Балтийское лето. 04 - Стокгольмское метро

Sep 27, 2017 12:26




Про стокгольмский метрополитен слышал много. С точки зрения стороннего туриста, не отягащённого техническими подробностями, привлекало, конечно, оформление станций: интерьеры, образы и краски. В этом плане шведская столичная подземка обещала много интересного.



Аналогом знакомой москвичам буквы "М" в Стокгольме выступает "T": T-bana (тюннельбана). Метро в столице Швеции относительно молодо, ведёт свою историю с 1950 года. Половина станций подземные, половина - наземные. При проектировании и строительстве первоначально упор ставился исключительно на функциональность, и только позже в неё стали вплетать эстетическую составляющую. Поэтому самая первая, зелёная ветка получилась простой и незатейливой, примерно как безликие "Проспект Вернадского", "Профсоюзная" и прочие станции Московского метрополитена, строившиеся в 70-е/80-е годы.




Вторая, красная ветка, уже более интересна. Тут есть на что посмотреть и в центре, и ближе к окраинам.




И, наконец, последняя и самая новая, синяя ветка. Вот она уже строилась не только как транспортная составляющая, но и как произведение искусства.




Времени на всё было часа 2-2,5, так что пришлось ограничиться буквально несколькими наиболее колоритными станциями красной и синей веток, расположенными ближе к центру (все три ветки сходятся на станции "T-Centralen" у железнодорожного вокзала, совсем рядом с Гамла Стан).




С оплатой проезда на T-bana не всё так просто: город разделён на три зоны, оплачиваемые разным количеством приобретаемых купонов, действующих в пределах определённого времени (час/два). Чтобы не решать этот сканворд, мы решили купить проездной на сутки, дабы не привязываться ни ко времени, ни к зонам, ни к количеству входов/выходов в метро. Такие проездные (SL-kort) продаются у входа в метро. В сети советуют приобретать их не у кассира на входе, а в киосках "Pressbyrå", расположенных тут же. Но контролёр на входе и сам всегда подскажет наиболее выгодный вариант. Нам он тут же разъяснил (на английском, на котором и спрашивали), что если покупать у него, это будет пластиковая карта стоимостью 140 крон, но если нас устроит обычная картонная, то в соседнем киоске можно взять её за 120. Так и сделали, получив на руки карточку стандартного размера, как в московском метро, только чёрную. Её используют и при входе, и при выходе, так же прикладывая к турникету.




Было воскресенье, утро и народу в подземке мало - самое удобное время для съёмки. Пройдя турникет и разобравшись с системой навигации по станциям, мы на два с лишним часа погрузились в мир стокгольмской подземки.




Все подземные станции вырублены в скальной породе и своды минимально декорированы, в лучшем случае покрашены, так что создаётся впечатление, что ты внутри пещеры. Интересно, что на каждой станции в виде напольного знака указывается направление север/юг.




Станции проезжали разные, и более зрелищные, и попроще. Но те, на которых останавливались и рассмотрели подробнее, впечатлили. Не зря T-bana называют самой длинной в мире художественной галереей.




Ниже - несколько фото по нескольким станциям.




Universitetet (Университет, красная ветка)
Основные темы оформления: "Декларация ООН по правам человека" и "Карл Линней". Автор - архитектор Франсуа Шейн.













Tekniska högskolan (Технологический институт, красная ветка)
Основные темы оформления: законы природы и известные учёные. Автор - художник Леннарт Мёрк.







Stadion (Стадион, красная ветка)
Художественное оформление: Оке Палларп, Энно Халлек и Ларс Эрик Фальк. В 1973 году станция Stadion вместе с Tekniska högskolan получила приз Шведской ассоциации архитекторов.










T-Centralen (Центральная, синяя ветка)
Её оформлением занималась целая группа художников.







Västra skogen (Западный лес, синяя ветка)
Автор оформления - художник Сиверт Линдблом.







Solna centrum (Сольна-центр, синяя ветка)
Темы оформления: охрана окружающей среды и социальные проблемы. Авторы: художник Карл-Олаф Бьёрк и актёр Андерс Оберг.



















Kungsträdgården (Королевский сад, синяя ветка)
Тема оформления навеяна античными мотивами. Автор - художник Ульрик Сэмуэльсон.













Впечатления от метро потрясающие. Это не Московский метрополитен, тот прекрасен по-своему. Тут же чувствуется извечное стремление скандинавов быть ближе к природе, её формам и мотивам.




Все темы Балтийского лета:

00. Маршрут
01. Хельсинки
02. Паром
03. Стокгольм
04. Стокгольмское метро
05. Мальмё
06. Копенгаген
07. Замки Дании (Фредериксборг и Кронборг)
08. Роскилле
09. Музей кораблей викингов
10. Оденсе
11. Замок Эгесков
12. Музей автомобилей
13. Рибе
14. Остров Рёмё
15. Мёгельтёнер (замок Шакенборг)
16. Гамбург
17. Любек
18. Висмар
19. Шверин
20. Последний день

искусство, Швеция, архитектура, метро, путешествия, Стокгольм

Previous post Next post
Up