Тустань

Jul 18, 2012 13:53

...Более тысячи лет назад в украинских Карпатах жил народ белых хорватов. Кто они были и откуда взялись, историки спорят до сих пор, хотя они упоминаются в "Повести временных лет". Известно, что хорваты переселились на Адриатику в 8 веке, но какая-то их часть, вероятно, осталась в Прикарпатье. В 907 году они ходили с Олегом на Царьград, а в 992 их покорил Владимир. К их возможным потомкам относят карпатских горцев и закарпатских русин, а их наследие - "висячие замки", то есть природные скалы, к которым крепились деревянные стены и башни, дополняющие их рельеф и образующие со скалой единое целое. Самая известная из таких крепостей - Тустань у села Урич в 15 километрах от нефтяного Борислава и соляного Дрогобыча, которая стерегла древний Соляной шлях через Ужокский перевал.

О Тустани я знал ещё из школьного курса истории, неудачно пытался её "взять" в сентябре-2010, но не смог из-за погоды. И лишь в этот раз, от горного посёлка Сходница (2,2 тыс. жителей), мы наконец туда дошли.

От Борислава до Сходницы всего 9 километров по прямой, но переполненная маршрутка идёт туда минут 30-40, взбираясь наверх по извилистой горной дороге: их разделяет невысокий, но всё-таки горный хребет. На перевале, по карпатской традиции, сувенирный базарчик:

Село Сходница известна с 1648 года в связи с тем, что ее взяли восставшие крестьяне, поддержавшие казаков Богдана Хмельницкого. Селом она и оставалась на протяжении всей своей истории, пока в 1872 году здесь не нашли нефть, пик добычи которой пришёлся на 1890-е годы, когда Сходница была крупнейшим нефтепромыслом Галиции, оставив позади даже Борислав. Однако с тех пор добыча нефти здесь полностью прекратилась, а в 1960-е годы местный инженер Емельян Стоцкий изучил свойство здешних минеральных вод, убедился в их целебности, и с этого момента Сходница превратилась в курорт, этакий "малый Трускавец". Ныне вид у неё совсем пасторальный - о нефтяном аде не напоминает вообще ничего.

(2010)

В общем-то, Сходница похожа на Трускавец - только меньше и гораздо менее ухоженная:

У готеля на переднем плане очень красивая решётка:

(2010)

О нефтяных временах напоминает неожиданно огромная церковь начала ХХ века:

А вот старинных домов тут почти нет. Не верится, что сто лет назад это был город бараков, бесправия и нефтяной вони. Сейчас-то тут пастораль... Тогда здесь гробили здоровье, а теперь - восстанавливают.

(2010)

В 2010-м году я ещё в Бориславе увидел, что на горах лежит низкая туча. Сквозь эту тучу и ехала маршрутка - видимость была не более метра, даже фары становились видны впереди лишь метров за 5. Сходница стояла чуть-чуть пониже этой тучи, и перспектива осматривать Тустань в непроглядному тумане меня совсем не привлекала. А тут ещё подвернулась маршрутка Сходница- Трускавец, на которой я и укатил ни с чем.

В этот раз мы приехали на маршрутке из Львова - таковые отправляются от железнодорожного вокзала и в пути около 3 часов. Погода стояла почти такая же - только без тумана. И мы пошли наверх вдоль быстрой речки Сходницы, у которой то и дело попадались небольшие джерела (украинское название источников), где народ набирал минеральную воду:

Сходница-для-своих началась выше по склону. Вот такие вот деревянные хаты крайне характерны для Галицкого Прикарпатья, особенно много их в районе Болехова. А вот выше по горам, в Бойковщине, хаты уже заметно другие:

От Сходницы до села Урич, близ которого и находится Тустань - 4 километра по лесной дороге. По крайней мере в одну сторону их стоит пройти пешком. Обратите внимание на "каменную кору" - подобное я прежде видел только на Алтае.

Однако этот поход стал моим первым знакомством с Карпатами. Тогда я ещё даже не догадывался, сколь неповторимы и разнообразны эти горы даже в своём небольшом украинском сегменте. А леса ноктюрнового вида сразу заставили меня вспомнить диалог незадолго до отъезда:
-Куда собираешься?
-В Карпаты на Украину.
-На вервольфов охотиться, что ли?

На одном из поворотов - вот такая вот странная штуковина:

Мы уже подумали было, что Урич - но оказалось, дальний выселок Сходницы:

Карпатскую эстетику, опошленную Голливудом, тем не менее узнаёшь сразу и её не спутать ни с чем!

Горы всё выше, ели всё разлапистее:

Вот и Урич - типично карпатское село с неожиданным для Украины обилием дерева:

Роскошный кованный крест у кого-то во дворе:

Дорога вывела к деревянной Никольской церкви 19 века, которую мне даже трудно классифицировать по стилю. Кажется, что-то среднее между галицким и гуцульским зодчеством:

Рядом - на удивление симпатичная звонница. Звонницы западно-украинских церквей в основном на редкость громоздки и некрасивы, но бывают, стало быть, и исключения:

Близ церкви - ресторан, музей Тустани (поленились идти), стенды с информацией. А сама Тустань прекрасно видна по левую руку:

В общем-то, она сама по себе замок. Устрой в такой бункер - не пробьёт ни то что ядро, а даже, наверное, авиабомба. Но выдолбить крепости внутри скал в те времена было, скорее всего, просто невозможно, поэтому крепость на скалы "подвесили" снаружи. Выглядело это примерно так, и по легенде, самое её название восходит к окрику "Тут стань!":

Одинокие скалы, похожие на крепость, людей привлекали издавна. Первыми были ещё фракийцы, устроившие здесь языческое святилище. Затем их сменили кельты, ареал которых некогда простирался от Британии до Карпат. Но серьёзное примение Тустани нашли лишь белые хорваты, и в 9-13 веках это была мощнейшая крепость Прикарпатья, стоявшая в одном ряду с Перемышлем, Теребовлей и Галичем. Собственно, крепость прикрывала Соляной шлях, по которому галицкую соль везли в Европу. Первым её разрушил в 1241 году хан Батый, и отстроилась она лишь спустя сто лет по указу Казимира Великого - уже как часть оборонительной линии на польско-венгерской границе. Однако затем крепость стала морально устаревать, и последний раз упоминается под 1565 годом как таможенный пункт.
Поднимаемся. Вот оттуда мы пришли:

У подножья Тустани - небольшой туристический "пятак", где в день нашего приезда было особенно людно, так как начинался некий фестиваль. Под открытым небом мы пообедали картофельным шашлыком (!), слушая, как участники (у которых был ещё только заезд) пели украинские народные песни.

Напротив Тустани - ещё одна скала Жолоб, использовавшаяся как вспомогательный пост:

В саму Тустань раз в 30-40 минут водят экскурсии, причём цена не отличается от одиночного билета, и этим стоит воспользоваться, так как экскурсовод покажет многое, чего самим можно не заметить. Длится экскурсия около получаса, и мы решили дойти с экскурсией до вершины, а дальше гулять одни.

Во многих местах экскурсовод демонстрирует картинки с реконструкцией "висячей крепости", которые очень легко проецируешь на реальные скалы.

Вид снизу. Просматриваются остатки каменных стен 14 века:

На скалах - многочисленные пазы и врубы, к которым и крепились деревянные укрепления:

Хотя местами я могу их путать с петроглифами - выбитыми на камнях солярными знаками и извилистыми линиями. Вот в этом гроте на стене можно различить человеческий силуэт, фотография которого у меня не удалась. Все народы, владевшие Тустанью в дохристианские времена, использовали её и как святилище:

А наверху - Детинец, занимавший укромную площадку меж четырёх высоких камней:

Вид назад. Как видите, в Тустани нас настиг дождь:

Две главные скалы, взаимное расположение которых видно на вводном кадре - над пропастью. Более крупный Камень с уже знакомыми нам облоками стен:

И Острый камень - натуральная башня:

В проёме между Камнем и Острым камнем, где сейчас частокол, некогда была стена. Для чего использовался грот - увы, не помню:

В другую сторону с той же точки видна яма:

На самом деле это спуск в подземную цистерну, где хранился запас воды на несколько месяцев:

Кроме того, тут есть ещё и узкая галерея длиной 20 метров - о её назначении единого мнения также нет:

Обломок стены 14 века, крепко приделанной к скалам, и Жолоб вдалеке. Впрочем, сочетание скал и каменных стен - не редкость во всём мире. А вот подвешенная к скалам деревянная крепость - такое было, наверное, только здесь.

С другой стороны, примерно в километре от Тустани, видны Малый камень и Острый камень - ещё один форпост и дозорная площадка. К слову, мимо них ведёт тропа, по которой можно было бы выйти на другую дорогу до Сходницы... но мы почему-то не догадались.

А какие из Тустани виды! Особенно когда только-только закончился дождь, спешащий теперь вернуться обратно на небо:

Красиво здесь! Но пора было спускаться, сначала в Борислав, затем в Дрогобыч, а к вечеру и вовсе во Львов.

Дорога из Львова на юг раздаивается: направо - Дрогобыч, Борислав, Трускавец, Тустань, а налево - Стрый, Моршин, Болехов со скалами Довбуша и Долина. Там всё почти так же: в Стрые и Дрогобыче - сецессия и готический собор; Трускавец и Моршин - самые известные бальнеологические курорты Украины; скалы Довбуша - ещё одна "висячая крепость" на Соляном шляхе; в Долине - нефтеропмыслы и руины солеварни. В следующей части отправимся в Долину.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань.
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Болехов и скалы Довбуша.
Долина. Соль и нефть-2.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье. Унг, Берег и Угоча.
Закарпатье. Мараморош.
Гуцульщина.

замки-крепости, древнерусское, природа, дорожное, Галиция, Львовская область, "Другая сторона", "Молох", Западная Украина, деревянное, курортное