Боржавская узкоколейка. Часть 2: поездка в Хмельник

Jul 30, 2012 15:21



Итак, в прошлой части я кратко изложил историю и географию Боржавской узкоколейки, выложил её расписание, показал депо в Берегове и базар-вокзал в Виноградове, для этнографа-любителя представляющий не меньшей интерес, чем для транспортника. Ну а теперь с этого самого базар-вокзала поедем в Хмельник - такое странное место вне населённых пунктов, откуда рельсы колеи 750мм расходятся по трём направлениям - к вокзалам Виноградова и Иршавы и депо Берегова.


Для начала ещё раз покажу поезд, на котором поедем. Вот он - вечером (когда базар рассосался) на виноградовском вокзале. Тепловоз ТУ2 конца 1950-х годов - красивая, надёжная и не такая уж редкая, не смотря на возраст, машина, и вагончики ПВ40, коих с 1955 года Демиховский и Камбарский заводы наклепали около 7000 штук. Сейчас, когда узкоколейки стали такой редкостью и экзотикой, сложно поверить, что каких-то 40 лет назад их общая протяжённость в СССР едва ли не превосходила железные дороги стандартной колеи, и такой парк выгонов был востребован.

2.


А это уже утром. Пока ещё пустой вагон, за окнами кипит базар-вокзал. На самом деле так себе: вагончик грязный, тесный и душный. Окна в нём последнийи раз мыли, наверное, ещё при советской власти, да вдобавок они не открываются. 20 километров до Хмельника ехать чуть меньше часа:

3.


И тем не менее, узкоколейка живёт! Мне не пришло в голову ни о чём расспрашивать машиниста, как не пришло бы в голову расспрашивать машиниста подмосковной электрички. И хотя в любое из сёл без проблем можно доехать маршруткой, здесь часто нет сидячих мест, а иногда бывает и столпотворение. Это удивительно: "Укрзализница" гораздо беднее РЖД, вагоны её дальних поездов в основном в плачевном состояниии, многие маршруты были отменены под предлогом оптимизации расходов.... и при этом она содержит три пассажирских узкоколейки! Пока содержит...

А между тем поезд тронулся, продрался через базар, прошёл у подножья элеватора (всё это в прошлом посте) и поплёлся через окраины Виноградова. Узкоколейку, к слову, переезжает и маршуртка со стороны Берегова.

4.


Я ехал во втором вагоне и снимал через щель между вагонов. Куривший рядом дядька мне объяснил, что в первом вагоне боковые двери нараспашку. Я перелез туда (именно "перелез", опираясь на эти поручни) - не обманул. В тамбуре первого вагона я и ехал до самого Хмельника. Виноградов закончился, и потянулся нормальный закарпатский пейзаж - пышные поля и далёкие горы:

5.


Хотя не всегда далёкие, на самом деле:

6.


И сёла под черепичными крышами:

7.


Церкви - в основном вдалеке, в сёлах, куда поезд не заходит:

8.


Окном к окну:

9.


Первый перегон - самый долгий (около получаса) и занудный. На самом деле тут всего-то 7-8 километров, но на них приходится половина путевого времени. В кадре, кстати, вокзал - только вывеску закрывает дерево. А так ведь и не скажешь...

10.


Едем дальше. Лучшие кадры получаются с подножки вагона - только главное держаться! Отношение к фотосъёмке тут такое же пофигистическое, как и во всём Закарпатье, туристы здесь бывают частенько, причём в основном из Европы.

11.


Хмельное поле да церквушка в селе Чёрный Поток:

12.


До Чёрного Потока ехали ещё минут 10. Пассажиры ровно те же, что и на маршрутках. Но зато как всё солидно - это полноценная станция Львовской железной дороги, на сайте которой можно узнать и расписание.

13.


Чёрный Поток запомнился мне в первую очередь своими теплицами:

14.


Квартальчик на выезде. А ведь когда-то такой была вся Европа...

15.


Поля, кажется, гречихи между Чёрным Потоком и Шаланками:

16.


Мостик через речку Салва:

17.


Предпоследний пункт - мадьярское село Шаланки, над которым хорошо виден готический шпиль Реформатской церкви... между прочим, 14 века. От Берегова до Хуста средневековых церквей наберётся штук пять как минимум.

18.


Забитый вокзальчик в Шаланках:

19.


Продолжаем путь - до Хмельника остались считанные километры. А здесь у обочины пути стоял мужик в красной майке и натурально стопил поезд. Поезд таки притормозил до такой скорости, на которой в него можно влезть. Впрочем, на Тумской узкоколейке, пролегавшей через глухие леса без населённых пунктов, это в 2006 году было массовым явлением. Но то 2006-й, а сейчас нет уже и самой Тумской узкоколейки...

20.


Напротив Шаланок - гора Гельмец (367м):

21.


Иногда поезд влезает в достаточно густые кусты, ветки скребут по стенам и вполне могут огреть по лицу:

22.


Снова поле и далёкие горы с карьером. Собственно, за этими горами в 11 километрах отсюда по прямой и стоит Иршава, куда я так и не добрался... впрочем, в самой Иршаве смотреть особо не на что, а вот сёла Иршавского района выше по горам зачастую небезыинтересны:

23.


А впереди мост и ржавый, но ещё не растерявший стати семафор:

24.


Мост, как я понимаю, ещё австро-венгерский, где-то между 1908 и 1912 годами:

25.


Речка Боржава, которой узкоколейка обязана своим нефоциальным названием. А вот в село Боржава близ Берегова она давно не заходит:

26.


Красивый мост. Рыбак ждёт прохождения поезда. Жаль, рука дрогнула и сфокусировался не там, куда целился:

27.


Чуть дальше справа по ходу движения - заброшенная котельная, судя по всему строили чехословаки с их любовью к кубизму:

28.


Ну, вот мы и в Хмельнике!

29.


Миниатюрный вокзальчик. На окошко приколочено расписание, которое я показыал в прошлой части. Из него, правда, следует, что мой поезд идёт до Иршавы... но видимо не каждый день, а регулярность в расписании не отмечена! Как бы то ни было, в Хмельнике у меня было минут 10 - локомотив перецепляется и поезд уходит обратно.

30.


Но сам по себе Хмельник - место действительно интересное. Отгороженный от внешнего мира густым лесом, удалённый от соседних сёл с любой стороны на несколько километров, он выглядит уголком какого-то параллельного мира. А кроме того, если где-то на Украине будут делать музей узкоколейных железных дорог по типу нашего в Переславле-Залесском, в Хмельнике сформировалось полноценное фондохранилище.

31.


По сведениям mishabanych, теплушки ещё несколько лет назад были на ходу. Жаль, что мне не повезло на них прокатиться...

32.


Целая галерея "Пафаваг" - польских (Вроцлав) вагонов, строившихся в конце 1950-х специально для СССР, и поставленных на советский узкоколейки в количестве 560 штук. Идеальный узкоколейный состав - это "Пафаваги" под ТУ2, но более распространённый - ПВ40 под ТУ7. Где, кроме Детских железных дорог, такие работают - увы, не знаю...

33.


Зато здесь можно познакомиться с их интерьерами - они явно были куда комфортабельнее демиховских вагонов:

34.


Даже с туалетом:

35.


И салоны куда как просторнее:

36.


Даже не уходящая, а почти ушедшая эпоха...

37.


До конца "галереи" я так и не дошёл - она уходила за поворот в сторону Иршавы:

38.


Надо было возвращаться - локомотив начал перецепку, и я предпочёл находиться в его прямой видимости:

39.


Стрелки тут, кстати, переводят в ручную, но почему-то удачных кадров с ними у меня не нашлось. Настоящей достопримечательностью Хмельника для меня стала могучая рыжая баба-стрелочница, запечатлённая на вводном кадре - эталон красоты по-старославянски ("Коня на скаку остановит..." и далее по тексту). А ещё в перспективе виден отворот на Берегово. Вот сходит сегодня наш локомотив ещё пару раз туда-обратно - и уйдёт в этот отворот:

40.


На обратном пути не фотографировал - просто устроился на сидение у двери, чтобы задувало снаружи, и так, не вставая, и ехал, слушая неповторимые узкоколейные стук и скрип - на всех трёх УЖД, где я был, они мне запомнились больше всего. Из тех двух одной уже нет, другой жить осталось где-то полтора года. И эта дорога может исчезнуть в любой момент: сегодня - 4 рейса в день, а завтра - росчерк пера в Киеве...

Ну а у меня впереди - загадочный Мараморош, самый глухой угол Трансильвании, а стало быть и всей Европы.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала на Галагов.
Ужгород. Старый город.
Ужгород. Замок и скансен.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкий замок.
Комитат Берег
Мукачево. Николаевский монастырь.
Мукачево. Старый город.
Мукачево. Замок Паланок.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка. Базар-вокзал и депо.
Боржавская узкоколейка. Поездка до Хмельника.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава. Скансен и село.
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина, или Путь наверх.
Яремча.
Ворохта.
Верховина и гора Поп Иван..
Покутье. Коломыя.
.

железнодорожное, дорожное, "Другая сторона", Боржавская УЖД, транспорт, Западная Украина, Закарпатская область, узкоколейки

Previous post Next post
Up