Винница. Часть 1: левый берег Буга

Nov 17, 2016 13:55



С Винницей, вторым по величине украинским городом западнее Киева (370 тыс. жителей), у меня отношения не сложились ни в 2010, когда она была лишь скромным областным центром, ни сейчас, когда она оплот нового политического клана. Причём сам не понимаю, почему: вроде и достопримечательностей тут хватает, и всяких колоритных особенностей, и по уровню жизни это чуть ли не лучший город страны (что видно невооружённым глазом), а вот не цепляет, атмосферы какой-то не хватает ей, что ли... Однако это моё субъективное восприятие, а объективно Винница - город весьма и весьма интересный, и рассказ о ней у меня наберётся на 4 поста (с прошлым приездом - даже 5). В первой части прогуляемся по левому берегу Южного Буга - хотя центр Винницы находится на правом берегу, а за рекой Винница начиналась, за рекой встречает гостей вокзал, да и общий колорит тут особенно заметен.

Отсюда началось моё путешествие по "материковой" Украине через месяц после путешествия в Донбасс.

...В видавшем виды вагоне поезда "Москва - Кишинёв" добрая половина пассажиров ехали до Винницы - в основном пожилые люди навестить родню, оказавшуюся или оставшуюся там вследствии советских распределений. Со мной в плацкарте, впрочем, оказались и двое жителей Молдовы - очень симпатичная русская девушка из Бельц и немолодой, но моложавый "колерованный молдован" (как назвала его бельчанка) донельзя романских внешности и темперамента. Оба они возвращались с заработков - девушка работала в салонах красоты, мужчина - на телевидении, наверное каким-нибудь светооператором, но однако точно знал, где, когда и в чём "российское ТВ" врёт цивилизованному миру. Самые впечатляющие срывания покровов, впрочем, он демонстрировал в исторической части - как ему "рассказывал один ветеран", в 1941 году немцы взяли Москву в полное окружение, а  спасла неблагодарных Советов пришедшая аки Гэндальф с первым лучём солнца американская авиация. Как предложил знакомый киевский историк, когда я пересказал ему эти измышления, скорее всего какой-нибудь помнивший войну старик прочёл валявшуюся у внука книжку про "попаданцев", с непривычки принял её за чистую монету, что и пересказал моему соседу по плацкарту, а тот с радостью поверил. Девушка из Бельц же, когда разговорчивый молдаванин уходил курить, рассказывала мне про день Победы в их городе, про раздачу георгиевских лент, про честный безвиз с Евросоюзом и про то, что "мы хотим быть с Россией". Под такие разговоры мы достигли границы, и хотя я слышал немало историй, как во въезде отказывали девушкам и старикам при всех документах, равно как без вопросов пропускали боеспособного вида мужиков без любой бумажки, лично ко мне Левая Пятка Пограничника оказалась благосклонна, а там и до Конотопа рукой подать, а в Конотопе те же вараники с картоплей, как в старые добрые времена... На рассвете мы прибыли в Винницу.

2.


Построенный в 1952 году вокзал - уже четвёртый на этом месте. Железная дорога Киев-Одесса пришла в этот скромный уездный городок в 1870 году, и земли вдоль неё уже тогда снискали прозвище Сахарный Донбасс - отраслью №3 в Малороссии было производство сахара из свёклы, причём если уголь и металлургия обогащали в основном иностранных инвесторов, то "сахарные короли" были сплошь местные, если не украинцы, то в крайнем случае евреи. Больше всего на сахаре богател, конечно, Киев, но и Винница развивалась неплохо, к началу ХХ века с 30-тысячным населением став фактическим центром Подольской губернии. Первый вокзал тут был маленьким и деревянным, его фотографий видимо не сохранилось в природе, так как в 1890-х годах Винница обзавелась полноценным каменным вокзалом вида скорее австро-венгерского, чем русского. В 1932-м же она стала ещё и областным центром, но открытый в 1939 году третий вокзал, на мой взгляд самый интересный внешне, простоял всего несколько лет. Ну а после войны построили нынешний вокзал - четвёртый.

3.


Рано утром я шёл по перрону, удивляясь тому, что действительно оказался на Украине, стране, куда нельзя ездить, но о которой все говорят, что невольно порождает сомнения в реальности её существования. С поезда слез суровый парень в камуфляже с эмблемой одного из батальонов Нацгвардии на шевроне. За предстоящие две недели мне предстояло разрушить свою картину представлений и выстроить новую, неизвестной на тот момент степени сходства.

4а.


У вокзала, снаружи в общем-то почти типового, красивее всего центральный зал. А ещё - расписание в кассовом зале: когда в обзоре поездки я сказал, что "Укрозализница" вызывает у меня по сравнению с РЖД зависть, народ сильно удивился, но когда у Винницы расписание поездов дальнего следования сравнимо с любым из московских вокзалов или с Рязанью, через которую идут поезда на пол-России, за державу становится реально обидно. У "Укрозализницы" грязные старые вагоны, пыхтящие от усталости локомотивы, и даже спецовки на путейцах сплошь ветхие и прокопчёные, но зато здесь по-прежнему можно уехать без пересадок откуда угодно куда угодно, причём за копейки. А это вроде бы самое главное?

4.


Шумная и грязная привокзальная площадь, в центр уходит проспект Коцюбинского, бывшая Александровская дорога. Напротив вокзала - контора Винницкого завода тракторных агрегатов, ныне вроде бы мёртвого, а основанного ещё в 1880 году местным купцом Борухом Львовичем как чугунолитейный завод "Молот", снабжавший окрестные сахарные поля сельхозинвентарём и запчастями для техники. Контора вроде бы тоже 1880-х, возможно перестроенная ближе к сталинскому стилю после разрушения в войну.

5.


Промзона тянется вдоль железной дороги на север до окраины, там дальше химзавод соседствует с мясокомбинатом, и прямо сквозь площадь проходит подъездной путь, на котором синий пассажирский вагон стоит как трамвай. Трамвайное кольцо на самом деле левее него за "Экспрессом", но о трамваях - в конце поста.

6.


Пока же я направился в центр по пустынному на рассвете проспект Коцюбинского, через старинный бедняцкий район Замостье, где в тени многоэтажек ещё остались дореволюционные домики. В одном из них родился в 1864 году и сам Михаил Коцюбинский, классик украинской литературы.

7.


Но многоэтажки тут, скажем прямо, интереснее дореволюционки:

8.


8а.


А едва ли не первым прохожими, которых я встретил вдали от вокзала, оказались цыгане:

9.


Центральный рынок в капитальном павильоне. Лет 10 назад сплошный стихий базар тянутся по всему проспекту отсюда до вокзала:

10.


На первом крупном перекрёстке - внушительный Дом Офицеров ВВС (1939). Винница была крупным центром воздушных и ракетных войск ещё при Советах (да и в царские времена военная сущность в ней была выражена), а при независимости здесь и вовсе разместилось командование ВВС Украины, устроенное на базе 24-й воздушной армии СССР (а при нём, в нескольких кварталах отсюда - ещё и отличный музей ВВС и ПВО, увы, с экскурсиям лишь по заявкам и вряд ли для гражданина России). Эмблема на Доме Офицеров обновлена ещё в 1990-х, а рядом в кольце памятник созданию ВВС Украины (1998), не обошедшийся по украинской традиции без курьёза - почему-то никого не смущает, что использован здесь М-21М, радиоуправляемый учебный самолёт-МИШЕНЬ:

11.


За поворотом у Дома Офицеров проспект Коцюбинского спускается к Бугу. Обратите внимание на цветастые урны - одну из винницких "фишек":

12.


Где-то здесь до войны стоял весьма красивый Народный дом (1902):

13.


А я вышел к Центральному мосту послевоенной постройки. Узкая медленная река - это Южный Буг, в общем с Ингулом устье которого стоит мрачный город безработных корабелов Николаев. За рекой проспект Коцюбинского продолжает Соборная улица, и виден ныне православный Спасо-Преображенский собор (1710-60) на Мурах - старинном комплексе укреплённых монастырей. Винница стоит в образующей почти равнобедренный треугольник излучине, центр - на узком полуострове, а левобережье окружает его со всех сторон, кроме западной. Отсюда по берегу Буга стоит сходить в обе стороны - три винницких моста (Центральный, Киевский и Старогородский) стоят как раз в вершинах излучины-треугольника:

14.


Сначала я пошёл направо, вверх по течению, мимо автовокзала (типовая советская коробка) и новодельного греко-католического Покровского собора, неожиданно крупного для украинских городов за пределами бывшей Австро-Венгрии. Памятник в сквере - жертвам Чернобыля:

15.


Утренние виды через Буг. На "фасаде" центра - старая электростанция (1912-13, нынешнее здание явно моложе) с остатками первого трамвайного депо:

16.


Выше из зелени выглядывает Иерусалимка - местный еврейский квартал. Вернее, это Старая Иерусалимка, а с другой стороны от Соборной есть ещё и Новая. Флаг из-за деревьев венчает Винницкую башню - водонапорку, ныне оснащённую часами, а когда-то бывшую по совместительству ещё и каланчей, в общем - символ города.

17.


А тут, за буйной зеленью полуострова Бригантина скрыт Киевский мост, внешне почти абсолютный двойник Центрального моста. Интереснее всего же в этом кадре телевышка - вроде и типовая для 1960-х годов конструкция наподобие мачты корабля, но размер... Её высота - 354 метра, на момент постройки в 1961 году она была высочайшим сооружением Советского Союза и высочайшей телебашней мира, и до сих пор остаётся таковой в нестоличных городах бывшего СССР (кроме Алма-Аты, на момент строительства телебашни таки бывшей столицей КазССР, а вот в Питере телебашня уже пониже - 310м). Откуда этот гигантизм - я так и не разобрался, но подозреваю, что это как-то связано с обильно раскиданными вокруг объектами ВВС, ПВО и РВСН.

18.


Между тем, с набережной я спустился в тот самый парк на полуостров Бригантина, напротив скал и лестницы предместья Кумбари за рекой:

19.


20.


Скалы, невесть откуда возникающие в прозаичном пейзаже - это особенность всей Подолии, или даже всего "среднего запада" Украины, и по сравнению с Каменцем-Подольским или Житомиром они тут ещё очень скромны.

21.


Самое же интересное в парке - храм с необычным для современной Украины посвящением Ксении Петербургской и Царственных страстотерпцев, и ещё более необычным обликом.

22.


Дело в том, что в 2000-х годах он был перестроен из заброшенной водонасосной станции (1911). Пожалуй, это самая необычная метаморфоза чего-то в храм (храмы-то в ХХ веке и похлеще переделывались), что я знаю - но как органично смотрится! Вид с уже упомянутого Киевского моста в северном углу излучины:

23.


Теперь вернёмся к Центральному мосту. До войны его роль выполнял Железный мост (1902), построенный в свою очередь на месте деревянного моста.

24.


Думаю, на старом фото заметно, что расположения Железного и Центрального мостов не совпадает - первый на самом деле представлял собой два моста, под углом пересекавших маленький остров Кемпа (он же Фестивальный - в 1970-80-х здесь проводился бард-фестиваль "Зори над Бугом"). Когда-то это был мыс городского полуострова, но в конце 16 века его "отрезали" от берега и построили на нём укрепление - Винницу каждые несколько лет грабили крымские татары, регулярно отмечались то казаки, то местные повстанцы. Не учли при строительстве лишь того, что Буг замерзает, и зимой Кемпа могла в лучшем случае лишь ненадолго задержать врага. Остатки крепости снесли при строительстве мостов, а мосты в свою очередь были разрушены войной, остались лишь опоры в русле. Но на самом острове, куда можно лишь доплыть, говорят, очень теперь хорошо:

25.


А на левом берегу за Кемпой открывается вот такой чудесный, предельно европейский вид:

26.


Официально это место зовётся набережной "Рошен":

27.


Здесь же фонтан "Рошен", пущенный в 2011 году. Его длина - 97 метров, высота главной струи - 63 метра, а максимальный размах струй - до 140 метров, при этом вся конструкция фонтана представляет собой платформу, зимой ложащуюся на дно ниже уровня льда. Он и днём весьма внушителен, но во всей красе его можно оценить лишь ночью благодаря сложной подстветке, а по праздникам (одним из таковых в Виннице стал день открытия фонтана после "зимовки") ещё и с проекцию картин и сцен лазером. За фонтаном же - фабрика "Рошен", эта наследница Сахарного Донбасса, одна из опор "шоколадного короля"-президента наряду с фабрикой в киевской Демиевке. Винницкая фабрика славится своими бесплатными экскурсиями для детей со всей Украины.

28.


И в целом из всех посещённых мной в 2016 году городов Украины Винница оказалась единственной, где есть ощущение, что "жизнь стала лучше, жизнь стала веселее" (само собой, у меня возникшее не только по Рошеновской набережной, куда я дошёл лишь к вечеру). Похожие впечатления были и у знакомых киевлян (а пессимизма в кризис, как водится, больше всего в столице): "Ух, ну Винница и поднялась теперь!". В общем, прошу считать следующий абзац не политотой, а социально-политической географией.

29.


В начале поста я уже упоминал три исторические отрасли украинской промышленности - металлургию, уголь и сахар. За сотню лет расклад конечно изменился: уголь оскудел, пищевая промышленность расползлась от шоколадок до подсолнечного масла, да появилось много новых отраслей вроде машиностроения, начинавшегося сто лет назад с многочисленных заводов сельскохозяйственной или шахтёрской техники. Но флагманом оставалась металлургия, а спецификой постсоветской Украины стали олигархические кланы, сформировавшиеся в центрах крупнейших металлургических регионов - Донецке и Днепропетровске. В отличие от кланов Средней Азии, украинские строились не на родственных, а на деловых связях, но видимо в силу своей молодости и недосформированности боролись не за распределение влияния, а за полное господство над страной, как древнерусские князья за Киев. "Донецких" традиционно представляли Ахметов, Азаров, Янукович, "днепропетровских" - такое количество лиц от Кучмы до Коломойского, что я даже не уверен, что это всё один клан (причём многие даже и не из Днепра, а простро встроились в эту систему). "Донецкие" в политической борьбе делали ставку на советскую ностальгию и братство с Россией, "днепропетровские" - на умеренный национализм и неспешную евроинтеграцию, но в конечном счёте, овладев Киевом, оба приходили к той самой многовекторности - зависимые от российского газа и рынка сбыта (не металла, а в основном машиностроительной продукции), в форсированном разрыве связей "днепропетровцы" заинтересованы не были, "донецкие" же побаивались злить Запад свой и мировой. Теперь же и в прессе проскакивает, и среди моих знакомых упоминается новый, буквально запрыгнувший в Киев на булавах Майдана "винницкий клан" Петра Порошенко и Владимира Гройсмана. "Шоколадный король" (владеющий при этом огромным количеством других производств, например едва ли не всем автобусными заводами Украины) был депутатом от Винницкой области, а Гройсман с 2006 по 2014 год (когда стал премьер-министром) - винницким мэром, причём с обязанностями своими справлялся отлично. Этим проще: их бизнес не особо зависит от России (и даже "рошеновские" шоколадки особо популярны тут не были никогда, несмотря на пресловутую "фабрику в Липецке"), а их вотчина куда более прозападная, чем весьма неоднозначный Днепропетровск. В общем, тихая провинциальная Винница стала на Украине одним из центров силы, на порядок меньшими ресурсами переиграв неповоротливых металлургических гигантов.

29а.


Но явно не без оснований. Винница в некоторых рейтингах фигурирует лучшим городом Украины по качеству жизни (опережая даже Киев), а в Винницкой области лучшее в стране сельское хозяйство (причём треть его площадей - как в старые добрые времена, сахарная свёкла), и эта набережная, построенная на деньги Порошенко - своеобразная витрина здешнего благополучия.
Довершили идиллию два прогулочных кораблика "Ляля Ратушная" и "Николай Пирогов", мелькнувшие в разные стороны под Центральным мостом:

30.


А вот они же у третьего, самого невзрачного Старогородского моста ниже по Бугу, в южной вершине треугольника, пришвартованные до весны промозглой осенью 2010 года:

31. 2010


В 2010-м я провёл в Виннице 4 часа, в 2016-м - практически полный день с рассвета дотемна, и тем не менее в пару мест второй раз так и не успел. Поэтому следующие несколько фото - 2010 года, но вряд ли в этом непарадном районе что-то существенно изменилось. За Бугом среди деревьев отчётливо видна деревянная церковь типичной для Средней Украины трёхсрубной конструкции:

32. 2010


И не вполне очевидно, что Старая Винница - это отнюдь не Соборная улица, Муры и Иерусалимки, а именно вот эти заросшие холмы за Бугом. Документально Винница, чьё названия восходит то ли к венцу, то ли к винокурням, известна с 1396 года, а основана была скорее всего в 1360-х годах кем-то из братьев Кориатовичей, князей отвоёванной Ольгердом у Золотой Орды беспокойной степной Подолии. Западную Подолию с Каменцем у Литвы уже в 15 веке оттяпала Польша, власть в Виннице, на южной периферии погрязшего в олигархии Великого княжества Литовского, делили магнаты типа Острожских или Сангушко, а в 1569 году и Восточная Подолия, как и вся Украина, отошла в польскую часть новообразованной Речи Посполитой. Винница стала одним из двух центров малолюдного и неспокойного Брацлавского воеводства, самого южного в Речи Посполитой и потому расположенного на переднем крае татарских набегов, случавшихся по несколько десятков раз (!) за столетие. Так вот, всё это время Винницкий замок стоял на левом берегу, на вершине одинокой отвесной скалы-останца, вот только окружавшая его слободка оставалась практически беззащитной. В 17 веке за рекой появились Муры, и в последующие десятилетия лет город неспеша переполз через реку, а опустевший замок вместе со скалой был окончательно разрушен каменоломнями в 1890-х годах.

32а.


Сейчас от Старой Винницы не осталось практически ничего, и всё же о былом напоминает срубленная в 1746 году Никольская церковь - Новый город изначально строился как католический и униатский, немногочисленным к тому времени местным православным оставались лишь заречные предместья, тем более с насиженных и намоленных холмов Старой Винницы и не нужно было никуда переезжать - Никольский храм здесь известен ещё с литовских времён, и скорее всего на этом же месте.

33. 2010


Эталонный образец деревянного зодчества именно Средней Украины - тремя срубами в ряд украинцы конечно строили практически повсюду, но в Западной Украине при сходстве планировки в деталях деревянные церкви выглядят совершенно иначе.

34. 2010


Едва ли не самая мощная обводная галерея, что я видел в украинских церквях, а вот внутрь не удалось ни зайти, ни даже заглянуть:

35. 2010


К церкви прилагаются звонница на каменном основании, ворота и стена, не удивлюсь если уцелевшая с эпохи татарских набегов:

36. 2010


Этим и интерсен "средней запад" Украины, Винницкая и Житомирская области - и в истории, и в современности тут много что от Западной Украины, что от Центральной. Никольская церковь у меня навевает ассоциации с Полтавой или Черниговом, а пейзаж за рекой - с Луцком или Тернополем.

37. 2010


Не знаю, есть ли на Старой Виннице какие-то ещё достопримечательности - в 2010 я не ходил дальше Никольской церкви, а в 2016-м не был здесь вообще.

38. 2010


Напоследок расскажу про существующий с 1913 года Винницкий трамвай - он ходит, конечно, по всему городу, но прибывших поездом встречает всё-таки на левом берегу. И здесь он действительно необычен:

39.


Во-первых, это одна из немногих в бывшем СССР система "метровой" колеи - таковых с недавних пор у России и Украины поровну (Калининград, Пятигорск, Евпатория, Винница, Житомир, Львов), ещё подобное есть в Лиепае и чуть-чуть пошире (1067мм) в Таллине - когда-то их было очень много, но с 1920-х годов в СССР началась унификация трамваев на 1520мм, и большинство "метровых" систем перешили на широкую колею, а некоторые (Выборг, Черновцы, Кишинёв, Симферополь) и вовсе закрыли. Однако ненаметанному глазу различия колеи не очень-то заметны, куда больше впечатляют в Виннице совершенно непривычные для постсоветских стран вагоны:

40.


Дело в том, что практически весь их парк, 116 вагонов, Винница получила в 2006-2010 годах из Цюриха, где эти машины в отличном состоянии сочли морально устаревшими (современный трамвай должен быть, например, низкопольным) и решили заменить, в то время как на новом месте даже родную бело-синюю раскраску бережно сохранили. Трамваи имеют звучные названия "Карп" (одиночные вагоны) и "Мираж" (сочленённые из 2-3 секций), причём я видел только последние:

41.


В них тихо и довольно уютно, но очень много непривычного - например, кнопка для открытия дверей или урны для использованных билетов. Ещё тут есть вай-фай и розетки для гаджетов, причём оснастили ими трамваи не в Швейцарии, а уже здесь в 2012 году. Но надписи по-немецкие кое-где ещё остались:

42.


Сами трамваи - односторонние, с кабиной лишь на одном конце и дверями лишь на одном боку, поэтому помимо депо (его я покажу в третьей части) в Виннице попадаются и очень мощные разворотные кольца:

43.


И только вот не вполне очевидно, что на самом деле ходят по Виннице одни из самых старых трамвайных вагонов во всём бывшем СССР - "Карпы" строились в 1959-60 годах, а "Миражи" в 1966-68, и вот эта вот старенькая "Татра", попавшая мне в кадр в 2010 году, на самом деле моложе любого из них. Дело тут не только в швейцарском качестве, но и в совсем другом уровне содержания - в Цюрихе трамваи реновировались каждые несколько лет.

44. 2010


Ещё тут есть прогулочный ретро-трамвай на тележках старой "Готы" (такие работают до сих пор в Евпатории, а здесь ходили до 1984 года), а в остальном - новодельная фантазия местных инженеров 1988 года. Тем не менее существует этот вагончик уже почти 30 лет, исправно катает отдыхающих горожан туда-сюда от трамвайного депо до вокзала и сам стал одним из символов Винницы.

45.


В целом, Винница - один из самых трамвайных городов бывшего СССР, и более того - сама система здесь исправно расширяется, не потеряв темпа и после Майдана. Думаю, и у города в целом перспективы неплохи - "винницкий клан" оформился очень недавно, вряд ли исчезнет даже в случае потери власти, и безусловно продолжит благоустраивать свою вотчину.

46.


В следующей части прогуляемся по "внутренней" стороне излучины - Мурам и двум Иерусалимкам.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Большие города Украины
Винница. Левый берег Буга.
Винница. Муры и Иерусалимки.
Винница. Соборная улица.
Винница. Вервольф.
Винница. Пирогово (2010).
Запорожье. Хортица (2009)
Запорожье. Колонии меннонитов.
Запорожье. Старый Александровск.
Запорожье. Проспект.
Запорожье. Соцгород и ДнепроГЭС.
Днепр(опетровск). Общий колорит.
Днепр(опетровск). Вокзал, метро, завод Петровского.
Днепр(опетровск). Проспект.
Днепр(опетровск). Центр ниже Проспекта.
Днепр(опетровск). Парк Шевченко и конец Проспекта.
Днепр(опетровск). Набережная и Левый берег.
Днепр(опетровск). От центра на Южмаш.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.

Подолия, Винницкая область, железнодорожное, дорожное, "Черта оседлости", Центральная Украина, Винница, транспорт, Западная Украина, злободневное, трамваи

Previous post Next post
Up