Про стокгольмский метрополитен слышал много. С точки зрения стороннего туриста, не отягащённого техническими подробностями, привлекало, конечно, оформление станций: интерьеры, образы и краски. В этом плане шведская столичная подземка обещала много интересного.
Аналогом знакомой москвичам буквы "М" в Стокгольме выступает "T": T-bana (тюннельбана). Метро в столице Швеции относительно молодо, ведёт свою историю с 1950 года. Половина станций подземные, половина - наземные. При проектировании и строительстве первоначально упор ставился исключительно на функциональность, и только позже в неё стали вплетать эстетическую составляющую. Поэтому самая первая, зелёная ветка получилась простой и незатейливой, примерно как безликие "Проспект Вернадского", "Профсоюзная" и прочие станции Московского метрополитена, строившиеся в 70-е/80-е годы.
Вторая, красная ветка, уже более интересна. Тут есть на что посмотреть и в центре, и ближе к окраинам.
И, наконец, последняя и самая новая, синяя ветка. Вот она уже строилась не только как транспортная составляющая, но и как произведение искусства.
Времени на всё было часа 2-2,5, так что пришлось ограничиться буквально несколькими наиболее колоритными станциями красной и синей веток, расположенными ближе к центру (все три ветки сходятся на станции "T-Centralen" у железнодорожного вокзала, совсем рядом с Гамла Стан).
С оплатой проезда на T-bana не всё так просто: город разделён на три зоны, оплачиваемые разным количеством приобретаемых купонов, действующих в пределах определённого времени (час/два). Чтобы не решать этот сканворд, мы решили купить проездной на сутки, дабы не привязываться ни ко времени, ни к зонам, ни к количеству входов/выходов в метро. Такие проездные (SL-kort) продаются у входа в метро. В сети советуют приобретать их не у кассира на входе, а в киосках "Pressbyrå", расположенных тут же. Но контролёр на входе и сам всегда подскажет наиболее выгодный вариант. Нам он тут же разъяснил (на английском, на котором и спрашивали), что если покупать у него, это будет пластиковая карта стоимостью 140 крон, но если нас устроит обычная картонная, то в соседнем киоске можно взять её за 120. Так и сделали, получив на руки карточку стандартного размера, как в московском метро, только чёрную. Её используют и при входе, и при выходе, так же прикладывая к турникету.
Было воскресенье, утро и народу в подземке мало - самое удобное время для съёмки. Пройдя турникет и разобравшись с системой навигации по станциям, мы на два с лишним часа погрузились в мир стокгольмской подземки.
Все подземные станции вырублены в скальной породе и своды минимально декорированы, в лучшем случае покрашены, так что создаётся впечатление, что ты внутри пещеры. Интересно, что на каждой станции в виде напольного знака указывается направление север/юг.
Станции проезжали разные, и более зрелищные, и попроще. Но те, на которых останавливались и рассмотрели подробнее, впечатлили. Не зря T-bana называют самой длинной в мире художественной галереей.
Ниже - несколько фото по нескольким станциям.
Universitetet (Университет, красная ветка)
Основные темы оформления: "Декларация ООН по правам человека" и "Карл Линней". Автор - архитектор Франсуа Шейн.
Tekniska högskolan (Технологический институт, красная ветка)
Основные темы оформления: законы природы и известные учёные. Автор - художник Леннарт Мёрк.
Stadion (Стадион, красная ветка)
Художественное оформление: Оке Палларп, Энно Халлек и Ларс Эрик Фальк. В 1973 году станция Stadion вместе с Tekniska högskolan получила приз Шведской ассоциации архитекторов.
T-Centralen (Центральная, синяя ветка)
Её оформлением занималась целая группа художников.
Västra skogen (Западный лес, синяя ветка)
Автор оформления - художник Сиверт Линдблом.
Solna centrum (Сольна-центр, синяя ветка)
Темы оформления: охрана окружающей среды и социальные проблемы. Авторы: художник Карл-Олаф Бьёрк и актёр Андерс Оберг.
Kungsträdgården (Королевский сад, синяя ветка)
Тема оформления навеяна античными мотивами. Автор - художник Ульрик Сэмуэльсон.
Впечатления от метро потрясающие. Это не Московский метрополитен, тот прекрасен по-своему. Тут же чувствуется извечное стремление скандинавов быть ближе к природе, её формам и мотивам.
Все темы Балтийского лета:
00.
Маршрут01.
Хельсинки02.
Паром03.
Стокгольм04. Стокгольмское метро
05.
Мальмё06.
Копенгаген07.
Замки Дании (Фредериксборг и Кронборг)08.
Роскилле09.
Музей кораблей викингов10.
Оденсе11.
Замок Эгесков12.
Музей автомобилей13.
Рибе14.
Остров Рёмё15.
Мёгельтёнер (замок Шакенборг) 16.
Гамбург17.
Любек18.
Висмар19.
Шверин20.
Последний день