Новомосковск. Святыни запорожцев.

Jul 28, 2009 09:08



Начинаем путешествие по пригородам Днепропетровска. Ведь этот город  - центр мощнейшей агломерации с общим населением 1530 тыс. человек. Она включает Днепродзержинск (280 тыс. чел.), Новомосковск (70 тыс. чел., не путать с Новомосковском под Тулой!), Синельниково и многие другие города и поселки. Где заканчивается Днепропетровск и начинаются его пригороды, на глаз определить бывает очень трудно.
Особняком тут стоит Новомосковск, при запорожцах известный как Новобогородск.

...Когда-то, еще до начала своих путешествий, я увидел в Большой Советской энциклопедии, в иллюстрациях к статье "Украинская ССР", черно-белый снимок здания неземной красоты. Было подписано: "Деревянный Троицкий собор (Новомосковск)". Даже на фотографии он оставил такое сильное впечатление, что мне не верилось, что я увижу собор своими глазами. Но я увидел, и хочу теперь показать.

Новомосковск расположен всего в 27км от Днепропетровска, и фактически это его спальный район. Маршрутки туда бегают за 40 минут от Нового центра. И в общем, как город Новомосковск абсолютно безликий. Первое, что видит человек, въезжая сюда - Новомосковский трубный завод с колоссальной трубой (на то он, видать, и трубный).



Сам город очень длинный (около 8 километров), и с одной стороны здесь есть все, полагающееся крупному городу - многоэтажные кварталы, дореволюционные домики, сталинки и частный сектор, но с другой все это абсолютно тривиально и невыразительно.





Автостанция находится в дальней части города - у самого подножья Собора.



Троицкий собор был построен в 1773-1778 годах запорожскими казаками. Если говорить сухо - "памятник украинского барокко, единственный в своем роде 9-срубный храм". Безусловно, что на Украине он аналогов не имеет, а с русскими или норвежскими церквями его сравнивать попросту бесполезно - слишком разные. В любом случае, этот собор можно считать одной из вершин мирового деревянного зодчества.





.Открыт собор бывает только в службу, и внутрь я не попал - к великому сожалению, так как изнутри он, говорят, еще интереснее, чем снаружи.

Но история Троицкого собора не менее удивительна, чем его архитектура. Ведь заложил этот собор ни кто иной, как Антон Головатый - тот самый атаман, который спустя без малого 20 лет, в 1792 году основал Тамань - первую станицу кубанских казаков. Собор был заложен им в 1773 году, построен харьковским мастером Якимом Погребняком, и освящен в 1775 году - всего за несколько месяцев до разгрома Запорожской Сечи. И хотя сама Сечь была разрушена, а Головатый с другими казаками ушел за Дунай, а потом на Кубань и больше на Днепр не возвращался, построенный им храм сохранился до наших дней.



Этот собор - не только архитектурное чудо, но и потенциальный символ Украины, в каком-то смысле даже ее аллегория. Именно о Троицком соборе украинский писатель Олесь Гончар написал свой роман "Собор". Остается лишь удивляться, почему он находится в аварийном состоянии (как извещает табличка на ящике для пожертвований) и специалистам известен намного лучше, чем путешественникам. Во всяком случае, живя в Киеве я бы вполне мог отправиться в Днепропетровск только ради этого собора.



Недалеко от собора - мост через реку с неожиданным названием Самара. По этой реке предполагается переименовать город в Самарь (тем более что поселение с таким названием было в этих краях и раньше). С моста - красивый вид на главки собора:



И скайлайн Днепропетровска на горизонте:



Да и сам мост нетривиален:





Он ведет на лесистый остров между двух рукавов Самары, где, в 20 минутах ходьбы от Собора находится другая, еще более старая святыня запорожцев - Самарский Пустынно-Николаевский монастырь.



До отворота к монастырю легко доехать маршруткой из Днепропетровска, следующей в Песчанку. От шоссе к монастырю надо идти по асфальтированной дорожке через лес. Причем, несмотря на скудность (результат загрязнения) здешней природы, в лесу много всякой живности, шуршание которой будет сопровождать вас всю дорогу до монастыря

.

Этот монастырь был основан в 1602 году, и имел статус "войсковой обители" запорожских казаков. В 17-18 веках Самарская пустынь считалась главной святыней запорожцев, здесь хранились чудотворные иконы, часто сюда уходили казаки доживать старость после ратной жизни. Монастырь много раз разрушался и отстраивался. После разгрома Запорожской Сечи стал резиденцией архиереев Екатеринославской епархии.

Нынешний ансамбль монастыря относится к концу 18 века, сложился к 1780-м годам. Точный возраст построек мне узнать не удалось, поэтому не могу сказать, какие из них были возведены при запорожцах.



Фотосъмека внутри монастыря официально запрещена. Однако я просто подошел к первому попавшемуся монаху и спросил разрешения, а тот сказал подождать игумена Досифея, который в этот момент крестил в храме младенца. Поговорили немного с монахом о вере, а потом вышел и сам игумен, с благословения которого и сняты последующие кадры.

Никольская церковь - главный храм монастыря. По ее архитектуре складывается ощущение, что она была построена еще при запорожцах - но боюсь ошибиться. В церкви хранится Самарская Ахтырская икона Божьей матери (то есть чудотворный список с Ахтырской).



За Никольским храмом видны архиерейские покои и домовая церковь при них:





Она же с другой стороны, с "заднего двора":



Там же - живописные хозпостройки:



Архиерейские покои судя по архитектуре были построены уже при Потемкине - такой характерный классицизм. С северной стороны они пока не отреставрированы, и от того выглядят еще колоритнее:





Рядом - сооружение, похожее на крестную часовню без стен:



А дальше - огороды, каменные ворота в темный сад... Монастырь чем-то очень похож на усадьбу.

Вообще же, Донбассе (под этим словом я имею в виду весь конгломерат промышленных районов Восточной Украины) поражает почти полное отсутствие сельских церквей, даже полуразрушенных. Масштабы церковных сносов в 1930-е годы здесь достигли небывалых даже по советским меркам масштабов: доходило до такого, что председатели районов соревновались, кто снесет больше церквей, и таким образом выкосили их почти подчистую. Причем - маловероятно, что все вандалы были как на подбор этническими русскими.

Но Троицкий собор, даже будучи деревянным, пережил и воинствующий атеизм, и две войны. Дай Бог ему пережить и нашу эпоху!

Днепропетровская область, казаки, "Воля вольная", дорожное, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up