Червонная Русь деревянная

Jul 31, 2012 02:25



Ещё один сводный пост о Червонной Руси, то есть Западной Украине. Я уже писал про железные дороги Австро-Венгрии и про "срам" в австрийской архитектуре, теперь же, прежде чем начинать рассказ о Марамороше с его деревянной готикой, расскажу тут о многообразии украинских деревянных церквей. Вообще, не вполне очевидно (для нас-то это юг!), что Украина исключительно богата деревянным зодчеством, здешние церкви поменьше и попроще наших, но их как минимум не меньше - всего на территории Украины известно около 3000 деревянных культовых построек, и лишь десять из них костёлы, остальное - православные и униатские церкви. И более того, украинское деревянное зодчество не спутать ни с чем: небольшие храмы из трёх поставленных в ряд срубов разбросаны от Карпат до Донбасса.
При этом деревянные хаты на Украине редки и невзрачны (за исключением Карпат), зато неплохо представлены мельницы - но сейчас речь пойдёт только о церквях и часовнях.


Скажу сразу, что Восточная и особенно Средняя Украина мной исследована намного хуже, чем Западная, поэтому оттуда фотографий - с миру по нитке. Да и сейчас речь идёт о Червонной Руси, поэтому зодчество НеЗападной Украины я здесь показываю лишь для того, чтоб было видно, что сходств между деревянными церквями на Днепре или на Днестре, в карпатских горах и черниговских болотах всё равно больше, чем различий.
Самый эталонный образец украинской деревянной церкви, что я видел своими глазами, попался мне в Виннице - Никольская церковь (1746) в предместье за Бугом:

2.


Итак, что мы видим? Три сруба, то есть как бы отдельных башни, и характерный волнообразный силуэт - центральный сруб крупнее боковых. Слева направо - притвор (или, как его тут называют, "бабинец"), неф и алтарь. Обводная галерея напоминает о близости Западной Украины - на Востоке она не очень-то характерна. Стены обшиты тёсом, звонница стоит отдельно. Деревянное зрдчество неЗападной Украины вообще более однородное, и подобные храмы к востоку от Южного Буга встречаются повсеместно:

3.


Парочка есть даже в России, в приграничных сёлах Старый и Новый Ропск Брянской области, в состав которой при Советах попало историческое Стародубье со староверческим Новозыбковом. Эти церкви примечательны тем, что они пятисрубные - такой тип по всей Украине чуть менее распространён (хотя в некоторых районах господствующий), но так же характерен. В плане это как бы крест из двух трёхсрубных церквей.

4. Новый Ропск, конец 18 века.


5. Старый Ропск, конец 17 века.


Ну а апофеоз - Троицкий собор (1773-78) в казачьем Новомосковске, пригороде Днепропетровска. Он девятисрубный:

6.


Заложенный Антоном Головатым, основателем Кубанского казачества, незадолго до разрома Запорожской Сечи, этот собор должен был стать олицетворения славы запорожских казаков. Тут тебе разом и сказочный город, и неприступная крепость, и божье воинство. На мой взгляд, это шедевр деревянной Украины вообще, и если бы возможно было составить список этак из 10 красивейших деревянных храмов мира - емы бы там нашлось место.

7.


Вот только, по словам sicheslavets, его собираются реставрировать методом полной переборки. Это тревожно, учитывая, что на Украине деньги могут кончится ещё более ВНЕЗАПНО, чем у нас.

8.


Ещё пара реплик восточно-украинских церквей, которые, тем не менее, дают представление о её деревянном зодчестве.
Покровский собор на казачьей Хортице (Запорожье):

9.


И церковь в Батурине (Черниговская область):

10.


Ну а теперь возвращаемся в Червонную Русь. И начнём с Волыни, деревянное зодчество которой пусть и самое скудное - но самое приближенное к восточно-украинскому. Тому были причины - Волынь, как и Средняя Украина, после гибели Древней Руси досталась Литве, а после гибели Речи Посполитой - России. Здесь много простеньких церквей "под камень", напоминающих церкви соседней Беларуси - вот скажем Покровская (1648) в селе Старый Почаев:

11.


Но много и вполне узнавмых "трёхсрубок". Причём "волынская школа" наименее индивидуальна, облик её церквей у меня ассоциируется с соседними регионами. Скажем, Михайловская церковь в Берестечке (1630), где молился перед известной битвой Богдан Хмельницкий напоминает мне храмы Галиции:

12.


А Успенская церковь в Ровно (1756) - храмы Подолии:

13.


В общем, даже удивительно, что Полесье, где богатого деревянного зодчества ожидаешь только исходя из названия, настолько им бедно. Как, кстати, и Беларусь с её густыми лесами.

14.


С волынской школой больше всего общего имеет подольская - но только хорошо видно, что Подолия - край бесконечной войны. Вот например Крестовоздвиженская церковь (1799) на дне каньона прямо под крепостью в Каменце-Подольском:

15.


Или крепкая, приземистая, явно готовая к обороне Успенская церковь (1635) в Черткове, пережившая турецкий захват и владычество. Церкви-крепости - явление вообще распространённое в Восточной Европе, от Балтики до Средиземноморья, но деревянные церкви-крепости - специфика юго-восточного угла Червонной Руси.

16.


Вот в том же Черткове ещё одна церковь - Вознесенская (1707), внешне вообще похожа на деревянный танк, какую-нибудь боевую машину из советских фильмов по мотивам русских сказок:

17.


Церковь эту относят к "гуцульской школе", хотя и явно в сильно перестроенном виде. До Гуцульщины от Черткова километров 200, но вот ещё одна специфика Червонной Руси: многие церкви многократно переезжали с места на место, так как обычно, решив строить новую церковь, селяне старую не разбирали, и предлагали кому-нибудь купить на самовывоз. Кому понадобилось везти церковь сюда аж с Карпат - ума не приложу, но с историками не спорю:

18.


Гуцульские церкви похожи на подольские - тоже в основном пятисрубные, тоже явно расчитанные на оборону, но только если в Подолии храмы по-степному приземистые, то в Гуцульщине - по-горянски высокие. Как например церковь Рождества Богородицы (1654-57) в Ворохте:

19.


Есть в гуцульских церквях даже что-то скандинавское, местами они напоминают ни то ставкирки, ни то варяжские чертоги. Вот скажем Михайловская церковь (1844) в Яремче:

20.


А Успенская церковь в Верховине (конец 18в.) - едва ли не крупнейшая во всей Западной Украине:

21.


Здесь хорошо видна и местная мода - обшивать деревянные храмы металлическими листами с чеканкой. Причём это не политика епархий и митрополий, а самое что ни на есть народное поветрие, этакий феномен украинского села рубежа 20-21 веков. Выглядит, конечно, не аутентично - но самобытно:

22.


Вот ещё гуцульская церковь в селе Красник, по дороге из Верховины на гору Поп Иван. Украинском деревянному зодчеству определённо не хватает ландшафтности, и Гуцульщина тут - хорошее исключение, церкви идеально вписаны в горный пейзаж:

23.


Кроме того, в Гуцульщине (в отличие от равнинных районов) много и деревянных часовен:

24.


25.


Из Гуцульщины спустимся не в Подолию, а в Галицию - "ядро" всей Червонной Руси, вокруг которого вертятся прочие исторические области. Галичина и деревянных церквей сохранила больше всего: не знаю статистики, но попадаются они тут постоянно, даже если специально не искать. Как и на Востоке, тут наиболее популярны "трёхсрубки", но бросается в глаза иная форма завершений и более динамичные силуэты. Сферический в вакууме образец - Троицкая церковь (1720) в Жолкве:

26.


Витражи - довольно распространённый элемент галицких храмов:

26а.


Какие-то неопознанные церкви между Галичем и Ивано-Франковском:

27.


28.


Довольно странная церквушка Параскевы Пятницы (1760) на кладбище города-призрака Белз на самом деле просто калека - один из её срубов был разобран в ХХ веке:

29.


Но сразу два шедевра галицкого зодчества затерялись в предместьях Дрогобыча - города средневековых солеваров и нефтяников 19 века. Эти церкви строились солеварами, и свидетельствуют о былом богатстве. Крестовоздвиженская (1713) имеет довольно необычные пирамидальные завершения, да ещё и звонницу над входом - явное бойковское влияние:

30.


А церковь Святого Юра едва ли не 15 века постройки - типичнейший галицкий храм, но гораздо сложнее и крупнее любой другой деревянной церкви во всей Галичине.

31.


Внутри ещё и росписи сохранились. В отличие от России, Украина довольно бедна деревянной резьбой, но в 16-17 веках здесь достигла расцвета роспись по дереву, сугубо народная, и этим прекрасная:

32.


В Дрогобычской церкви ещё и комплекс этих росписей сохранился лучше всего:

33.


Звонница. Думаю, вы уже обратили внимание, что звонницы украинских церквей почти всегда стоят отдельно, и почти всегда достааточно громоздкие. Видимо, к ним просто не относились как к эстетическому элементу, и не стремились украсить больше, чем, например, мельницы или амбары. Пары "церковь-звонница" тут кто-то метко окрестил "Красавица и Чудовище":

34.


Снова поднимаемся в горы. Над Галицией жили бойки - горцы, чью родословную возводят к кельтам. Впрочем, о бойках я уже писал в постах про Розлуч и Турку, и повторять всё это мне просто лень. А бойковский вариант "трёхсрубки" пожалуй самый нетривиальный - лучше всего его характеризует один из комментариев "Я думал, православные китайцы или корейцы строили!". Многоярусные срубы - это же чистые пагоды! Как например у Никольской церкви (1761) во львовском скансене Шевченковский Гай:

35.


У горцев появляется и какая-никакая резьба - как мне показалось, влияние соседнего Марамороша:

36.


Впрочем, у бойковских церквей "пагоды" чаще всего ещё и пирамидальной формы - как например у церкви Рождества Богородицы (1874) в Розлуче. Интересно и то, что расцвет "бойковской школы" пришёлся не на 17-18 века (как во всей остальной Украине), а на конец 19-го:

37.


Мне эти церкви-пагоды в горном пейзаже напоминают о Царстве Пресвитера Иоанна - мифической стране, основанной в Средней Азии христианами, крестившими местный народ. К слову, мечети в форме пагод там правда есть, да и несторианские храмы ещё как строились - и они вполне могли быть деревянными...

38.


"Пагоды" изнутри:

39.


Ещё пара церквей 18 века в окрестностях Турки - тут у "пагод" меньше ярусов, но облик всё равно узнаётся:

40.


41.


Впрочем, от настоящих пагод у бойковских церквей есть кардинальное отличие: пагоды в основном каркасные, а эти храмы - срубные, то есть сложены из горизонтальных брёвен. Но снаружи, под тёсовой общивкой, этого не видно.
И опять же часовенки - как например вот эта, перенесённая в Шевченковский Гай:

42.


Ещё западнее Бойковщины находилась Лемковщина, нависавшая уже над Малопольшей. Тем не менее, жили там украинцы, лемки, в 1944-47 годах депортированные поляками. Говорят, хорошие бизнесмены и артисты, но вне родной земли и родную культуру они сохранили только искусственно. Большинство сохранившихся церквей "лемковской школы" ныне в Польше и Словакии, Украине же их досталось всего три, причём две - в музеях (третья - в закарпатском городке Свалява). В Шевченском Гае - церковь Владимира и Ольги (1831) из села Котань на территории Польши:

43.


Пожалуй, это самая обособленная школа украинского деревянного зодчества, ещё один шаг - и начинается зодчество уже не украинское. Те же три сруба стоят не "волной", а "лесенкой", понижаясь к алтарю. Звонницы - уже не отдельные, а над входом, как в польских деревянных костёлах или церквях Марамуреша. Ярусные кровли, как у бойков, и барочные главки... Пара таких церквей попала даже под охрану ЮНЕСКО. Вот ещё одна украинская - Михайловская (1777) в ужгородском скансене:

44.


45.


Ну и последняя, не менее обособленная, а может даже уже и не украинская по своему облику школа - буковинская. На Буковине под османским игом, которое было особенно жестоко именно к православным, сформировалась "церковь хатного типа":

46.


Специфические черты храмы утрачивают именно в условиях гонений - как пример, синагоги, татарские мечети (изба с минаретом), старообрядческие церкви (изба с главкой)... Главными достоинствами храма становятся незаметность и восстановимость. ОНИ же всё равно его сожгут - зачем тогда пытаться сделать его красивее? И тем не менее, на Буковине сохранились едва ли не сотни таких вот хаток, в том числе в самих Черновцах - скажем, Старая Никольская церковь в одном квартале от Новой (более известной как "Пьяная церковь"):

47.


Но при этом обратие внимание на три крестика наверху. Те же три сруба - только под одной крышей:

48.


Внутри церкви-хаты в черновицком скансене на Горече:

49.


А это уже Марамуреш, Трансильвания. Видите разницу?

50.


А в качестве бонуса - привет с Донбасса. Здесь, в Святогорске, не так давно появился храм в лучших традициях Русского Севера. Чтоб было наглядно видно, чем отличается деревянная Украина от своих соседей с обеих сторон.

51.


О происхождении украинских трёхсрубных церквей я никакой вразумительной информации не нашёл - буду рад, если кто объяснит. Старейшая деревянная церковь во всей Украине (1428) находится в селе Среднее Водяное - в Марамуреше, а где старейшая "трёхсрубка", даже не знаю, но это тоже 15 век. А современные реалии тут почти те же, что в России - конечно, из-за повальной религиозности и людности они хоть не гниют заброшенными, но горят и евроремонтятся похуже, чем у нас - говорят, Закарпатье за последние 20 лет потеряло больше деревянных церквей, чем в советское время.
Вот здесь - самый подробный каталог деревянных церквей Украины.

P.S.
Если кто захочет срвнить - а вот деревянная Россия, очень кратко.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала на Галагов.
Ужгород. Старый город.
Ужгород. Замок и скансен.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкий замок.
Комитат Берег
Мукачево. Николаевский монастырь.
Мукачево. Старый город.
Мукачево. Замок Паланок.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка. Базар-вокзал и депо.
Боржавская узкоколейка. Поездка до Хмельника.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава. Скансен и село.
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина, или Путь наверх.
Яремча.
Ворохта.
Верховина и гора Поп Иван..
Покутье. Коломыя.

гуцулы, дорожное, ВКЛ, "Другая сторона", бойки, Западная Украина, лемки, украинцы, этнография, деревянное

Previous post Next post
Up