Тринадцатый. Часть 3, 4. Первая Компьютерная… и прочая мультимедия

Mar 20, 2019 21:25


все картинки кликабельны



3. Первая Компьютерная

Наступили восьмидесятые, в продаже появились персональные компьютеры, и, конечно же, Хайнлайны не смогли пройти мимо и тут же купили себе по компьютеру, а компьютеры не могли пройти мимо Хайнлайна и тут же включили его в оборот - в 1982 году к нему обратилась компания «Tandy Corporation». Кстати, я помню это название - по старым-старым компьютерным игрушкам, которые при запуске спрашивали, какая у меня «видяха»: EGA, VGA или Tandy-1000.




Сейчас про «Tandy», наверное уже позабыли, хотя в своё время компания выпустила в мир таких монстров как «Тетрис» и «Арканоид». А в 1982 году эта компания выпустила в мир игрушку «Klendathu», созданную по мотивам «Звёздного десанта». В знак благодарности корпорация прислала Хайнлайну цветной дисплей для его компьютера. Кажется, я об этом писал где-то в главе про «Фрайди».

Игрушка, созданная дизайнером Лео Кристоферсоном, погружала вас в атмосферу жуткой битвы за Клендату. А выжить в ней вам помогала вот такая инструкция:





Да ладно, шучу. Какие там инструкции к шутеру восемьдесят второго года? Напомню, что даже «Digger» вышел лишь через год, а «Abrams» и «Airborne Ranger» - шесть лет спустя. Графика была соответственная:




В общем, это была тупая аркада, но с обрамлением. Так сказать, две части, стратегическая и тактическая. В первой, «стратегической», части вы выбираете точку высадки:




Во второй части, которая представляет собой «шутер от первого лица», вы пытаетесь загасить как можно больше набегающих отовсюду жуков-воинов и жучиных королев:




Проблема, как и в романе, в том, что по внешнему виду «воины» не отличаются от безвредных «рабочих», а боеприпасов мало, и энергия боевого скафандра выдерживает счётное число попаданий (а жуки-воины не просто набигают, но и шмаляют почём зря). Кстати, в «Клендату» можно было играть даже вдвоём - в общем, это была продвинутая игрушка с элементами РПГ: после трёх десантов игрок мог выйти в отставку и насладиться количеством заработанных очков.

Ну, вы уже поняли, что слова «стратегия» и «шутер» я написал в кавычках, потому что всерьёз говорить о стратегии, играя в крестики-нолики на поле 4х7 клеточек, не приходится, а стрелять, двигая прицел кнопками курсора по тем же 28 клеточкам - развлечение то ещё. Возможно, по этой причине игра не пользовалась чересчур бешеной популярностью, и второй заход акул игрового бизнеса во вселенную космодесанта случился лишь двадцать лет спустя.



4. …и прочая мультимедия

Рассказ об игрушках по «Звёздному десанту» был бы не полон без упоминания одной книги. Долгое время я думал, что это обычный фанфик-приквел, но действительность оказалась несколько интереснее.



1987, «Ace», серия «Combat Command». Автор Mark Acres «Shines the Name». Художник неизвестен.

На обложке мы видим странное - бравые десантники высаживаются не в капсулах, а на капсулах. Но самое главное не на обложке, а под ней. На самом деле «Combat Command» - это серия гипертекстовых книг-игрушек, созданных на базе и по мотивам известных фантастических книг, таких как «Властелин колец», «Хроник Эмбера» и т.д. В книге имелся сюжет, разбитый на отрезки ключевыми событиями, начиная с этих точек, сюжет мог разветвляться и идти несколькими параллельными линиями. Выбор альтернативы мог рассчитываться по таблице значений, с помощью кубика, как в настольных играх, или просто определяться решением читателя. В любом случае, далее он должен был следовать той дорожке, на которую попал, то есть переходить на указанную по сноске главу. Вы, конечно, читали «Игру в классики» Кортасара, поэтому должны представлять себе, как это делается.

Ну а помимо игрушек, франшиза «Десанта» прирастала музыкой. Вот как это происходило. Однажды некий водитель грузовика, Джон Рой Андерсон, вернулся поздним вечером после смены домой и тут же занялся прочисткой своих чакр от скопившейся за день мирской скверны.




Но не успел он раскурить первую, как к нему приступили дети и потребовали объяснить смысл прихода Бохисаттвы с юга. «Господи, дети! - взмолился Джон. - Давайте я вам лучше книжку почитаю». Его рука неуверенно пошарила по книжной полке и выхватила первую попавшуюся книгу. Ей оказался «Звёздный десант». Как она попала в его дом, Джон не знал. Возможно, это был не его дом. Как бы то ни было, он прочитал её от корки до корки, а потом книга кончилась и Cannabis sativa subsp. indica тоже кончилась, и Джон оказался где-то совсем в Другом Месте. Потом были ещё какие-то события, прошли годы, и Джон неожиданно оказался фронтменом группы «Yes».




Когда музыканты «Yes» в очередной раз затеяли играть в музыкальное буриме, Джон придумал к нему отличное название: «Starship Trooper». Правда, к тому моменту он уже сильно подзабыл, кто такой этот «Звёздный Десантник», и думал что это некая ипостась Небесного Ангела-хранителя Матери-Земли, который оберегает её от ошибок. То есть, от жуков. Нет, какие жуки? Жуки-пауки… что за гадость… Он просто оберегает Её, понятно? Это поиски Бога в себе и… ну, в общем, вы поняли. Примерно в таком духе Джон и написал текст к созданному в 1973 году «йесовцами» буриме. Иногда мне кажется, что Андерсон годами пытался переплюнуть Питера Синфилда по части зауми, а иногда кажется, что он просто по природе настолько светлый и воздушный человек, что его стихи похожи на бесплотные облачка, которые способны удержать в себе только капельку поэтического тумана, но не спосоны удержать ничего весомого или вещественного, наподобие сюжета или смысла. В конце концов, голос Джона - это просто ещё один музыкальный инструмент, какая разница, о чём он там поёт? Вы можете послушать его по ссылке на тюбике (по-моему, в этом зальнике - самый лучший вариант исполнения йесовского «Трупера»):

https://www.youtube.com/watch?v=-Jhk5MEugJY

Второй музыкальный заход на бравых десантников сделала в 1979 году совсем юная Сарочка Брайтман. В то время ей было всего восемнадцать, и старый козё суперстар Эндрю Ллойд Уэббер ещё не положил на неё глаз. Хотя, на мой взгляд, оно того стоило:




Сара тогда зажигательно запевала в одной пошлой диско-группе с пошлым названием «Жареная сплетня», первым и последним хитом которой стала пошлая «I Lost my Heart to a Starship Trooper». На самом деле песенка была навеяна по большей части не Хайнлайном, а «Звёздными войнами», «Флэшем Гордоном», но более всего - избытком гормонов в крови. В ней нет ни слова о жуках и Клендату, зато много поётся о том, что «моё тело остро нуждается в близких контактах третьего вида» и «если хочешь взять меня, делай это побыстрей». В прошлом героиня песни натерпелась разного (Дарт Вейдер изгнал бедняжку на Марс, а чортов Флэш Гордон однажды утром, не прощаясь, сбежал от неё на звёзды), но теперь-то она нашла то, что искала, и пусть всё летит ко всем чертям - её сердце принадлежит звёздному десантнику, с которым она готова устремиться в бездны галактик, сражаться во славу Федерации и познать глубины иного свойства, кстати, детка, выруби эту чортову аппаратуру и особенно дурацкое радио - они там всё время что-то бормочут…

Радио:
«Ground control to major Tom,
Your circuit's dead, there's something wrong
Can you hear me, major Tom?
Can you hear me, major Tom?
Can you hear me, major Tom?»

Ну или типа того. Послушайте и посмотрите сами - Sarah Brightman Hot Gossip «I Lost My Heart To A Starship Trooper»:

https://www.youtube.com/watch?v=xKtJobLOVYQ

Я не думаю, что Хайнлайн когда-либо слышал эти песни, в доступной части его архива их упоминаний нет. Боюсь подумать, что бы он мог сказать по их поводу. Но все эти песенки и игрушечки были не более чем случайными спорадическими всплесками мультимедийного пространства, трепещущего в предвкушении основного блюда. Оно появилось на свет чуть позже, уже после смерти писателя - и вслед за ним широким потоком попёрла основная масса мультимедии. Но о ней чуть позже.

Продолжение следует
.
Часть 0. Прелюдия. Предыстория (начало).
Часть 0. Предыстория (продолжение).
Часть 0. Предыстория (продолжение).
Часть 0. Предыстория (окончаниие).
Часть 1. Фашизм, сексизм, милитаризм.
Часть 2. Настолки и ролёвки.
Часть 3. Первая Компьютерная. - You are here
Часть 4. …и прочая мультимедия.
Часть 5. Экранизации (начало).
Часть 5. Экранизации (продолжение).
Часть 5. Экранизации (снова продолжение).
Часть 5. Экранизации (окончание).
Часть 6. Комиксы (начало).
Часть 6. Комиксы (окончание).
Часть 7. Вторая компьютерная. ХХ лет спустя.
Часть 8. Верхом на огненной метле.
Часть 9. Бронированные фантазии.
Часть 10. Яблочные семечки и воины цветов.
Часть 11. Октоподы.
Часть 12. Экзотика и эксклюзив.
Часть 13. Русский размер. .

картинки, Хайнлайн

Previous post Next post
Up