Бойковщина. Часть 2: Турка

Jul 21, 2012 22:20



Турка, маленький городок (7,4 тыс.) в 130 километрах от Львова и в 110 от Ужгорода, на Львовщине считается "краем земли". Даже для жителей Самбора поездка сюда - далёкое путешествие, полное трудностей и опасностей вроде самых разбитых едва ли не во всей Украине дорог. Да и название напоминает о том, что тут водились туры - дикие быки, звери пострашнее медведей (и к слову, последний тур умер в 1627 году именно в Галиции). Известная с 1431 года, Турка в Речи Посполитой была владением валашских князей, а Магдебургию получила лишь в 18 веке. Но при этом Турка неофициально считается столицей Бойковщины, одного из двух (вместе с Гуцульщиной) районов украинской Верховины. О бойках, их сёлах и деревянном зодчестве я рассказывал в прошлой части, посвящённой селу Розлуч, от которого до Турки каких-то 15 километров.


Композиционный центр Турки, стоящей на сразу трёх речках (Стрый, Яблонька и Литмир) - железная дорога, конечно же австрийской постройки. Вокзал и автовокзал по соседству стоят почти на выезде в сторону Ужгорода, и маршрутка сначала долго петляет по извилистым улицам. И пути, и постройки вписаны в склон - дверь автостанции на уровне навеса. Очень порадовала табличка, куда, видимо, ежедневно вставляются бумажки с датой и состоянием погоды:

2.


Пути прямо на заднем дворе автостанции, на кадре выше виден и вокзал чуть ближе к центру города. Над путями - симпатичные австрийские и польские особнячки:

3.


Донельзя австрийский вокзальчик с навесом. Здесь несколько раз в день ходит львовская элеткричка, а дальние направления представлены поездом Львов-Солотвино, который проходит буквально через всё Закарпатье. Однако эта железная дорога второстепенна, московские и киевские поезда идут в Ужгород через Стрый.

4.


Вид в сторону Львова. Турку окружают четыре горы - Шименка, Кичера, Венец и Осовня, но ни на одной из карт, что я видел они не подписаны. Эта гора от города отделена долиной Стрыя, а её высота 930м. Видно, что железная дорога резко поворачивает - за поворотам самое интересное:

5.


Виды почти с той же точки - вдоль железной дороги много красивых домов, как если бы это была набережная:

6.


7.


Чуть дальше - очень красивый мост-арка австрийской постройки:

8.


За которым, вдоль Яблоньки, главной из турковских речек, железная дорога идёт по изогнутому виадуку длиной около 400 метров:

9.


Лучший вид на виадук открывается, если пройти от моста сотню метров по "этой" стороне (т.е. не заходя под мост), но я почему-то ходил только по "той", так что эти кадры сняты с другой стороны. Перспектива виадука особенно впечатляет:

10.


И наконец покидает центр в сторону Львова железная дорога по тоннелю длиной 250м. В Карпатах вообще очень много тоннелей, которые в посте о железных дорогах Австро-Венгрии я как-то упустил из виду.

11.


Железка делит центр пополам, причём район "справа" от неё (по ходу нашего движения) стоит ещё и в излучине Яблоньки. Слева же в Яблоньку впадает речка Литмира, которую я просто не заметил, и видимо их общая пойма стала причиной того сложного профиля в черте города. Площадь Рынок находится справа от железной дороги, а вот современный рынок - слева, поэтому ныне центр города там. Колорит глухого горного городка виден сразу за мостом-аркой:

12.


Сердце Турки - Петропавловский греко-католический собор (2004). Столпотворение не случайно - я попал сюда в воскресение, которое ещё и совпало с днём Ивана Купала (а УГКЦ живёт по юлианскому календарю, как и православные церкви), и у соборного крыльца стоят те, кому внутри не хватило места. За алтарём собора - тот самый виадук:

13.


А напротив собора - красивейший для такого городка дома в стиле модерн. Не сецессия - а именно модерн, практически в духе Шехтеля:

14.


Разгадка проста - дом построен в 1923 году, то есть не Австро-Венгрией, а Польшей, и думаю, полякам модерн был в принципе ближе по духу:

15.


С другой стороны - местный ДК напротив базара:

16.


Вот так тут выглядит главная улица - кадр снят практически из под виадука:

17.


По ней я и пошёл. Я знал, что в Турке есть целых 4 деревянные церкви "бойковского типа", но все они раскиданы по её предместьям. От жары и накопившейся усталости я плохо соображал и отчаянно ленился спросить дорогу у прохожих, поэтому пошёл наугад. За поворотом - ещё одна церковь-новостройка, судя по архитектуре, "московская", и видеть столь явное подражение Храму Христа Спасителя в Западной Украине очень странно:

18.


Из-за церкви виден краешек бетонного райкома. Дома дальше по улице, в основном польской эпохи:

19.


20.


21.


22.


Через пару километров мне надоело идти, и я влез на гору осмотреться. Высота лысой вершины (одной из упоминавшейся четвёрки) - 756 метров:

23.


А вон той горы за Яблонькой - 812м:

24.


Характернейшие для Львовского Прикарпатья деревянные четырёхугольные хаты:

25.


Характернейшие для всей Западной Украины мини-стога:

26.


Вдалеке я увидел старейшую из турковских церквей - Никольскую Среднюю (1700 или 1739), до которой на глаз было ещё километра 2-3. По сравнению с церковью в Розлуче она показалась мне очень невзрачной, и идти к ней по жаре я поленился, ограничившись кадром на 35-картном зуме. Тем не менее неповторимый бойковский стиль узнаётся:

27.


А как всё-таки в горах хорошо!!! Карпаты, конечно, не слишком высоки - но зато уютны и населены до самых вершин:

28.


Пройдя по уже знакомым местам, я пересёк виадук и Яблоньку, оказавшись на местной площади Рынок, половину периметра которой образует вот этот дом 1980-х годов:

29.


В центре Рынка даже ратуша (1907) есть, хотя и без башни:

30.


Точнее, понять, что она "в центре", можно только взглянув на карту: при Советах Рынок распался на две части - перед ратушей, как и встарь, площадь, а за ратушей запущенный сквер. Задворки сквера очень колоритны, деревянной ветхостью напомнили мне Русский Север. Огромное здание - школа-интернат, более всего похожая на австрийский Дом Юстиции:

31.


А здесь пейзаж до жути урбанистичен, ни за что не скажешь, что в ты крошечном городке... только это какая-то стимпанковская урбанистика:

32.


От Рынка я побрёл наверх. Очень понравилась капличка, а вернее её "иконостас":

33.


Наверху - ещё одна школа (видимо, польской постройки) и Успенский костёл (1778):

34.


А под горой (взаимное расположение видно на заглавном кадре) ещё и кирпичная синагога середины 19 века, само собой давно уже не используемая по назначению:

35.


36.


Снова пересекаем Яблоньку - как я уже говорил, центр стоит в излучине. Не могу понять, почему вода в карпатских речках почти везде такая мутная?

37.


На мосту повстречал целый выводок квадроциклов с наездниками. Скорее всего, евротуристы (для которых Украина безвизовая), наверное какая-то новая мода. С другой стороны, гуцулы вот явно любят мотоциклы, а бойко - это, как известно, тот же гуцул, только у него не 76 оборотов в минуту, в 38. Ну или "тот же гуцул, только о четырёх колёсах":

38.


...Одну из деревянных церквей я таки углядел от костёла - она виднелась на соседней горе, посреди обширного кладбища, куда я и стал подниматься от моста. Кладбище выглядело необычно - вполне галицкая изысканность старых надргробий сочеталась с вполне русской запущенностью и тенистостью. Но виды на город сквозь кресты впечатляют!

39.


Церковь Перенесения Мощей Святого Николая (1780) - не самый красивый, но эталонный образец бойковской школы:

40.


Особенно понравилась фигура Богоматери прямо в деревянной стене:

41.


И честно скажу, такие тенистые и ветхие кладбища мне куда ближе, чем характерные для Галичины некрополи-витрины.
От кладбища я спустился вниз по каким-то закоулкам:

42.


И поплёлся на автовокзал - хотя здесь проходит дорога на Львов и Самбор, уехать не с автовокзала реально было только стоя. А ходить по Турке мне было как-то особенно тяжело, но я ещё не знал, что в Самборе мне резко поплохеет и дальнейший путь окажется под воросом. Я так и не нашёл третью Успенскую Нагорную церковь (1750), которая, как оказалось, стоит на выезде в сторону Ужгорода. Зато на въезде из Львова встречает церковь-новостройка в самом что ни на есть "необойковском" стиле. И это очень хорошо - когда народная традиция живёт:

43.


Напоследок - несколько кадров с обитателями Турки, хотя и не рискну утверждать, что всё это бойки. Пусть не удивляет и вышиванка - это праздничная одежда, не иметь такую дома в Западной Украине почти что неприлично, и на воскресные службы народ ходит в вышиванках даже во Львове.

44.


45.


46.


От Турки Ужгород ближе, чем Львов. Недалеко - Ужокский перевал, некогда бывший основным, именно его стерегла Тустань. И логичнее было бы двинуть из Турки в Закарпатье, но... В Закарпатье я был ДО Турки, ехал туда ночным поездом, из Турки же вернулся в Самбор, а оттуда во Львов и далее в Коломыю, Яремчу, Ворохту... Но как всегда, географический порядок важнее хронологического, поэтому дальше будет долгий рассказ про Закарпатье, "мир, заколоченный досками", самую странную область Украины...

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала к замку.
Ужгород. Замок и скансен.
Ужгород. Старый город.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкое.
Комитат Берег
Мукачево. Центр.
Мукачево. Замок Паланок.
Мукачево. Николаевский монастырь.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава. Скансен и село.
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина.
Гуцулы. Карпатские горцы.
Яремча.
Ворохта.
Верховина и гора Поп Иван..
Коломыя и Покутье.
.

железнодорожное, дорожное, "Черта оседлости", Галиция, Львовская область, "Другая сторона", бойки, транспорт, Западная Украина, украинцы, этнография, деревянное, Бойковщина

Previous post Next post
Up