Яремча. Часть 2: от центра до Камня Довбуша

Aug 07, 2012 08:23



Продолжаю рассказ о Яремче - курортном городка в Карпатах, выросшем из гуцульского села, основанного в 1727 неким крестьянином Яремой Годованцем. Как говорилось в прошлой части, большинство селений Гуцульщины тянутся по долинам узкими лентами, и Яремча, вытянута на 8 километров вдоль Прута - не исключение. Так что продолжим путь там, где остановились - на "нижнем" въезде в центр.


Здесь Яремча становится нормальным курортным городком:

2.


3.


А вот старой архитектурой она небогата даже в центре - ведь и городом-то Яремча сделалась лишь в 1963 году. Тем не менее, польский аналог сталинок попадается - то есть и селом она не была уже в 1920-30-е годы:

4.


Собственно, центр отмечают военные памятники, которых тут в прямой видимости друг от друга целых три штуки. Здесь за венками не видно имени, но если я не ошибаюсь, это Сидор Артемьевич Ковпак, более известный как Дед - партизан №1 Советского Союза. Его отряд действовал в Сумской области, далее в Украинском Полесье, но при чём тут Яремча?

5.


Дело в том, что в июне-октябре 1943 года Дед возглавил так называемый Карпатский рейд: из Полесья через Тернопольщину около полутора тысяч партизан пробрались в Карпаты, более двадцати раз выйдя из немецкого окружения. Основные события разворачивались как раз под Яремчей. Официальные цели партизан (действовавших, само собой, уже как род войск, подчиненный центру) до сих пор не известны - по одной из версий, они должны были уничтожить нефтепромыслы Борислава, по другой - сомкнуться с партизанами Словакии и Сербии, а по третьей - просто оказать психологический эффект на немцев и их союзников. В глубоком тылу партизаны разгромили 39 гарнизонов и несколько железнодорожных узлов, что накануне Курской битвы было очень серьёзно, а затем ещё и выбрались из окружения - Ковпак благополучно жил в Киеве до 1967 года. А вот его ближайший соратник Семён Руднев погиб под Делятином:

6.


Причём ведь здесь воевали и бандеровцы, включая гуцулов с их многовековым опытом партизанской войны именно в Карпатах, где они знали каждый пенёк - мне особенно интересно, как уживались партизаны двух враждующих лагерей на одной территории?

7.


За партизанским мемориалом - огромный и полузаброшенный дом... то ли Быта, то ли Связи, то ли ещё чего-нибудь в этом роде:

8.


И ещё один памятник - теперь уже жертвам "коммуно-фашистского террора 1939-54 годов":

9.


Самый центр - площадь Свободы, на которой соседствуют городская рада (слева, видимо 1930-х годов) и вокзал (явно австрийский):

10.


Площадь переходит в сквер. Неогуцульское деревянное зодчество очень достойно - и это не последний его образец в Яремче. К слову, ценный советский реликт, ведь "Каштан" - это украинский аналог "Берёзки":

11.


Напротив сквера - новый собор, на мой взгляд достаточно интересный (хотя конечно постмодернизм зашкаливает):

12.


Сквер приводит на площадь с фонтаном и ДК. Здесь же основной экскурсионный базар, причём продавцы экскурсий неожиданно приставучие, как какие-нибудь таксисты. Но география впечатляет - от Мукачева до Каменца-Подольского. Отсюда и на Поп-Иван или Говерлу (если не уверены, что дойдёте сами) попасть легче, чем от более близких Ворохты и Верховины:

13.


Ещё один образец деревянного зодчества - летняя сцена. Идеальный фон для фольклорных ансамблей. На заднем плане же хорошо видна железнодорожная насыпь:

14.


В этом же районе - ещё и пара музеев, в том числе этнографический музей, передаленный в 1993 году из Музей партизанской славы. За ДК и небольшим базаром центр обрывается так же резко, как и начался, сменяясь крупным ни то домом отдыха, ни то детским лагерем:

15.


16.


Дорога идёт под уклон, к излучине Прута, в которой и находится, на мой взгляд, самое интересное место Яремчи:

17.


Особенно впечатляет комплекс аж из пяти действующих и разрушенных мостов. Советский автомобильный мост, пилоны австрийского видаука (1895, когда строилась Транскарпатская магистраль), ошмётки подвесного мостика и высоченный виадук на бетонных опорах - я даже не знаю, когда такие строились (польские? советские? немецкие времён войны?), но по Карпатам их много и они очень эффектны. Вдалеке ещё и трубопроводный мост:

18.


Обломки подвесного моста напоминают старые 2D-компьютерные игры типа "Принца Персии". Такое ощущение, что и используют его таким же образом какие-нибудь спортсмены или экстремалы:

19.


Ещё через пару сотен метров вдоль насыпи железную дорогу можно перейти у заброшенного полустанка:

20.


За которым встречает триптих официальных достопримечательностей - ресторан "Гуцульщина", водопад Пробой (Пробий) и сувенирный рынок.

21.


Построенная в 1959 году по проекту Ивана Боднарука, "Гуцульщина" - явный претендт на звание лучшего образца советского деревянного зодчества. Вообще, таковое оказалось наиболее живучим именно в Западной Украине, и во второй половине ХХ века местные мастера создали немало действительно достойных построек. Причём особенно хороши традиционно детали:

22.


23.


Как нетрудно догадаться, здесь предлагают традиционную гуцульскую кухню. Точнее, отдельные её блюда (деруны, крученики, брынзу, грибной суп, травяные чаи и т.д.) предлагают тут в каждом втором кафе... но в "Гуцульщине" ассортимент больше раз в 10, причём очень много блюд из дичи. Меня дезинформировали, сказав, что меню примерно одинаковое здесь и в других ресторанах, поэтому я изначально обедать здесь не собирался... прогадал.

24.


Впрочем, цены в "Гуцульщине" примерно соответствуют тому, что называется "московский уровень" - нормальный счёт выйдет гривен 300. Я же тут ходил как по музею, фотографируя интерьеры:

25.


26.


За "Гуцульщиной" - довольно крутой спуск между камней на пешеходный мостик:

27.


Под которым гремит Пробой - ни то водопад, ни то очень мощный порог. Обратите внимание, с какой силой вода ударяет в каменную стену:

28.


Вообще, водопадов в Карпатах очень много, с красивыми названиями типа Скакало или Крутило, но почти все они достаточно далеко от населённых пунктов, и мой маршрут как-то проходил мимо них. Но у Пробоя я разулся, сел на камни, подставил ноги струям:

29.


Шум воды заглушает шум туристического базара, и здесь вполне можно и о вечном подумать:

30.


Собственно, именно Пробой - главная официальная достопримечательность, а "Гуцульщина" и базар - лишь его производные.

31.


Что же касается базара - то считается, что это крупнейший сувенирный рынок в Украинских Карпатах. По крайней мере действительно гораздо крупнее, чем на Яблуницком перевале:

32.


33.


За базаром - ещё пара готелей в неогуцульском стиле, советском и постсоветском:

34.


35.


А дальше я пересёк Прут, вернувшись в излучину. Это ведь тот самый Прут, на котором стоят Черновцы и который образует западную границу Молдавии. Но вот что меня стабильно озадачивало всю поездку - почему горные реки в Карпатах такие грязные и мутные?

36.


Продолжаю путь вдоль насыпи:

37.


В дренажные тоннели свободно проедет автомобиль:

38.


Насыпь закончилась мостом через Прут, уходящим прямо в тоннель на том берегу. За тоннелем (длиной 550м) - Ямна, ещё один присёлок с деревянной церковью Иоанна Милостивого (1663). Ну а скала на переднем плане - местный Камень Довбуша. О Довбуше, "украинском Робин Гуде", самом известном атамане опришков, я упоминал уже не раз, и всё красивое и загадочное здесь народная молва связывала с его именем.

39.


Камней и скал Довбуша по Прикарпатью едва ли не десятки, самые крупные - под Болеховом. Более того, из Яремчи начинается ещё и "Тропа Довбуша" по окрестным скалам и ущельям. Но интересно и то, что ведь у каждой из этих скал он со товарищи действительно был.

40.


Выйдя на трассу, я увидел ресторан "Колыба", пообедал там (вкусно и обслуживание хорошее, цены правда раза в 2-3 ниже, чем в "Гуцульщине", но само меню намного скромнее), вышел к ближайшей остановке и минут через двадцать уже ехал в Ворохту. Мост и тоннель через прут так и остались для меня крайней верхней точкой Яремчи... а несколькими днями ранее я уже проезжал их ночным поездом из Рахова:

41.


О Ворохте, которая гораздо меньше и живописнее - в следующей части.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала на Галагов.
Ужгород. Старый город.
Ужгород. Замок и скансен.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкий замок.
Комитат Берег
Мукачево. Николаевский монастырь.
Мукачево. Старый город.
Мукачево. Замок Паланок.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка. Базар-вокзал и депо.
Боржавская узкоколейка. Поездка до Хмельника.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава и скансен "Старое Село".
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина, или Путь наверх.
Яремча. От Доры до центра.
Яремча. От центра до Камня Довбуша.
Ворохта.
Верховина и гора Поп Иван.
Покутье
Коломыя. От окрестностей до Писанки.
Коломыя. От центра до вокзала.
.

природа, дорожное, Галиция, "Другая сторона", Гуцульщина, Западная Украина, деревянное, Яремча, курортное, Ивано-Франковская область

Previous post Next post
Up