Возвращение во Львов. Часть 1: Главный вокзал

Jul 14, 2012 13:15



...Во Львове, столице Западной Украины, я третий раз, и в совокупности о нём в моём журнале написано уже 16 постов. Теперь будет еще три: о львовском Главном вокзале (он же Дворец), о Стрыйском парке с руинами промышленной выставки и о Шевченковском Гае с музеем деревянного зодчества. Оба парка хорошо характеризуют мой дальнейший маршрут по украинским Карпатам, где меня особенно интересовали этнография и промышленная история. Но начнём с вокзала - логичнее было бы, конечно, этот пост сделать 2 года назад, в первый приезд, но как следует отснять Дворец и окрестности я сподобился только теперь.


С точки зрения русского путешественника, главная "фишка" Львовского вокзала - в том, что он был построен другой империей, Австро-Венгрией. Так получилось, что почти на всей территории бывшего СССР железные дороги и вокзалы Российская империя строила сама, а наша железнодорожная школа сильно отличалась от западной. Другим империям принадлежали лишь Западная Украина, Кёнигсбергщина да Сахалин. О совсем непохожих на наши железных дорогах Западной Украины я ещё сделаю отдельный пост. Строить железные дороги Австрия и Россия начали почти одновременно: и у нас, и у них первая железная дорога на паровой тяге появилась в 1837 году... только у нас это была пригородная линия Петербург - Царское Село, а у них - вполне реальная магистраль Вена-Краков. А конкретно во Львов железная дорога пришла в 1861 году, что сделало его первой железнодорожной станцией на территории современной Украины. Первый львовский вокзал выглядел так:

2а.


А простоял до 1899 года, когда австрияки решили строить Дворец - гигантский вокзал в модном тогда стиле сецессии (аналог модерна), открытый в 1904 году. Дворец реально огромен - длина по фасаду 159 метров, и найти точку, с которой его можно охватить целиком, не так-то просто:

2.


В любом путеводителе по Львову вокзал - достопримечательность одного ряда с площадью Рынок или собором Святого Юра. Я, конечно, не стал бы называть этот вокзал САМЫМ красивым в бывшем СССР, но безусловно - один из самых.

3.


Особенно впечатляет, разумеется, центральная часть с порталом:

4.


(сентябрь-2010)

5.


(сентябрь-2010)

6.


(сентябрь-2010)

Особенно хороши изящнейшие металлические ворота, за которыми просматривается зал ожидания:

7.


Но туда мы пойдём позже, а пока полюбуемся вокзалом с боков, то есть со стороны путей. Вот так он выглядит, когда подъезжаешь с востока и севера:

8.


А так - с юга и запада:

9.


И на этих кадрах уже видна едва ли не самая запоминающаяся деталь Львовского вокзала - Дебаркадер, накрывающий все 5 его платформ:

10.


В принципе, дебаркадеры в бывшем СССР есть всего на нескольких вокзалах (Киевский и Казанский в Москве, Витебский в Питере, Южный вокзал Калининграда/Кёнигсберга), причём московские ещё крупнее. Высоту львовского дебаркадера найти я не смог, а вот длина примерно совпадает с длиной фасада... но оценить её можно только с юго-западной стороны, поэтому туристы из Москвы, Киева или Минска, приезжая во Львов поездом, этого обычно не видят:

11.


Ещё вид с той же стороны - здесь между путям в ряд стоит десяток ведомственных зданий опять же австрийской эпохи:

12.


Поезд Рахов-Львов входит под дебаркадер. Там же можно оценить местный парк электричек и дизелей:

13.


Задняя стена дебаркадера. Обратите внимание, что платформы тут всё равно низкие - я реально не понимаю, почему высокие платформы такая огромная редкость?

14.


Под сводами. Здесь обратите внимание ещё и на деревянные киоски - подозреваю, новоделы "по мотивам", но на платформах здесь только такие. Стильно:

15.


Однако лучше всего любоваться дебаркадером ночью... хотя может быть он так подсвечен только по случаю Евро-2012, по крайней мере в ноябре-2011 я такого освещения не помню. Но смотрится здорово:

16.


Обычно под дебаркадером людно - трафик во Львове очень неслабый, поезда ходят по всей Украине, в Москву и Минск, проходящие из Москвы и Киева - в Венгрию, Словакию, Болгарию, Румынию, Сербию, Хорватию, а в Польше Львов имеет прямое сообщение не только с Варшавой, но также с Перемышлем, Гдыней и Вроцлавом, и это не считая прицепных вагонов. Поезда объявляют на украинском, иногда на языке страны отправления/прибытия (на русском - стабильно, на других - не всегда), а с Евро-2012 - ещё и на английском. К туристам здесь абсолютно привычны, народ спокойно фотографирует на глазах у милиции. Контингент самый разный, на ком-то туристический рюкзак, на ком-то - базарный баул:

17.


А здесь, помимо столбов, подпирающих свод, можно оценить и сецессионную решётку, обрамляющую спуски в тоннель - о её аутентичности судить не берусь, но выглядит убедительно:

18.


Выходы из тоннелей не менее стильны - только снимать их лучше шириком:

19.


А вот сами интерьеры меня как-то не впечатлили, до роскоши сталинских вокзалов-дворцов далеко, да и царские вокзалы (например, Жмеринка) оформлены куда помпезнее. В центральном зале, конечно, очень высокий потолок - но не более того:

20.


Впечатляет и то, насколько иначе организовано пространство - в отличие от российских вокзалов, которые обычно состоят из нескольких огромных залов и всяких помещений "для своих", австрийские вокзалы - это целые лабиринты небольших комнат. Вообще, при огромном размере, вместительностью львовский вокзал уступает в России многим куда более скромным снаружи вокзалам.

21.


Солдат спит, а туристы сидят на полу потому, что на первом этаже зал ожидания платный. Интерьеры у него, почему-то, сталинские:

22.


Солдат, видимо, не знает, что бесплатные залы ожидания тут тоже есть - просто их надо как следует поискать. Этот, например, находится на третьем этаже, а в подъезд, ведущий к нему, можно попасть только с перрона. Обратите внимание на стулья - несмотря на сецессионный дизайн, они современные, и такими укомплектованы вокзалы по всей Украине:

23.


И как и во всём Львове, на вокзале великолепные двери:

24.


А на перроне ещё и вот такая вот любопытная мемориальная доска. Железные дороги пришли на Украину с двух сторон с разницей всего несколько лет (Одесса - 1865, Харьков - 1869): к концу 1860-х российскую часть пересекли длинные магистрали, а компактная австрийская часть покрылась довольно густой железнодорожной сетью, и уже в 1869 году российские и австрийские железные дороги сомкнулись близ приграничной станции Броды.

25.


В целом же, центральная станция во Львове огромна, что можно хорошо оценить вот по этой схеме.

26.


До депо я так и не добрался, хотя подозреваю, что там сохранились австрийские постройки, что интересно уже само по себе. Вот единственный кадр вокзальной промзоны, снятый из окна поезда Рахов-Львов:

27.


Зато местность от вокзала до Городоцкой я исследовал достаточно неплохо. Площадь перед вокзалом называется здесь Дворцовая, а улица, начинаяющаяся от фасада - Черновицкая. К вокзалу примыкает Почтовый терминал, построенный, как ни странно, в 1950-е годы... впрочем, как мне сказали, ныне почту "Укрзализница" не возит, и сюда приходится загонять грузовики:

28.


В основном же Дворцовая площадь - владения Автостанции №8. Правда ли во Львове 8 автостанций, я не знаю - но лично я был на четырёх. Здесь в этом есть определённый резон - в тесном центре с его узким улицами и брусчаткой только автобусов и не хватало. 8-я автостанция - едва ли не главная, и уж точно самая важная для туриста: она обслуживает всё карпатское направление, от Ужгорода до Коломыи, и в Дрогобыч, Трускавец, Стрый, Самбор, Ивано-Франковск маршрутки отсюда бегают каждые 20 минут. Причём левее Черновицкой улицы стоят маршрутки с посадкой по билетам, а правее - с оплатой водителю. Диспетчерский пункт в трамвайном кольце ныне не действует:

29.


Перспектива самой Черновицкой показана на заглавном кадре. На схеме хорошо видно, что она проходит меж двух промзон. Слева - локомотиворемонтный завод (корпуса, рискну предположить, польские):

30.


За которым притаилась современная церковь Георгия Победоносца:

31.


(сентябрь-2010)

А справа - погрузочный терминал (склады видны на заднем плане), отделяющая от Главного вокзала небольшой Пригородный вокзал (1996). От Главного вокзала сюда идти минут 10, но зато совсем рядом привокзальный рынок, который пассажирам электричек актуальнее:

32.


С 1866 года на этом месте стоял отдельный Черновицкий вокзал, и когда он был разрушен - я так и не нашёл. Интересно, что к концу 19 века Главный вокзал обслуживал черновицкое направление, а черновицкий - краковское.

32а.


Здесь же небольшой музей железнодорожной техники (или это ретропоезд для круизов?) - одна платформа с наглухо запертыми воротами. Когда он был создан и какой у него режим работы, я опять же так и не узнал. Вообще, как ни странно, Украина почти лишена железнодорожных музеев под открытым небом, если я не ошибаюсь, их тут всего три (во Львове, Киеве и Донецке), да и те не сопоставимы по масштабу с российскими и белорусскими аналогами:

33.


Открывает линию танк-паровоз (аналог маневрового тепловоза) с непроизносимым названием Ъ (на самом деле читается как "Еръ"), в разных модификациях строившийся в России в 1869-1914 годах:

34.


А вот деревянные вагоны - по-видимо, австрийские или польские. Как уже говорилось, сюда мало того что не понятно, когда можно зайти, так и снаружи не подойдёшь - с одной стороны пути, с другой парковка, откуда меня выставил охранник (впрочем, вежливый - честно признался, что тут видонаблюдение и если я не уйду - ему "п...зды дадут").

35.


36.


Напротив пригородного вокзала - впечатляющий комплекс домов для железнодорожных работников (1911-12):

37.


38.


И совсем рядом - костёл Святой Эльжбеты (1903-11), который поляки, как считается, воздвигли назло украинцам, чей храм, греко-католический Собор Святого Юра, господствует в этой части города. Но это уже другая история - Городоцкая ведёт в самый центр:

39.


В целом же, Львов, как и вся Галиция, буквально пронизан железными дорогами, и в черте города наберётся десяток мелких станций - вот например Подзамчье, которое проходят московские и киевские поезда:

40.


А вот здание Львовской железной дороги, грандиозное, как и все виденной мной железнодорожные дирекции, стоит очень далеко от вокзала, где-то между Святоюрской горой и парком Ивана Франко.

41.


Была во Львове даже своя небольшая узкоколейка, при Советах ставшая ДЖД, которую мы осмотрим в следующей части. Там же - пара объектов в центре города, упущенных в прошлые приезды, и Стрыйский парк, с которым связана на самом деле одна из интереснейших страниц львовской истории Нового времени.

ЛЬВОВ.
Галиция (Галичина). Исторический обзор.
От вокзала к центру.
Площадь Рынок.
Коридорами Ратуши.
Виды с Ратушной башни.
Старый город
Средняя часть (Латинский собор, монастыри Иезуитов и Доминиканцев).
Северная часть (Армянский квартал и окрестности).
Южная часть (Успенская церковь, Бернардинский монастырь) и непарадные виды.
Австрийский город
Проспект Свободы.
Городская среда.
Отдельные здания.
Про жизнь.
Ноябрь-2011
Отдыхающий город.
Львов интерьерный. Подъезды и музеи.
Июль-2012
Львовский вокзал.
Стрыйский парк и штрихи к центру.
Шевченковский Гай. Музей деревянного зодчества.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Старое Село из окна поезда.
Западная Украина, или Червонная Русь. Общие черты.
Галицкое Прикарпатье
Закарпатье. Унг, Берег и Угоча.
Закарпатье. Мараморош.
Гуцульщина.
.

железнодорожное, дорожное, Галиция, Львовская область, "Другая сторона", транспорт, Западная Украина, Львов

Previous post Next post
Up