруктов.
3. Маршрут пройден в сложных погодных условиях точно в установленный срок без потерь.
4. Отработана слаженная работа в экипаже.
5. Приобрели много новых друзей в дальних уголках нашей страны.
Статистическая информация:
Пролетели 6793 км, за 41ч 26 мин
7 апреля
Санкт-Петербург - Вельск:778 км за 04:23 полётного времени
8 апреля
Вельск - Карпогоры: 364 км за 02:06 полётного времени
Карпогоры - Нарьян-Мар (оз.Кривое): 602 км за 03:49 полётного времени
Всего за день: 964 км за 05:55 полётного времени
10 апреля
Нарьян-Мар (оз.Кривое) - Амдерма: 446 км за 02:29 полётного времени
Амдерма - Нарьян-Мар (оз.Кривое): 443 км за 03:13 полётного времени
Всего за день: 889 км за 05:42
11 апреля
Нарьян-Мар (оз.Кривое) - Амдерма: 443 км за 02:54 полётного времени
13 апреля
Амдерма - о.Белый: 551 км за 03:53 полётного времени
О.Белый- Амдерма: 690 км за 03:52 полётного времени
Всего за день: 1241 км за 07:45 полётного времени
14 апреля
Амдерма - Новая Земля - Нарьян-Мар: 764 км за 04:18 полётного времени
15 апреля
Нарьян-Мар- Вельск: 947 км 05:37 полётного времени
16 апреля
Вельск - Куммолово: 767 км за 04:52 полётного времени
===============================================================
Оглавление:
Предыстория
Подготовка к перелёту
Маршрут полёта
Штурманский расчёт
Участники перелёта
Люди, помогавшие осуществить перелёт
Итоги перелёта
Статистическая информация Подённый дневник перелёта
• 6 апреля Москва - Санкт-Петербург (на авто)
• 7 апреля Санкт-Петербург - Вельск • 8 апреля Вельск - Карпогоры - Нарьян-Мар • 9 апреля Нарьян-Мар • 10 апреля Нарьян-Мар - Амдерма (технический рейс) • 11 апреля Нарьян-Мар - Амдерма • 12 апреля Амдерма • 13 апреля Амдерма - о.Белый - Амдерма • 14 апреля Амдерма -Новая Земля - Вайгач - Нарьян-Мар • 15 апреля Нарьян-Мар - Вельск • 16 апреля Вельск - Санкт-Петербург Отчёты Игоря Леонидовича:
• Полет на остров Белый,ч 1: 7 апреля,путь в Вельск. • Полет на остров Белый,ч 2: 8 апреля,путь в Нарьян-Мар. • Полет на остров Белый,ч 3: 9 апреля, Нарьян-Мар. • Полет на остров Белый,ч 4: 10 апреля, Нарьян-Мар-Амдерма. • Полет на остров Белый,ч 5: 11 апреля, Амдерма. • Полет на остров Белый,ч 6: 12 апреля,снова Амдерма. • Полет на остров Белый,ч 7/1: 13 апреля, дорога на остров Белый • Полет на остров Белый,ч 7/2: 13 апреля, остров Белый. • Полет на остров Белый,ч 7/3: 13 апреля дорога домой и Амдерма с воздуха. • Полет на остров Белый,ч 8: 14 апреля, дорога в Нарьян-Мар • Полет на остров Белый,ч 9: 15 апреля, дорога в Вельск • Полет на остров Белый,ч 10: 16 апреля, Вельск-Северка С уважением.
Ваш Андрей Иванов.