На Украине действуют ещё три пассажирских узкоколейки, где старенькие вагончики таскают не менее старенькие ТУ2. И всё на них, как на старшем брате, - расписание, дежурные по станциям, проводники..
..в Виноградове мы ощутили настоящую весну в конце января - было около 10 градусов тепла, солнечно, ветер динамично подгонял маленькие тучки по небу.
По побитой брусчатке колесили старые советские машины, дети ныне болеющего ВАЗа.
Узкоколейка начинается замусоренным тупичком на привокзальной площади. Вообще такое начало выглядит очень забавно - ржавые рельсы среди брусчатки и грязи, без платформы и каких-либо знаков. Только примиське розклад руху сообщает, что есть здесь поезда до Иршавы и Хмельника.
В этот день на площади был базар, сконцентрировавшийся вокруг нашего поезда, почему-то повёрнутого тепловозом в сторону тупика (он перецепился перед самым отправлением). Подкрадывались сомнения - уж не памятник ли этот поезд, обложенный, как цветами, разнейшими шмотками и запчастями.
Виноградов - приграничный город. Потому мы со своими рюкзаками и фотоаппаратами не остались без внимания местной ментиции. Дошло до отпечатков пальцев, что я вообще делал впервые. Из-за этого мы боялись опоздать на поезд, но он явно никуда не торопился, откладывая своё отправление.
УЖД в сторону Олешника:
Локомотив и все вагоны (в числе них старый-старый деревянный грузовой) были забрызганы маслом, которое с лёгкостью миновало фильтры тепловоза. Проводник протирал ручки вагонов тряпкой, но это не помогало - бабушки хватались за них и улыбчиво ругались на мазюку. А нам только хорошо, ибо на руках остались неплохие следы от отпечатков.
Грузовой вагон из старых вестернов наполнялся велосипедами и тюками:
Пока мы ждали отправления, на широкую колею прибыл пригородный Д1:
Но вот ТУ2 отцепился и стал пробираться через базарные развалы, чтобы прицепиться с другой стороны поезда. Народ стал забираться в вагоны и неплохо в этом постарался - мне пришлось ехать в тесноте в тамбуре.
Сцепка вагона и локомотива:
До остановки в Олешнике я ехал в тамбуре с несколькими местными мужиками, которые разговаривали на суржике. Очень интересно было их слушать, хотя я ничего не понимал. Один из них был явно с мадьярскими корнями.
Никогда до этого не мог себе представить такое количество народу в узкоколейном вагоне. Тамбур был чёрен от масла, окно тоже было в масле, так что оставалось ловить звуки перестука колёс и смотреть поверх голов на поля.
Но вот и Олешник - здесь многие пассажиры сошли, так что мы вздохнули свободнее и стали наслаждаться поездкой..
Тёплая погода, неспешная поездка, поля кругом - что ещё надо для счастья! За дверью звонко ухали колёса, пролетала пожухлая трава..
Поезд-поезд:
Очередная остановка, где грузный машинист вылазит из окна миниатюрного локомотива. Ему бы магистральные тепловозы водить!
Замасленный тамбур:
Поля постепенно сменяются холмистой местностью - так незаметно начинаются Карпаты:
Прекрасная железнодорожная картина: станционный домик, табличка и велосипед.
После Шаланок мы ехали почти в пустом вагоне до Хмельника - станции, где соединяются ветки до Берегова и Виноградова, чтобы дальше направится в Иршаву и Кушницу. Пассажирские поезда соединяют только Виноградов, Хмельник и Иршаву.
Я уже совсем закайфовал - ел булку и смотрел, как хлопают туда-сюда двери, а за ними вагон и тепловоз обмениваются фразами: ту-дух-ту-дух? дудух-дудух!
Click to view
Хмельник оказался сказочным местом. Здесь живёт одна семья - станционного смотрителя. На путях стоят старые пафаваги, уютно "опираясь" на холмик. Вся инфраструктура сохранилась ещё с австро-венгерских времён, когда и была построена узкоколейка..
Раньше по дороге возили и грузы, а сейчас платформы стоят почти без дела:
Старые пафаваги:
Станция Хмельник. Дивное место!
Наш тепловоз уже маневрировал, чтобы перецепиться с другой стороны и поехать обратно в Виноградов. Ручные стрелки переводила милая девушка, видимо, живущая здесь на станции:
...
Старинная мадьярская ручная стрелка, 1909 год:
Прошло минут 10, нам уже пора обратно. Сейчас вот смотрю фотографии и понимаю, что мог бы проторчать в этом месте очень долго - такое оно душевное..
За станцией находится капитальный австро-венгерский железобетонный арочный мост, а за ним входной семафор:
Путь открыт!
В этот раз мы решили ехать эконом-классом и взяли билеты в деревянный грузовой вагон. Двери в нём не закрываются, так что можно спокойно сидеть и смотреть на поля.
...
Click to view
К нам пришёл проводник в опрятной форме, с трубкой и усами. Молча дал билеты, а затем вернулся с картонкой, чтобы мы не сидели на дереве. Настоящий проводник! Сразу видна душа в человеке.
Да-а..
Потом к нам подсели местные жители с велосипедами и мешками с картошкой. Один из них вдруг спросил меня, не музыкант ли я. Нет, вроде не наблюдалось за мной такого. Поговорили о музыкальных вкусах. Дядя, кажется, любил рок. Так и ехали мы в этом спокойном вестерне, с велосипедами и картошкой.
Потом мужики сошли, а с ними и велосипеды, и картошка..
Мы приехали в Виноградов, где скоро должны были пересесть на Дизель до Тячива. ТУ2 сразу же стал переставляться - предстоял вечерний рейс:
Приехал Д1 с зелёным пластиком внутри. На нём мы доехали до Королёво, где была стыковка с поездом до Хуста. Мы снимали два Д1 на фоне гор, а рядом стоял с диском дежурный по станции с типичной венгерской внешностью. Каков же был культурен шок, когда он без акцента на русском рассказал о добрых местных ментах.
Мы пересели на другой дизель и неспеша поехали по приграничной одноколейной линии. Слева проплывали предгорья Карпат, справа шла автодорога, а за ней уже начиналась другая страна. Вечерело. Закат своей вечностью отражается в горной речушке, которая широко разлилась здесь при выходе на равнину. Проезжаем и её. Станции, посёлки. Уже стемнело. Где-то долго стоим в ожидании скрещивания со встречным поездом:
"Зупынка Тячив" - шипит динамик. Выходим, ищем в незнакомом городе в потёмках автостанцию. Она оказывается открыта и пуста. Расписание разводит руками и говорит, что последний автобус на Рахов уже ушёл. Спрашиваем у кассирши - может, всё-таки есть ещё? Она собралась было тоже разводить руками, но вдруг убежала в другую дверь, откуда появилась с другой милой девушкой. Я думаю, это были феи. Могут феи ведь работать в тячивской автостанции? Через три минуты подкатил автобус, и мы поехали в горы.
В сумерках фары освещали извилистую дорогу. Солотвино, Великий Бычков.. Карпаты! Их не видно, но по дороге чувствуется, что рядом река, а вверх уходят крутые склоны. Редкие огоньки отражаются в неспокойных водах Тисы, другие мелькают где-то наверху.. Совсем наверху.. Не звёзды ли это?
_____________________________________________________
спасибо за внимание