Дорога на Алтай

Oct 06, 2011 18:09



На вводном кадре - сразу две ипостаси Алтая: поближе - Рудный Алтай, самое его сердце, глухое село Колывань с непрерывно работающей уже двести лет камнерезной фабрикой; подальше - Горный Алтай, заснеженные вершины Тигирекского хребта в 60 километрах отсюда. "Золотые Горы", одно из красивейших мест на Земле...
В Горном Алтае я провёл всего два дня, посетив лишь его столицу Горно-Алтайск и чрезвычайно туристический посёлок Чемал в горах. По степям Рудного Алтая скитался четыре дня: Барнаул, Бийск, Змеиногорск, Колывань. И наконец, ещё два дня провёл в Кузбассе - Новокузнецк, Прокопьевск, Междуреченск. Рудный Алтай с его горнозаводским прошлым мне всегда представлялся как этакий филиал Урала в Сибири. Разумеется, в действительности всё оказалось совершенно не так...

Путь до Алтая неблизок - два дня и три ночи на поезде. Поезда Москва-Новокузнецк и Барнаул-Москва - редкостные драндулеты, а народ в основном использует их как дальнобойные электрички, и за сутки состав пассажиров в плацкарте может полностью обновиться несколько раз. Мне же оставалось фотографировать пейзаж за окном. И сейчас я не буду писать традиционного "обзора экспедиции", а покажу дорогу в Сибирь через Урал и несколько кадров фантастической Сибирской Осени.

Оба поезда, на которых я ехал, Европейскую Россию проходят по "среднему" ходу Транссиба - через Муром, Арзамас, Сергач, Казань и Екатеринбург, причём барнаульский поезд почему-то проходит Казань по окраинам, не делая остановок на территории Татарстана (кроме Агрыза, обслуживающего Ижевск). Тем не менее, татарская глубинка из окон поезда смотрится очень колоритно:





Татарстан сменяет Удмуртия, где мне больше всего запомнился городок Камбарка (12 тыс. жителей) с деревянным вокзалом непонятного возраста:



Чугунолитейный завод на реке Камбарке в 1741 году основал тот же самый человек, что положил начало Рудному Алтаю - Акинфий Демидов, пожалуй самый яркий представитель этой металлургической династии. Завод много раз меня специализацию, и в советское время был знаменит в первую очередь тем, что здесь производились тепловозы для узкоколейных железных дорог.



Впрочем, в Камбарке несколько довольно крупных для 12-тысячного городка заводов, и какой сфотографировал я - точно не знаю:



Ещё в Камбарке сохранились три церкви разной степени обезображенности, в том числе одна староверческая - уральские заводовладельцы ценили "раскольников" за трезвость и деловую хватку, поэтому назначали их приказчиками и мастеровыми, закрывая глаза на нелегальность их веры.

За Удмуртией - Башкирия, которую поезд проходит по самому краешку, через станцию Янаул (27 тыс. жителей) в четырёх часах пути от Уфы:



Огромный вокзал не случаен - это "северные ворота" Башкирии, станция обслуживает города башкирского Прикамья. Но в самом городе судя по всему ничего примечательного нет - основан как пристанционный поселок в 1914 году, городской статус - аж в 1991.





За Башкирией - Пермский край, который эта дорога проходит по самому югу. Поехали в Сибирь  - а приехали в Чад. Село так называется.



Для тёзки беднейшей страны мира - очень неплохо:







Как и любой уроженец Урала (а я по происхождению пермяк), я с детства знаю, что Средний Урал - не горы. На этой железной дороге можно убедиться в обратном:



Горы тут низкие и покатые - но всё же горы. Более того, поезд проходит 3 достаточно длинных тоннеля и как минимум два роскошных виадука времен строительства дороги (1911-17 годы):



Особенно великолепен второй, а точнее пересечение двух железнодорожных виадуков на разной высоте:



Все это на 30-километровом участке от Чада до Красноуфимска, на стыке Пермского края и Свердловской области. Сёла Уральских гор весьма колоритны:



Особенно выделяется Саранинский Завод, причём сам завод действующий - основан в 1887 году местным крестьянином Александром Кисляковым как фабрика сельскохозяйственных машин, а ныне выпускающий кузнечно-прессовое оборудование, идущее даже на экспорт. Где ещё такой бывает: чтобы селянин завод основал? Только на Урале с его 300-летними заводскими традициями. Ведь первый завод в Саране основали всё те же Демидовы в 1750-м году, а почти весь его персонал был опять же староверами.



Точнее, заводской поселок Сарана находится в 5 километрах от станции. Но вот заброшенное здание у путей легко принять за первоначальный заводской корпус:



За Пермским краем - Свердловская область, старинный городок Красноуфимск (40 тыс. жителей), куда я уже давно собираюсь заехать - судя по Википедии, и тут есть на что посмотреть. Красноуфимск - не город-завод, а представитель совершенно другого, но столь же уральского семейства - основан как  крепость, расцвета достиг как купеческий город. Его собратья - Чердынь, Кунгур, Верхотурье, Ирбит... Красноуфимск основал в 1736 году Алексей Тевкелев во время очередного восстания башкир.



Впрочем, центр города далеко от станции, но с поезда можно полюбоваться красивейшим вокзалом в петровской стилистике - как и многие другие вокзалы на "среднем" Транссибе (Муром, Арзамас-2), его строил сам Щусев.



Вообще, Горнозаводской Урал - совершенно особая и очень малоизвестная страна. В здешних городках к заводу ведут все дороги, а завод вполне может работать непрерывно уже лет по 300. Здесь в порядке вещей промышленные памятники допаровой эпохи, на реки нанизаны цепочки старинных прудов, и всё это соседствует с действующими индустриальными гигантами. Из заводов выросли даже крупнейшие города Среднего Урала - Екатеринбург, Пермь, Ижевск. Я в 2010 году изучил этот край довольно подробно, ему посвящён цикл постов " Уральская быль" и соответствующий тэг.



И ещё раз посмотреть на Горнозаводской Урал по дороге к Рудному Алтаю было необходимо: ведь второй вырос из первого. Промышленное освоение Урала началось при Петре Первом для нужд Северной войны, и за короткое время Россия из аутсайдера превратилась в абсолютного мирового лидера по производству железа, таким образом став одной из сильнейших держав Европы. Первые заводы были как казенные, так и частные - и в авангарде строительства уральской металлургии был друг Петра Первого, тульский оружейник Никита Демидыч Антуфьев, впоследствии - граф Никита Демидов. При его сыне Акинфии промышленная династия достигла вершины могущества, и именно Акинфий первым взялся осваивать руды Алтая.



Если основной специализацией Урала были медь и железо, на Алтае Акинфий взялся разрабатывать совсем другой металл - серебро. Он основал заводы в Барнауле и Колывани (где находилось главное управление округа), рудники в Локте и Змеиногорске, но в итоге Демидовы не справились с управлением далёким округом, и в 1749 году Рудный Алтай отошёл в собственность даже не государства, а лично императора, и именно под госуправлением достиг расцвета, а затем полностью деградировал с отменой крепостного права. Но Горнозаводской Урал - неотъемлемая часть истории Рудного Алтая.
Подъезжаем к Екатеринбургу...



Как можно видеть и по этим фотографиям - погода в Европейсклй России не радует. Но стоило пересечь Урал, как хмарь и мозгля сменились чистой и сухой золотой осенью.



Я въехал в Сибирь с её сверхчеловеческими пространствами, прозрачным воздухом, ослепительными звёздами и Солнцем, идущим навстречу. Не первый раз уже замечаю, что стоит проехать Тюмень - как атмосфера в вагоне совершенно меняется. Сибирь - она именно такая, какой должна быть: суровость и надёжность, дикость и честность, и эта совершенно особая устремлённость "встречь Солнцу". Здесь не покидает чувство: или ВСЁ - или НИЧЕГО. В Сибири страшно, чувство опасности меня не покидало тут ни на минуту - но здесь хочется идти вперёд и только вперёд.



А в золотую осень здесь неземная красота. Яркие краски берёзовых лесов и прозрачнейший воздух - местами кажется, что это другая планета. Вот тут например - река Уса в Междуреченске (Кузбасс), и на том берегу горы Кузнецкого Алатау, где находится небезызвестная шахта Распадская.



Новокузнецк. Золотая осень на задворках металлургического комбината:



Понятно что понятно где:



Роскошные поля Алтайского края - ведь это та самая Целина, которую поднимали комсомольцы-романтики в 1950-е годы. И как оказалось - не зря поднимали, масштабы здесь достойны Дона и Кубани:



А это уже окрестности Змеиногорска. На заднем плане - не террикон, а скала, и таких по окрестным степям сотни:



Листья на Змеиногорском пруду:



И листья-созвездия на бирюзовой воде Катуни:



Это уже Горный Алтай, золотой осенью вполне оправдывающий своё название - Золотые Горы.



В целом, думаю, серия об этом путешествии будет не очень длинной, в пределах двадцати постов. Примерно так:
. Природа Западной Сибири.
. Рудный Алтай. Исторический обзор.
Кузбасс
. Новокузнецк (3-4 части).
. Прокопьевск (2 части).
. Междуреченск.
Рудный Алтай
Барнаул (2-3 части).
Змеиногорск (1-2 части).
Колыванское озеро.
Колывань.
Горный Алтай
Бийск (2 части).
Горно-Алтайск.
Чемал (1-2 части).
.
РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай.
Урал и Поволжье.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кузбасс и Донбасс. Вместо вступления.
Кемерово (апрель-2009). Красная Горка.
Кемерово (апрель-2009). По городу.
Новокузнецк. Кузнецкий металлургический комбинат.
Новокузнецк. Соцгород..
Новокузнецк. Старый Кузнецк и не только.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай.
Барнаул. Столица Рудного Алтая.
Барнаул. Проспект Ленина.
Барнаул. Старый город.
Алтайский край. Пейзажи и история.
Змеиногорск. Край забытых рудников.
Саввушка. Скалы Колыванского озера.
Колывань. Город камнерезов.
Дорога на Горный Алтай.
Бийск. Старый город.
Бийск. Новый город.
Республика Алтай и её обитатели.
Горно-Алтайск.
Чемал.

"Уральская быль", Сибирь, природа, железнодорожное, татары, дорожное, Удмуртия, Алтайский край, "Молох", Поволжье, Башкирия, транспорт, Урал, Свердловская область, староверы

Previous post Next post
Up