Тринадцатый. Часть 12. Экзотика и эксклюзив

Jun 11, 2019 12:38


все картинки кликабельны



12. Экзотика и эксклюзив

Обычно жадные издатели, которые не хотят платить иллюстраторам, заполняют обложки фантастических книг всевозможными космическими корабликами из стоков, но это не наш случай. Почему-то «Звёздный десант» практически обошёлся без корабликов. Есть парочка «Роджеров Янгов», но они, похоже, вырезаны из фильма, да и сканы скверного качества, поэтому их здесь не будет. Ещё есть десантные шлюпки, опять же из фильма, это совсем скучно, и есть вот такие футуристические леталки, в которых легко опознаются вертолёты без винтов:



2006 «Ace». Художник Steve Stone.

Но помимо космических корабликов и в дежурном портфеле издателей всегда были красивые космические пейзажи. Их лепят на любую фантастическую книгу, даже если сюжет никак не связан с космосом. Но в данном случае он связан, да ещё как. И корейский издатель Хайнлайна сразу сделал ставку на космос. В корейской библиографии «Десанта» есть вот такой пейзаж с непонятной «сукрутиной в три четверти» на переднем плане:



2014 «Hwang-geumgaji» («Золотая ветвь»). Художник неизвестен.

А немного раньше был краешек планеты в совершенно беспроигрышном ракурсе:



2003 «Haengboghanchaeg-ilg-gi» («Приятное чтение») серия SF №5. Художник неизвестен.

Картинка взята, понятно, из стоков. Её все любят использовать, не только корейцы.

Другой вариант оформления - с корабликом:



2003 «Haengboghanchaeg-ilg-gi» («Приятное чтение») серия SF №5. Художник неизвестен.

Откуда потырен этот звездолёт я, к сожалению не нашёл. Кстати, «Приятное чтение» - это то же самое издательство «Gryphon Books», которое позаимствовало на обложку космического паука у Джима Барнса, оно сменило вывеску после перерегистрации. Название сменилось, но политика издательства в отношении обложек осталась прежней. И, тем не менее, звездолёт с колечком жилого модуля - это огромный интеллектуальный прогресс оформителей, если вспомнить первые книги «Scribner’s» с хвостатыми морковками на обложке. Спасибо кубриковской «Одиссее», мысль дизайнеров наконец-то совершила технологический скачок в будущее. А некоторые заскочили так далеко, что опередили фантазию авторов на тысячи лет вперёд:



1984 «Mondadori». Художник Karel Thole.

Как говорят в таких случаях, «Хорошая картина. А что это?». А это такой итальянский омнибус: «Пасынки» + «Десант» + «Луна - суровая госпожа». Я думаю, Карел тут подпрыгнул выше головы, впихав в одну картинку на обложке все три романа.

Первое испанское издание тоже порадовало читателей картинами глубокого космоса:



1968. «Géminis» серия «S.A. Ciencia Ficción». Художник неизвестен.

Это первая книга серии «Научная Фантастика». В этой серии все книги вышли с такими же «иллюминаторами» и галактическими пейзажами, даже «Чужак» украсила какая-то туманность. Люди на обложках испанских изданий появились позже. Правда, очень маленькие и одинокие, как петух Карлссона.



1985 «Orbis» серия «Biblioteca de Ciencia Ficción» №3. Художник неизвестен.

От этой картины веет «Маленьким принцем» Экзюпери и философской меланхолией. В противоположность испанцам, греки предпочли более мажорное настроение, а люди на обложке греческого издания «Десанта» похожи на античных героев - они большие, жизнерадостные и очень брутальные:



1988 «Printa». Художник неизвестен.

Скан так себе, лучше смотреть картинку на оригинальном издании:



1984 «Berkley» серия «Spaceways» №15. Художник неизвестен.

Но вернёмся в космос. На обложке финского издания изображена космическая катастрофа!



1987 «Laissez Faire». Художник неизвестен.

Ещё одна катастрофа произошла на литовской обложке:



2009 «Bonus animus». Художник неизвестен.

Если приглядеться, можно увидеть за сполохами огня нечто крабообразное, но это не арахнид, потому что лапок маловато, а сочетание красного, белого и голубого цветов придают картине отчётливую политическую окраску. В общем, не понравилась мне литовская обложка, она какая-то слишком агрессивная. Самое время обратиться к строгим геометрическим решениям, на которых глаз отдыхает:



Художник Lorenzo Princi.

Такой книги никогда не было, этот концепт-дизайн обложки. Лоренцо рисует подобные картинки для своих обзоров на Blurb Hack. Раньше подобными креативными обложками меня радовала шведская «Бруна», но она куда-то запропастилась. Всё-таки издательский бизнес - рискованный род занятий. Бумажная книга умирает, но есть одна замечательная ниша, которая возможно, переживёт наше столетие. Это шикарно оформленные коллекционные издания. Например, с кожаным переплётом и золотым тиснением, как у «Вирджинии» или «Истон Пресс»:



2008 «Easton Press». Художник неизвестен.

Это издание теперь продаётся по цене не менее 200, и в сети что-то не видно сканов внутренних иллюстраций. Возможно их вообще нет. Поэтому мне куда интереснее было бы заглянуть внутрь вот этого эксклюзивного издания:




Подозреваю, это какой-то очень ограниченный тираж от «Вирджинии».

«Десант» так давно существует на книжном рынке, что уже появился спрос на его ретро-издания. А там, где есть спрос, есть и предложение. Например, стильная имитация ретро, которого не было:



2018 «Folio Society». Художник Steven Hickman.



2018 «Folio Society». Художник Steven Hickman.

Внутри всё тоже симпатично, шесть цветных иллюстраций, парочка на разворот и кучка ч/б в тексте:








Хоть я и не в восторге от Хикмана, но если не это, то какое-нибудь подобное издание за сто евро я бы поставил себе на полочку. Если, конечно, нашёл бы на полочке свободное место. Это, чорт побери, большая проблема! :( :( :(

Хикман в своём интервью много рассказывает о том, как он рисовал эти иллюстрации, но это не так интересно, как один очень показательный пассаж, который стоит тут привести:

«…Я нашел «Звёздный десант» в моей школьной библиотеке - это было где-то в 1962 или 1963 году. Я был неофитом, а «Звёздный десант» содержит множество социально-политических концепций, о которых у меня в то время, разумеется, не было собственного мнения, и которые, скорее всего, я не стал бы читать, если бы они не были представлены с энергией и убедительностью Хайнлайна. В любом случае они имеют смысл только в контексте межзвездных путешествий и силового противоборства с другими инопланетными расами… В этой книге меня очаровала одна вещь - то, как Хайнлайн использует принципы мобильности и огневой мощи…»

То, о чём говорит Стивен - типичное восприятие романа, которое массовый читатель получал и получает в подростковом возрасте, а затем проносит через всю оставшуюся жизнь: политические идеи «Десанта» - что-то далёкое от нашей реальности, из эпохи межзвёздных войн, а самая главная идея книги - мобильная силовая броня.

Примерно так же восприняли роман и в русскоязычном пространстве. Но о русскоязычном пространстве мы поговорим в другой раз. До скорого.




Окончание следует
.
Часть 0. Прелюдия. Предыстория (начало).
Часть 0. Предыстория (продолжение).
Часть 0. Предыстория (продолжение).
Часть 0. Предыстория (окончаниие).
Часть 1. Фашизм, сексизм, милитаризм.
Часть 2. Настолки и ролёвки.
Часть 3. Первая Компьютерная.
Часть 4. …и прочая мультимедия.
Часть 5. Экранизации (начало).
Часть 5. Экранизации (продолжение).
Часть 5. Экранизации (снова продолжение).
Часть 5. Экранизации (окончание).
Часть 6. Комиксы (начало).
Часть 6. Комиксы (окончание).
Часть 7. Вторая компьютерная. ХХ лет спустя.
Часть 8. Верхом на огненной метле.
Часть 9. Бронированные фантазии.
Часть 10. Яблочные семечки и воины цветов.
Часть 11. Октоподы.
Часть 12. Экзотика и эксклюзив. - You are here
Часть 13. Русский размер. .

картинки, Хайнлайн

Previous post Next post
Up