Новокузнецк. Часть 1: Кузнецкий металлургический комбинат

Oct 08, 2011 23:21



В обиходе Новокузнецк, крупнейший город Кемеровской области (560 тыс. жителей), называют просто - Кузня. Надо побывать здесь, чтобы понять, до чего же точное определение: хотя индустрия занимает не так уж много места в городском пейзаже, её присутствие ощущается непрерывно. Закрывая глаза здесь, видишь, как горит огонь, крутятся приводные колёса, ползут конвейеры, льется расплавленное железо. Кажется, будто даже машины, трамваи, прохожие - всё это части производственных цепочек. Новокузнецк - это настоящий Город Рабочих, и сразу видно, что "продавцы воздуха" здесь не в цене. А среди индустриальных гигантов России он пожалуй, самый гигантский: здесь два металлургических комбината полного цикла (подобное на постсоветском пространстве есть только в Мариуполе, но там комбинаты поменьше), завод ферросплавов, алюминиевый завод и несколько угольных шахт. История же местной металлургии насчитывает даже не сотни (как на Урале), а тысячи лет: в Кузнецкой котловина издавна жили абинцы, или равнинные шорцы, которых ещё казаки в 17 веке не случайно прозвали "кузнецкими людьми" - они снабжали железными изделиями половину Великой Степи.

Мой рассказ о Новокузнецке будет состоять из трёх частей. В третьей осмотрим Старый Кузнецк, основанный в 1617 году как острог для покорения Южной Сибири; во второй погуляем по центру - одному из лучших сталинских ансамблей 1930-х годов; ну а первой сходим на Кузнецкий металлургический комбинат, с постройкой которого город и стал НОВОкузнецком.

...Около полудня в пятницу я сел на Казанском вокзале в 118-й поезд и поехал, чтобы сойти на новокузнецком вокзале рано утром в понедельник: Кузбасс расположен на долготе Индии. Поезд №118 - редкостный драндулет с пыльными, душными и холодными вагонами, и три дня в нём невыносимы. С привокзальной площади я уехал в гостиницу, и лишь отоспавшись, вернулся в центр города. Рядом с ЖД-вокзалом стоит большой автовокзал, со второго этажа которого открывается вот такой вид:



Отсюда расходятся веером три проспекта: Курако (налево), Металлургов (прямо) и Бардина (направо). Первый и третий названы в честь инженеров, руководивших созданием КМК. Проспект Металлургов примечателен своей роскошной архитектурой, а проспект Курако ведёт прямиком к комбинату:



По нему и пойдём - сталинская архитектура здесь победнее, чем на проспекте Металлургов, но тоже роскошна:



На большинстве перпендикулярных улиц - поскромнее:



А дворы впечатляют не меньше, чем фасады:



...Перейдя к плановой экономике, советское руководство решило объединить рудный Урал и угольный Кузбасс в единое целое, Восточную металлургическую базу. Идея очень красивая: одни и те же поезда возили с Урала руду для кузбасских заводов, а выгрузив её, увозили назад  уголь уже для заводов Урала (правда, с 1930-х годов в Кемеровской области добывают и железо - до рудников Таштагола в Горной Шории всего двести километров на юг).  Проектирование комбината полного цикла близ старого Кузнецка началось в 1918 году под руководством самого Михаила Курако - донбасского инженера, усовершенствователя доменной печи, одного из основателей советской металлургической школы... но не сложилось: в 1920 году Курако здесь же и умер, заболев сыпным тифом. К проекту вернулись лишь через 7 лет, и занялся им другой донбасский инженер, соратник и отчасти преемник Курако Иван Бардин, впоследствии директор Института Металлургии в Москве. КМК строился под его руководством при участии американской фирмы "Фрейн" в 1929-36 годах, а параллельно строился Сад-город, то есть жилые районы для обитателей нового завода. Тот самый "через четыре года здесь будет город-сад" Маяковского, посетившего эту стройку. В 1931 году Сад-город стал Новокузнецком на левом берегу Томи, Кузнецк же оставался самостоятельным городом на правом (не такое уж и редкое явление в СССР - взять хоть пару Полоцк-Новополоцк), в 1940 году два города объединились под именем Сталинск, который в 1961 вновь стал Новокузнецком, поглотив старый Кузнецк окончательно. Новокузнецк - это не "Кузнецк №2", а "Кузнецк Обновлённый".



Новокузнецкий соцгород - настоящий шедевр советского градостроительства 1930-х годов. Монументальность, стройность ансамбля, удивительная цельность и узнаваемый с первого взгляда "металлургический" стиль - пожалуй, Новокузнецк даже ярче лучших советских соцгородов, что я видел ранее - Магнитогорска и Запорожья.





Впрочем, как уже говорилось, проспект Курако сильно уступает своей архитектурой проспекту Металлургов, о котором я расскажу в следующей части. Довольно скромны и большинство перпендикулярных улиц, за исключением улицы Суворова на полпути к комбинату:



На углу - позднесоветская многоэтажка "Южкузбассугля", хорошо заметная в перспективе, показанной от вокзала. Вблизи же здание примечательно своим панно:



По соседству - угольный комбайн KGS-345, который на шахте Есаульская было добыто более 15 миллионов тонн угля.



Здесь сталинский ансамбль понемногу сходит на нет, но и позднесоветская архитектура местами впечатляет - например, Дом Связи:





Между речкой Абой и КМК - какая-то своя промзона с небольшими предприятиями:



Последнее здание на проспекте - Театр Металлургов:



Мы пришли. С этой же точки вперёд открывается вот такой вид (обратите внимание на людей):



Проспект выводит на просторную Площадь Побед (именно так, во множественном числе!) у подножья кузнецких цехов:



Слева направо - краешек военного мемориала, дирекция КМК и вход в тоннель под комбинатом, куда мы ещё отправимся. Здание дирекции построил в 1932 году Андрей Крячков - для Западной Сибири это примерно то же, что Растрелли для Петербурга или Гауди для Барселоны. Крячков создал ансамбль Новосибирска, и больше всего поражает то, что он одинаково хорошо владел всеми архитектурными стилями 1910-30-х годов.



С правой стороны площади - ещё несколько интересных построек, назначение которых я так и не узнал:



С левой - очень эффектный воинский мемориал - вряд ли надо пояснять, что Новокузнецк был среди городов, где в прямом смысле слова ковалась Победа:



Вообще, на призаводской площади очень много интересных видов. Вот танк на фоне доменной печи, которая, вполне возможно, породила его металл:



Факел полыхает над цветами и ёлками:



А эта надпись в Кузбассе сверх-актуальна и по сей день:



За мемориалом - довольно неказистая часовенка:



И ПТУ, судя по всему ровесник КМК:



Правее проспекта Курако - заброшенные градирни и дорога на север Кузбасса:



Вообще же, облик КМК очень характерный и запоминающийся - в первую очередь бесконечные сплетения толстенных труб. Это не только одно из главных металлургических предприятий России, но и цельный промышленный ансамбль 1920-30-х годов. Постройки не слишком грандиозны, но сам комбинат, вместе с ТЭЦ и коксохимом, имеет размеры где-то 7х1,5 км, существенно превосходя центр города.



На проспекте Строителей, проходящем вдоль комбината, сохранилось немало зданий времен его постройки:







Но вернёмся на Площадь Побед. Одна из самых интересных особенностей комбината - тоннель, начинающийся совсем рядом с дирекцией:



Он был построен в 1931-33 годах, и его длина - 540 метров. Из-за огромной протяжённость КМК тоннель строился для самого что ни на есть общего пользования - связи города с районами за комбинатом:



Фактически это продолжение проспекта Курако, ныряющего прямо под заводскую площадку, и по дороге и "тротуарам" люди и машины перемещаются весьма интенсивно:



В трёх местах в тоннеле устроены вот такие залы, откуда автомобильные выезды ведут прямо на территорию комбината. Виды наружу довольно интересные, с мощными подпорными стенками и силуэтами цехов и печей, но заснять их мне не удалось: каждый выезд снабжен вахтой, и если бы охранники заметили мой фотоаппарат.... Ну правда, вот какой-то странный неместный человек что-то фотографирует в тоннеле под стратегическим опасным производством - да тут даже я бы на их месте забеспокоился!



Напротив второй проходной под стеной тоннеля похоронен прораб А.М. Заев, умерший в 1933 году от пневмонии - будучи тяжело больным, он завещал похоронить себя на участке, который вёл, чтобы "избежать разрыва со стройкой" и "не уйти бесследно в пустоту" - вроде бы там даже есть мемориальная доска, но я её почему-то не увидел. Ближе к концу тоннеля слышен шум огромных лопастей. За решеткой - вентиляционная шахта, и наверху хорошо виден сам вентилятор размером с винт океанского судна:



Выход:



Вот мы и на той стороне. Улица круто уходит в гору, и листва старого парка сочетается с ржавыми трубами:



Вид назад:



Здесь находится Верхняя Колония - типично донбасский топоним, вероятно привезенный Курако. Более того, и нынешний соцгород некогда был Нижней Колонией. В капиталистическом Донбассе "нижние колонии" обычно были пролетарскими гетто, а "верхние" - подобием соцгородов для инженеров и начальства, и при Курако здесь было, видимо, то же самое. Здесь Курако и был похоронен (правда, до кладбища я не дошёл).



С 1930-х годов от Верхней Колонии осталось несколько конструктивистских зданий, связанных с проектированием и строительством комбината:





Здесь очень тихо - лишь приглушенный шум комбината. И безлюдно - лишь дворники, сторожа да редкие машины: судя по всему, пешком жителю Новокузнеца сюда ходить просто незачем. На меня здесь все очень пристально смотрели, и я решил идти обратно.



Но КМК - ныне не главный в Новокузнецке: в 1960-е годы на другом берегу Томи был построен Запсиб, или Западно-Сибирский металлургический комбинат, 5-й по величине в России (после комбинатов в Магнитогорске, Череповце, Липецке и Нижнем Тагиле) с мощностью около 9 миллионов тонн стали в год. Запсиб строился уже с учётом экологических норм, за городом и с огромной санитарной зоной. Хотя его размеры примерно 10х3 километра, из города он почти не виден, да и в районе Запсиба, где я ночевал в гостинице "Сибирь" (гостиница, кстати, отличная, но до центра полчаса автобусом №35) близость такого монстра никак не ощущается. Впечатляющая панорама Запсиба есть в Википедии.
Что же касается КМК, то постепенно он перестаёт быть комбинатом полного цикла - многие направления производства на нём в последние годы свёрнуты, но сохранена главная специализация: рельсы. Новокузнецк производит 70% рельсов в России и около 9% - в мире, входя в пятёрку мировых лидеров. Причём, например, трамвайные рельсы в России делают только здесь.

Ну а в следующей части... В следующей части здесь будет город-сад!

РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай.
Урал и Поволжье.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кузбасс и Донбасс. Вместо вступления.
Кемерово (апрель-2009). Красная Горка.
Кемерово (апрель-2009). По городу.
Новокузнецк. Кузнецкий металлургический комбинат.
Новокузнецк. Соцгород..
Новокузнецк. Старый Кузнецк и не только.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай
Горный Алтай
.

Новокузнецк, Сибирь, железнодорожное, дорожное, Кузбасс, Кемеровская область, "Молох", транспорт, зона трагедии, индустриальный гигант, шахтёрское

Previous post Next post
Up