Западная Сибирь. Пейзажи и станции.

Oct 07, 2011 19:06



Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала вплоть до самого Енисея. Холодная равнина, кривые березки, лужицы, кое-где озера, снег в мае да пустынные, унылые берега притоков Оби - вот и все, что удается памяти сохранить от первых двух тысяч верст - довольно известные строки Чехова из его "Путешествия из России в Сибирь". Он ехал ещё до постройки Транссиба, ямским Сибирским трактом, но это актуально по сей день: за те сутки, что поезд гонит по Западно-Сибирской равнине, пейзаж почти не меняется, и выглянув в окно, сложно понять - мы уже проехали Новосибирск или ещё только подъезжаем к Омску?
Две тысячи вёрст гужевым транспортом - это дело на пару недель, поезд же это расстояние проходит за полтора суток. Возможно, поэтому Западная Сибирь не показалась мне столь беспросветно унылой - в ней есть свой колорит, который я тут и попытаюсь раскрыть.

У человека с легкомысленного запада, к коему здесь можно отнести даже Урал, слово "Сибирь" вызывает ассоциации с непроходимой тайгой, безлюдными горами, огромными и быстрыми студёными реками... Здесь ничего этого нет. Западно-Сибирская равнина - третья по величине среди равнин Земли (после Амазонской и Русской равнин), и плоская, как доска - за сутки пути можно не увидеть ни единого излома линии горизонта. Здесь нет тайги  - леса преимущественно берёзовые, и чуть-чуть севернее начинаются бескрайние болота. Но там, где проходит Транссиб, Сибирь - это в первую очередь степь:



Или лесостепь. Леса здесь берёзовые, на удивление жиденькие, и местами напоминают городской парк. В Европейской России лес намного более густой и дремучий.



А местами пейзаж почти среднеазиатский:



Особенность западно-сибирский степей - колки, кругленькие берёзовые рощи вокруг миниатюрного болотца. Вот здесь два колка сразу - берёзовый и осиновый, хотя осина в этих краях редка:



Ещё здесь много-много мелких озёр с плоскими берегами, нередко ещё и солёных:



Попадаются и солончаки с характерной красной травой:



Местами всё это очень напоминает Казахстан, да и были здесь некогда казахские кочевья. Да и не только казахские - это была часть Великой Степи, где кто только ни кочевал. Кулундинская степь, Барабинская степь, Приобское плато... Впрочем, отличия между ними неподготовленному человеку увидеть сложно.



Поезд здесь идёт с огромной скоростью, ощутимо быстрее, чем в большинстве мест Европейской России, но в вагоне почти не мотает - дорога прямая. Но несмотря на скорость, от деревни до деревни едешь по полчаса, от города до города - по несколько часов. Безлюдье здесь уже вполне сибирское.



Как я понимаю, большинство селений здесь основали "столыпинские" переселенцы начала ХХ века, прижившиеся на чернозёмных почвах. В одной из деревень моё внимание привлекла расколотая граненая труба - вероятно, остатки оборотного депо времен постройки Транссиба:



Здешние города - также ужасающе безлики. Бесконечный частный сектор и малоэтажки, даже хрущобы тут кажутся высотками:



И элеваторы как кафедральные соборы:





Одни городки выглядят очень ухоженно, другие - беспросветно нищими и неуютными. Да и просто я бы не хотел тут жить - в этих бескрайних, холодных, продуваемых всеми ветрами пространствах.



И конечно же Транссиб, этот "стальной хребет России", самая длинная на Земле железная дорога. По Транссибу ездят все, и в плацкарте порой подбирается совершенно невероятная компания. Рядом вполне могут ехать профессор из Новосибирска, дембель из какой-нибудь заштатной воинской части на Дальнем Востоке, вахтовик из Алтайского краю на Югру, гопник из шахтёрского посёлка под Иркутском и кто угодно другой. Например, путешественник, в том числе иностранец. Поездка по Транссибу - своего рода лотерея: от общения с  попутчиками никуда не деться, но кто окажется на соседней полке?
А за окнами - бесконечная вереница вокзалов, между Тюменью и Омском построенных в основном в 1913-14 годах (до этого Тюмень была тупиком, а основной ход Транссиба пролегал через Уфу, Челябинск и Петропавловск)



Самый западный из заснятых в этот раз - Заводоуковск в Тюменской области. Городок (25 тыс. жителей) как село известен с 1729 года, городом стал лишь в 1960-м. Что за таинственный "завод на Уке" (Большой Ук - приток Тобола), не знают даже историки, хотя есть несколько версий.



Ишим (63 тыс. жителей) - напротив, старый купеческий город, выросший из основанной в 1687 году Коркиной слободы. Здесь сохранился даже красивейший Богоявленский собор (1793), образец "сибирского барокко", просматривающийся вдалеке из окон поезда. На станции - вкусные беляши в киосках, да и в принципе в маленьких сибирских городках выпечку можно покупать, не боясь отравиться (по крайней мере так уверяют местные). А река Ишим, на которой стоит город, очень похожа на Дон в среднем течении, и на ней же стоит Астана - столица Казахстана.



Называевск (12 тыс. жителей) - уже в Омской области, был основан как станционный посёлок. Здесь я встретил туманный рассвет по дороге на восток, в Новокузнецк.





А там и до Омска не так уж далеко. Омск встречает грандиозной промзоной - вдалеке хорошо виден крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод (перерабатывает 22 миллиона тонн нефти в год, в мире значится то ли вторым, то ли третьим по величине):



В 2009 я даже подъезжал к его проходной с впечатляющим сталинском зданием. Шум завода и его запах слышны за километры. Но не снял там ни одного кадра, ибо тогда не умел делать это незаметно. Здесь же и другие заводы:



Омск вообще очень индустриален, вполне достоин если не Челябинска, то Казани и Волгограда. Причём индастриал попадается довольно старый - вот например цеха с явно дореволюционной трубой (кадр снят в апреле-2009, буквально через несколько часов снега уже не было):



А вот и Иртыш, который неожиданно узок - я отмечал это и в Тобольске, и в Ханты-Мансийске, при том что в последнем он уже крупнее Волги:



В Омске очень красивый исторический центр, о котором в 2009 году я рассказал в трёх частях ( первая, вторая, третья), но от вокзала он далеко, и в панораме города, как обычно бывает, закрыт более близкими многоэтажками:



Огромный и современный вокзал, недавно прошедший глобальную реконструкцию. Внутри необычные интерьеры, сочетающие хай-тек с классикой, но об этом в обозримом будущем расскажет periskop.



Точнее, тут даже целый комплекс вокзалов:



Интересный памятник - условная схема Омской области, на которой отмечены автомобильные и железные дороги:



Довольно интересный дом на привокзальной площади:



Вообще, Омск - город очень оживлённый, пёстрый и шумный. А вы как хотели? Ведь он размером примерно с Самару или Казань. Но в некоторых местах легко подумать, что здесь живёт миллиона три. И тем страннее, что у Омска нет как таковых пригородов - он одиноко висит среди лесостепи:



За Омском - уже "изначальный" Транссиб, строившийся в конце 19 века. Почти все города здесь выросли из станционных посёлков, включая Новосибирск. Но вокзалы в основном почему-то советские. Станция Татарская - здесь  от Транссиба отпочковывается ветка на Барнаул:



Город Татарск (25 тыс. жителей) же вырос из станции, основанной близ деревни Татарка.



Человек на платформе:



На ветке, уходящей на юг через Кулундинскую степь - всё то же самое. Новенький вокзал на станции Чистоозерная (а в Алтайском крае и Кемеровской области ныне построены едва ли не десятки новых вокзалов):



И старая водонапорная башня:



Но вернёмся на Транссиб. Ещё одна станция - Чаны:



Рядом находится одноимённое озеро, крупнейшее в Западной Сибири. Его размеры примерно 90х80 километров, по площади оно в полтора-два раза крупнее Москвы. Ещё это озеро солёное и богатое рыбой, которую здесь ловят в промышленных масштабах. Но главное - его площадь непостоянная. Говорят, вблизи Чаны напоминают море, но особенно красиво озеро выглядит с высоты - любуйтесь у gelio-nsk. Транссиб же к Чанам  не подходит.



На полпути от Новосибирска до Омска - Барабинск (30 тыс. жителей), также основанный как станция на Транссибе. Станция здесь крупная, стоянки минут по 20, и несколько минут перед станцией поезд едет мимо депо и ремонтных мастерских:







Вообще, в Западной Сибири и железная дорога как-то капитальнее, чем в Евроссии. На подступах к Новосибирску есть даже трёхпутный участок. Поражает и количество новых локомотивов (кстати, отечественного производства - я вообще не знаю, есть ли на РЖД импортные локомотивы, кроме "Сапсана"). Товарняки местами идут один за другим, как поезда Московском метро.

Электровоз-памятник на барабинской платформе. Неподалёку десяток таких же стоит на путях:



Вокзал же в Барабинске неожиданно огромен, крупнее, чем в иных областных центрах (скажем, в Барнауле или Кемерове):



На станции активно торгуют копчёной и вяленой рыбой с Чанов - одно из двух "рыбных мест" на Транссибе помимо станций у Байкала. Я рыбу не покупал (ибо боюсь отравиться), но попутчики угостили - честно говоря, мне показалось, не очень. Здесь же, выйдя на улицу, я ощутил, насколько в Сибири более сухой и чистый воздух, чем в Европейской России.



А дальше Новосибирск, который мы проезжали затемно, а оттуда и до Новокузнецка всего ничего - часов 8... В следующих частях отправимся в индустриальный Кузбасс.

РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай.
Урал и Поволжье.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кемерово. Красная Горка.
Кемерово. По городу.
Новокузнецк. Проспект Курако и КМК.
Новокузнецк. Проспект Металлургов.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай
Горный Алтай
.

Тюменская область, Сибирь, природа, железнодорожное, дорожное, Новосибирская область, Алтайский край, транспорт, Омская область

Previous post Next post
Up