Днепр(опетровск). Часть 2: вокзал, завод и метрополитен

Nov 30, 2016 16:54



Я люблю начинать рассказы о городах с вокзалов, вокруг которых лежат старые рабочие районы, обаятельные своей неухоженностью. В Днепропетровске, общему колориту которого была посвящена прошлая часть, вокзал расположен действительно интересно, вклинившись между центром бывшего Екатеринослава и местом, где стоял его предшественник, казацкий Новый Койдак. От вокзала в его сторону выросла промзона старого металлургического завода имени Петровского в окружении рабочих слободок, под которыми пролегает самое маленькое в постсоветских странах, но всё же полноценное метро.

О том, как я ехал в Днепропетровск в 2009-м и как уезжал из него в 2016-м, я рассказывал в прошлой части. Короткий московский поезд, даром что впервые за два года подан к высокой платформе, на магистральной станции Синельниково соединяется в один состав с таким же поездом-недомерком Кривой Рог - Москва, идущем через Запорожье. Ещё есть прямой поезд Москва-Харьков, и это всё, что ходит теперь по железной дороге из России на Восточную Украину, хотя даже на киевском ходе границу пересекают 5-7 поездов.

2.


Днепропетровск стоит в стороне от основной магистрали на Симферополь, и как часто бывает в городах на больших реках, железная дорога пришла сюда в два приёма - в 1873 году на левом берегу Днепра в конце тупиковой ветки от Ловозо-Севастопольской железной дороги открылась нынешняя станция Нижнеднепровск, называвшаяся Екатеринослав до 1884 года, когда стальная магистраль по самому длинному на тот момент в империи Амурскому мосту пересекла Днепр. Это была "специальная" Екатерининская железная дорога с усиленным профилем, рассчитанным на проход тяжёлых составов с углём и железной рудой - крайними её точками были Луганск и Кривой Рог, две ресурсные базы самой индустриальной в Российской империи Екатеринославской губернии. Строительство километра Екатерининской дороги было самым дорогим в тогдашней России, но окупилась она всего за 2 года, а со временем разрослась в дольно разветвлённую систему, проходящую и через соседнее Запорожье. Амурский мост по идее выводит прямо к горловине станции со звучным названием Днепропетровск-Главный (он ведь правда главный!), но речного простора с перронов, как в Красноярске, не видать - за мостом путь поворачивает почти под прямым углом. Вот так выглядел вокзал Екатеринослава:

2а.


Но он был разрушен войной, и его жутковатые руины были одним из символов послевоенного Днепропетровска. Нынешний вокзал, сохранив абрис двух башен, но только теперь индустриально-строгий, построил в 1946-51 годах Алексей Душкин, автор одной из московских высоток и грандиозных вокзалов-дворцов в Симферополе и Сочи. Совершенно не помню, какой вокзал внутри - с одной стороны, я спешил на поезд, с другой - если бы там было очень красиво, я бы это заметил в любой спешке:

3. 2009, а не далее как сегодня на этом вокзале продолжился песенный флешмоб - пели "Катюшу".


Привокзальная площадь такая же послевоенно-сталинская, и архитектура всем своим видом даёт понять - вы прибыли в один из флагманов советской индустрии, а обилие киосков и машин на переднем плане - что сейчас уже другие времена:

4.


Боковая улица справа от вокзала мимо касс предварительной продажи ведёт к почтовому терминалу. Кадр снят с крыльца обменника, где я с горем пополам продал последние гривны на 7 долларов - на рубли такую сумму мне поменять так и не удалось (хотя рубли на гривны менял везде свободно), в трёх местах их либо не было вообще, либо были лишь купюрами с тремя нулями. В итоге чуть не опоздал из-за этого на поезд.

5.


Замыкал площадь памятник Григорию Петровскому (1976), в честь которого в 1926 году и был переименован город. Григорий Иванович был из "старых большевиков", при этом не евреем с псевдонимом, а вполне себе этническим украинцем, каким-то образом избежал репрессий и умер 80-летним в 1958 году. Проживи он ещё немного - бывший Екатеринослав попал бы под хрущёвский запрет называть города в честь живых, и даже интересно, как бы его тогда назвали. В 1922 году Петровский подписал договор о создании СССР от Украины, а в годы коллективизации руководил заготовками хлеба, то есть нёс прямую ответственность за тот чудовищный голод, впоследствии названный Голодомором. Честно говоря, очень странно, что я увидел его памятник здесь в 2009-м - по логике вещей его должны были снести гораздо раньше, но снесли в итоге лишь в 2016 году, первым на Восточной Украине после Ильичей:

6. 2009


От площади направо уходит центральный проспект Яворницкого, ранее Карла Маркса, который я оставлю на следующую часть, а налево, куда пойдём пока - продолжающая его улица Курчатова. Вид с неё на краешек привокзальной площади:

7.


Через квартал от железнодорожного вокзала - неописуемо гигантский автовокзал, не исключаю что крупнейший во всём бывшем СССР, а уж на Украине так точно: мало того, что сама Восточная Украина с наибольшей в постсоветских странах плотностью крупных городов способствует активному движению, так в Днепре ещё и вместо традиционных для Украины нескольких автостанций на разных концах города всё собрано в единый мега-терминал. Платформы, тут как видите, на нескольких уровнях, а "Богданчики", "Эталончики", "Спринтеры" да "Руты" бегают с них непрерывно:

8.


В 2009-м я ночевал в комнатах отдыха этого автовокзала, довольно приличных и с видом на железную дорогу. Уже когда я уезжал в Запорожье, в зале ожидания меня тормознул мент с хамской рожей, потребовал документы, и бесцеременно выхватив у меня из рук паспорт, повёл в отделение, где они с коллегой быстро обыскали мой рюкзак на предмет наркотиков и оружия, и буднично потребовав "оставить старшему на коньяк", отпустили - всё ограбление заняло буквально несколько минут, я даже не опоздал на автобус, и было такое в моей практике, кажется, первый и последний раз (задержания за фото - другая опера). Год спустя (то есть где-то в 2010-м) из журнала frankensstein, который собирал всю чернуху Восточной Украины (а сейчас - всю чернуху ЛДНР), я узнал, что на днепропетровском автовокзале двух милиционеров расстрелял из их же пистолета остановленный для проверки документов уголовник, которого затем скрутили суровые вокзальные таксисты. Были ли это те же самые менты или другая смена - точно не знаю, а в целом тут просто "место проклято" - другой расстрел патруля случился в 2016-м.

9.


Вид из комнат отдыха на депо, как и многое здесь, впечатляющее своей капитальностью:

10.


Близ автовокзала находятся ещё и рыночек со звучным прозвищем Барыжник (местная барахолка). Над всем этим нависает бетонная водонапорка в промзоне того же депо:

11.


Чуть дальше находится парк Памяти и Примирения, ранее парк Калинина, устроенный на месте снесённого в конце 1930-х годов Чечелёвского кладбища, вскоре возродившегося как братская могила погибших при освобождении города красноармейцев, в 1976 году украшенная мемориалом. Я туда не зашёл, а вот церковь Александра Невского (1900), стоявшая там до войны и уничтоженная при фашистах обыкновенным бытовым пожаром:

11а.


Окрестности станции, как чаще всего и бывает в промышленных городах - старые рабочие слободы. Ближайшая из них так и называется - Фабрика, и старше самого вокзала, поэтому окружает станцию несколькими кусками с разных сторон. Она образовалась в конце 18 века у суконной фабрики, основанной ещё Потёмкиным в строившейся Южной столице, но само фабричное здание я оставлю на следующую часть. Чуть дальше от города и Днепра с 1870-х годов образовалось предместье Чечелёвка, названная якобы от первого поселенца - отставного солдата Чечеля. Выше, в Аптекарской балке между нынешними заводом Петровского и Южмашем, выросла Шляховка, и не её ли мрачноватые дома я показывал ближе к концу прошлой части? Над предместьями с 1887 года довлел металлургический завод Брянского общества, один из крупнейших и современнейших в Российской империи, в подбрюшье которого была построена Брянская колония для специалистов и начальства. Но последняя была лишь островком благополучия среди мрачных предместий, в которых жил тот самый "проклятьём заклеймённый весь мир голодных и рабов", порывавший встать неоднократно - первый бунт тут случился в 1898 году, в 1903 году забастовка переросла в беспорядки с десятками погибших, а в 1905 году две недели просуществовала ни больше ни меньше Чечелёвская республика под управлением Боевого Стачечного комитета Совета Народных депутатов под руководством Андрея Булыгина. Вот здесь история этих мест рассказана подробнее, я же видел с машины лишь просто улочки рабочих слободок:

12.


И их главную ось - начинающийся за тем самым парком Память и Примирения бывший проспект Калинина, а с 2015 года проспект Сергея Нигояна. Это тоже революционер, но другой революции - днепропетровец, убитый из дробовика 22 января 2014 года на киевской улице Грушевского, стал первым погибшим на Майдане. В общем, как ни крути, а здесь витает дух Революции, и "наш бронепоезд стоит на запасном пути" - так то ли гласит, то ли раньше гласила надпись у этой вот бронеплатформы Гражданской войны, установленной в 1932 году на площади Металлургов.

13.


Напротив пожалуй самого впечатляющего советского здания Днепропетровска - Дворца Труда имени Ильича (1926-32), построенный на том месте, где в 1905 году стоял окружённый баррикадами штаб Чечелёвской республики. Некогда культурный центр района, дворец заброшен с 1990-х годов, и даже вывеску (официально он называется с тех пор Украинский дом, как в Киеве) за 25 лет сменить не удосужились, хотя и сломали в 2015 самого Ильича, стоявшего раньше в необычной позе с не указующей, а просто воздетой рукой. Так же обратите внимание на вентиляционные шахты - под нами станция метро "Метростроителей":

14.


Мрачный вид действительно интересного здания настроил на печальные разговоры с встречавшим меня человеком:
-Я сам предприниматель. Майдан и свержение Януковича очень активно поддерживал. Но теперь стало хуже.
-Когда Майдан только начинался, я говорил своим украинским друзьям, что всё это кончится очередным переделом собственности на фоне войны с памятниками. Не верили, обижались.
-Так и случилось... - и это был далеко не первый схожий диалог за две недели поездки.

15.


У Дворца Ильича же самая впечатляющая часть - не фасад, а задняя сторона, обращённая в Парк Металлургов. Почти дом Мельникова:

16.


Считается, что в плане он напоминает серп и молот, хотя по-моему больше похож на гигантского рака с клешнями:

17.


Две половины здания - Клубная и Театральная - строились в два приёма по разным проектам, первую закончили в 1932, вторую тогда же начали. Это, если я не ошибаюсь - более молодая Театральная часть.

18.


Это очень днепропетровский сюжет - разруха в финансовом центре страны...

19.


За Дворцом лежит не столь запущенный Сквер Металлургов, некогда отделявший беспокойную пролетарскую Чечелевку от Брянской колонии - сначала как пустырь, с 1898 года как Сад общества трезвости, с 1908 - как парк "Сокольники" Союза Русских Рабочих, а в нынешнем виде устроенный после войны, за время которой сквер свели на дрова. Подробная история Парка и двух его Дворцов рассказана здесь.

20.


Второй - это Дворец охраны здоровья (1925-27) на другом конце парка, ныне поликлиника горбольницы №2, в обиходе известной как больница Металлургов.

21.


Тоже весьма интересное здание от того же архитектора - Алексея Красносельского, начинавшего ещё в дореволюционном Екатеринославе.

22.


Вот интересно, дотянется ли сюда рука декоммунизатора? Вроде бы официально в законе сделано исключение для элементов декора памятников архитектуры, но что оно не всегда соблюдается (например, на вокзале в Запорожье), я видел не раз.

22а.


Не знаю, сохранилось ли что-то от изначальной Брянской колонии 1880-х, состоявшей из 32 одноэтажных домов для заводских служащих и инженеров - подобные ещё нередко можно увидеть на Донбассе ( Макеевка, Енакиево, Алчевск и другие). Следующие кадры - с проспекта Нигояна. Трамвайное депо №3:

23а.


Роскошный модерновый доходник с заглавного кадра, который стоит обойти в ту тенистую улочку, но мы это сделаем позже:

23. 2009


Здание ожогового центра, построенного для рабочих, а сейчас спасающего раненных солдат:

24. 2009


Школа для детей рабочих (1907):

25.


И композиционный центр - Брянская Николаевская церковь, с большим отрывом красивейший храм Днепропетровска, если не всей Восточной Украины (по крайней мере после Собора в Новомосковске).

26.


Освященная в 1915 году, по назначению она использовался недолго, и большую часть своей истории прослужила всякой всячиной от угольного склада до спортзала, пока в 1980-х годах её не переделали в органный зал. В "нулевых" епархия долго судилась за возвращение здания, и наконец было достигнуто мировое соглашение - храм передается Московскому патриархату, но тот обязуется не мешать органному залу, пока для последнего не обустроят отдельное здание специально под его орган. С 2013 службы проводятся в подвальном храме:

27.


Очень красивое здание, как общим видом, так и в деталях:

28.


29.


Особенно - в суровом промышленном окружении, в гуле труб и цехов и едком, пропитанном сажей воздухе рабочей слободки. Брянск в местной топонимике совсем не случаен - основанный в 1885 году Александровский Южно-Русский железоделательный и железопрокатный завод Брянского акционерного общества по сути дела был дочерним предприятием Брянского завода, основанного в 1873 году и быстро ставшего одним из крупнейших предприятий Российской империи. Его акционерное общество своей активностью изрядно наследило в топонимике бывшей Новороссии - например, близ того же Алчевска есть шахтёрский посёлок Брянка. Южно-Русский завод имени Александра III начали строить почти сразу после прихода сюда железной дороги, ещё до бума иностранных инвестиций 1890-х: в 1887 году он дал первый чугун, а к 1894 вышел на проектную мощность, и благодаря этой форе оставался одним из лучших металлургических предприятий царской России, тем более - с русскими владельцами. При Советах он стал Днепровским металлургическим заводом имени Петровского (был ещё Днепровский металлургический завод имени Дзержинского - отсюда может и названия Днепропетровск и Днепродзержинск), а расцвет его пришёлся на 1950-е годы, когда здесь впервые в СССР была впервые внедрена кислородно-конверторная выплавка стали и впервые в мире использован природный газ в работе доменной печи. С 2008 года заводом владеет транснациональная (офис в Лондоне), а по происхождению российская металлургическая компания "Евраз", которой принадлежат так же комбинаты в России ( Нижний Тагил и Новокузнецк), Казахстане, США, Италии и ЮАР, а так же всяческие ГОКи, шахты да коксохимы в основном в России и на Украине. ДМЗ в принципе довольно мощный завод (около 3 миллионнов тонн стали в год), но чисто внешне он выглядит как тощая кляча - ржавые конструкции и крыши, тонкие трубы, облезлые цеха и конторы... тем более здесь по сути дела его задворки - заводоуправление располагается на параллельном Нигояновскому проспекте Свободы, рассекающем гигантским ромб промзоны (3,5х1,5км) пополам:

30. 2009


Здесь же лишь заброшенная проходная, скверик у которой с 2006 года получил странное название площадь Понимания. На заднем плане виден вестибюль, а ближе вентиляционные трубы следующей станции метро "Металлургов", один из выходов которой ведёт прямо на территорию завода. В 2016 я сюда не возвращался, возможно что-то здесь серьёзно изменилось?

31. 2009


Зато за тем самым голубеньким доходником с кадра №23 есть тайный проход на извилистый в трёх плоскостях Морозовский путепровод над призаводской станцией Горяиново - первой от вокзала на запад:

32.


Помимо станции он пересекает и две заводские ветки:

33.


Таким образом давая возможность заглянуть в машинное отделение города:

34.


Со стороны завода послышался грохот и поднялось красноватое облоко - это выгружают привезённую с Кривого Рога железную руду:

35.


Электричка производства "Лугансктепловоза" уходит в сторону вокзала. Вдали сверкающие небоскрёбы, построенные на деньги в том числе и с этого завода (до "Евраза" им владел "Приват"):

36.


Напоследок спустимся в Днепрометро - мы осмотрели поверхность над примерно половиной его линии. Обратите внимание, что даже его схема в вагоне снабжена картой отделений "ПриватБанка":

37а.


Днепропетровский метрополитен можно считать то ли последним советским (заложен в 1982 году и на 90% был построен при Союзе), то ли первым постсоветским - он открылся для пассажиров в 1995-м году, и строился по стандартной советской схеме "от главного завода через вокзал к центру". На момент запуска первой очереди из 6 станций длиной 7,1 километров это был самый короткий метрополитен в мире, но с тех пор ещё короче успели построить в итальянской Катании (3,8км), индийскому Гургаоне и иранском Ширазе. Хуже то, что статус "самого короткого" Днепрометро вполне может себе вернуть в обозримом будущем - с момента открытия оно ни разу не расширялось, станции второй очереди в процессе строительства уже более 34 лет, власти то планируют затопить недостроенный участок, то заключают контракты с каким-нибудь подрядчиком (последний - турецкая компания "Лимак"), и пожалуй многострадальнее Днепропетровского метро может быть только экзистенциальное Омское с его единственной станцией. Даже в Днепропетровской области этот метрополитен не единственный, не крупнейший и не первый - ведь есть ещё метромтрамвай в Кривом Роге. О других метрополитенах я в своём блоге писал отдельный пост, здесь же хватит полутора десятков фотографий.

37.


Единственная линия имеет собственно название Центрально-Заводская, и уходит от вокзала на запад. Осмотреть её мне удалось лишь в два приёма - в 2009 на середине помешал один эпизод, который тогда казался мне опасным, а сейчас- скорее смешным: диалог с бдительным, но очень нервным гражданином, похожим на отставного мента, я пересказывал в старом посте.

38а.


Первая станция - "Вокзальная", на кадре выше коридоры её вестибюля, использующегося в основном как подземный переход у привокзальной площади. Расположена она, прямо скажем, не очень удобно - вроде и между вокзалом и автовокзалом, но от каждого по несколько сотен метров.

38.


Вниз сразу уводит длинный эскалатор: Днепрометро интересно тем, что оно самое глубокое из советских "малых метрополитенов", что вкупе с небольшим пассажиропотоком делает его и самым убыточным. "Вокзальная" лежит на глубине 35 метров:

38б.


Конструкция станции - что-то среднее между пилонной и колонной. Платформы днепропетровских станций довольно длинные, большее 100 метров, и первые несколько лет по ним ходили 5-вагонные поезда, вскоре сменившие 2-3-вагонными. Здесь и интервалы самые больше в постсоветских метрополитенах - от 7 до 20 минут, но они оправданы - хотя сами станции пустынны, в вагонах часто бывает негде сесть:

39.


В торце - памятная доска метростроевцам. Проектировали Днепрометро в Харькове с его разветвлённой системой и собственной школой метростроения:

39а.


Поэтому здешний метрополитен, конечно же, не мог обойтись без станций сводчатого типа. Другое дело, что харьковские односводы - все мелкого заложения, глубокие сводчатые станции лучше всего умелить строить в Ленинграде, но - с рассчётом на болотные грунты. Здесь же прижился и вовсе редкий тип "тбилисского односвода" глубоко заложения в скальных грунтах. Изначально станции были задуманы разнообразными и красивыми, но не успели закончить до распада СССР лишь отделку, и чтобы хоть как-то открыть метро, на ней и решили сэкономить.

40.


Так что теперь главная "фишка" Днепропеметро - это 4 одинаковые станции сурового индустриального облика, отличающимися лишь цветом и мелкими деталями.

41. 2009


"Метростроевцев" ("Метробудивникив") под Дворцом Ильича и площадью Металлургов, на глубине 40м - красная:

42. 2009


"Металлургов" на глубине 55 метров у той странной площади Понимания - жёлтая:

43. 2009


"Заводская" на 60-метровой глубине (самая глубокая в экс-СССР за пределами Москвы, Петербурга и Киева) - синяя:

44.


"Проспект Свободы" на глубине 40м - зелёная:

45.


И единственная станция мелкого заложения - конечная "Покровская" просто донельзя харьковского облика, до 2015 "Коммунаровская". Жилмассивы над ней  стоят как раз на месте основанного казаками в 1650-м Нового Кайдака, от котором ныне напоминают лишь памятные знаки, но выходил я из метро на этой станции лишь когда она была "Коммунаровская", на импровизированный допрос с тем бдительным ментом-в-остатвке. Фотографировать в метро, тем не менее, служащие до сих пор запрещают (не знаю, официально или фактически), и даже мобильной связи нет, хотя сказать, что время в Днепрометро уж совсем остановилось тоже нельзя - в 2015-м сюда провели вай-фай.

46.


В общем, дай бог чтобы турки из "Лимака" вкупе с хвалёным "сохранением налоговых поступлений на местах с августа-2016" не подвели, и линия продлилась от "Вокзальной" и в другую сторону. Проектные рисунки "Театральной", "Центральной" и "Музейной" есть здесь, хоть и сдаётся мне, что если их достроят - оформлены они будут в патриотическом духе.
Пока же остаётся "любоваться" копрами метростроя, над строящейся линией перемещаясь по земле - в следующей части пройдёмся по проспекту Яворницкого.

По ссылкам-превью - другие мои посты о метрополитенах.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Большие города Украины
Винница. Левый берег Буга.
Винница. Муры и Иерусалимки.
Винница. Соборная улица.
Винница. Вервольф.
Винница. Пирогово (2010).
Запорожье. Хортица (2009)
Запорожье. Колонии меннонитов.
Запорожье. Старый Александровск.
Запорожье. Проспект.
Запорожье. Соцгород и ДнепроГЭС.
Днепр(опетровск). Общий колорит.
Днепр(опетровск). Вокзал, метро, завод Петровского.
Днепр(опетровск). Проспект.
Днепр(опетровск). Центр ниже Проспекта.
Днепр(опетровск). Парк Шевченко и конец Проспекта.
Днепр(опетровск). Набережная и Левый берег.
Днепр(опетровск). От центра на Южмаш.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.

Днепропетровская область, Новороссия, железнодорожное, дорожное, "Молох", метрополитены, автобусы, транспорт, Днепр(опетровск), индустриальный гигант, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up