Этот милый северогерманский городок (население 42 тыс. чел.) расположен на берегу Балтики на территории земли Мекленбург - Передняя Померания (бывшая ГДР). Хотел было назвать его "приморским", но влияния моря тут не ощущается: от гавани до Балтики - километра два и из старого города оно никак не просматривается и не ощущается.
От Любека до Висмара - 60 км. Эти города в чём-то похожи друг на друга. Висмар также вырос из славянского поселения ("Вишемир" полабских славян, годом основания уже немецкого города считается 1226-й), также одним из первых вошёл в состав Ганзейского союза. Здесь развивалась торговля не только рыбой, но и пивом, которое стало одной из прибыльных статей экспорта. Каждому горожанину разрешалось варить пиво, единственным требованием было наличие подходящего здания. В XV веке в Висмаре было около двух сотен пивоварен, а вокруг города раскинулось больше сотни плантаций хмеля. Висмарское пиво "Gerstensafts" было настолько популярным, что Любек, Данциг и Киль ввели запрет на его импорт, чтобы не обвалить продажи собственных сортов. Из Висмара пиво экспортировалось в Нидерланды, Англию, Португалию и Скандинавские страны.
Этот немецкий город за свою историю побывал и датским, и шведским. Швеция надолго обосновалась тут в XVII веке после Тридцатилетней войны. При ней была построена мощная линия фортификационных сооружений, которая превратила Висмар в самый укреплённый город Европы. В 1716 году во время Северной войны тут побывал Пётр I, внимательно изучавший оборонительные сооружения города, который только что сдался Дании (уже не в первый раз). Шведы выбили датчан через два года, вернув себе город, но за это время все укрепления были разобраны. Швеция владела городом формально до начала XIX века. Формально - так как в 1803 году город по Мальмскому залоговому договору был передан на сто лет в залог Мекленбургскому герцогству за ссуду в 1,26 млн. талеров. По наступлению срока в 1903-м Швеция решила долг не возвращать, после чего немецкое владение де-факто стало владением де-юре.
Экскурсию "собор - рыночная площадь - ратуша" начали с собора, церкви Св. Николая (Николая Чудотворца). Первоначальная церковь на этом месте известна со времени основания города. Современное здание, очередное произведение кирпичной готики, строилось с 1370 по 1487 годы на средства купцов и моряков. Церковь получила статус "морской" (покровительнице моряков), но также имела отдельные алтари, принадлежащие торговым гильдиям.
Здание просто огромное: 85 на 58 метров. С 1508 года колокольню украшал ещё и 60-метровый шпиль, почти в два раза увеличивавший её высоту, но в 1703 году во время шторма шпиль обрушился, да так, что повредил здание, и больше в таком грандиозном размере не строился. Здание церкви было восстановлено лишь в 1867 году, а колокольня получила простую двускатную крышу, став в высоту "всего" 64 м.
Внутри собора кирпичная кладка не оштукатурена и розовато-красные своды возносятся ввысь на 37 метров, уступая по высоте среди храмов Германии только церкви Св. Марии в Любеке. При ширине центрального нефа всего в 10 метров эта высота визуально ещё больше увеличивается.
Во время реставрации церкви в XIX веке были восстановлены фрески. Одна из них (во всю стену) изображает родословную Иисуса в виде древа с портретными изображениями, созданными в средние века и дополненными при реставрации.
Церковь Св. Николая - единственная из трёх больших церквей города, которая не пострадала в войну, поэтому с послевоенной поры в ней хранятся некоторые реликвии, перенесённые из других городских храмов.
Рядом с церковью протекает Мельничный ручей (Мюленбах), прозванный горожанами "Грубе" - "шахта" или "яма". И в самом деле, утопленное в каменистые берега, узкое русло больше похоже на ров.
Через этот ров перекинут небольшой мостик, Свиной (Швайнсбрюке), украшенный по образцу коней Клодта… забавными свинками.
Эти простенькие, но милые скульптуры работы Кристиана Ветцеля были установлены в 1994 году после перестройки моста, который появился здесь в XIX веке.
По пути к центральной площади остановились у здания из тёмно-коричневого кирпича. В 1252 году на этом месте по указанию князя Мекленбурга Иоганна I (получивший за активную поддержку католической церкви прозвание Теолог) был построен францисканский монастырь. В последующие столетия здание подновлялось, и было капитально перестроено в 1892 году. После Реформации в 1541 году на месте монастыря была открыта "детская" 3-летняя школа, а позже - полноценная евангелическо-лютеранская школа (Große Stadtschule). С XIX века это уже светская гимназия. Традиция сохранилась через века и сейчас в здании расположена городская школа. После Второй мировой войны к своему сохранившемуся старому имени гимназия получила второе - Geschwister-Scholl-Gymnasium ("Школа-гимназия брата и сестры Шолль") - в память жертв сопротивления национал-социалистам, брата и сестры Ганса и Софи Шолль.
Дальше экскурсия вышла к Рыночной площади - месту, вокруг которого рос город. Раньше тут торговали зерном, скотом и ремесленными изделиями. Да и сейчас традиция сохраняется, изменился лишь ассортимент.
На Рыночной площади выделяется красным кирпичным фасадом старое здание 1380 года постройки, получившее название "Старый швед" (правда, это имя ему дали только в 1878 году, когда там открылся одноимённый ресторан). Горожане помнят и чтут свою, в том числе, шведскую историю. Здесь даже есть соответствующий праздник - Schwedenfest.
В целом Рыночная площадь очень уютная: на неё выходят фасады старых "игрушечных" домов и более современной ратуши.
Ратуша была построена в 1819 году и, хотя и включила в себя некоторые элементы более раннего здания, по сравнению с остальными домиками на площади ничем особым не примечательна. К тому же после войны её фасад был несколько "сглажен" в соответствии с представлениями соцклассицизма.
Небольшое здание с куполом почти посреди площади - не что иное, как своеобразная городская водонапорная башня, возведённая в 1579-1602 годах по проекту голландского архитектора Филиппа Брандина.
Площадь сама по себе довольно большая (100х100 м) и подтверждает своё название: на ней расположен базарчик и идёт торговля, а от ратуши курсируют туристические микроавтобусы.
Церковь Св. Николая не была главным собором Висмара. Этой чести удостоилась церковь Св. Марии, расположенная ближе к Рыночной площади. Она была возведена в первой половине XIV века на месте более раннего, деревянного здания, и представляла собой один из самых больших соборов кирпичной готики. Увы, зданию церкви откровенно не везло: разные стихийные бедствия, будь то молнии или ураганы, не раз разрушали ту или иную её часть. Но основные разрушения были "рукотворными": во время Второй мировой город подвергался бомбардировкам (здесь располагался авиационный завод "Дорнье") и собор был сильно повреждён.
По расчётам того времени для восстановления церкви требовалось всего три года, два десятка рабочих и 835 тыс. марок ГДР. Но вместо этого в 1960 году остатки здания по решению властей ГДР взорвали (нам ведь это не удивительно, да?) и окончательно разобрали. Осталась лишь 81-метровая башня с большими (5х5 м) часами - и то только потому, что она служила морским навигационным ориентиром. Сейчас одинокая башня остаётся основной доминантой города, в ней проводятся разные культурные мероприятия, на территории собора работают археологи, но о восстановлении пока речи не ведётся.
Зато возродился третий монументальный готический собор Висмара - церковь Св. Георгия. Она была заложена в 1295 как церковь ремесленников и не имеет колокольни - не хватило денег на постройку. В войну она также получила серьёзные повреждения, была закрыта и заброшена.
Лишь в 1990 году начались работы по её возрождению. Усилиями реставраторов к 2010 году основная часть церкви была восстановлена, но службы в ней не проводятся. Как и в церковь Св. Марии, здание используется как "храм культуры": здесь проходят различные выставки и театральные представления.
Последняя достопримечательность Висмара, которую мы успели посмотреть перед отъездом - Старый порт (Alter Hafen). Он расположен в гавани, где швартовались и разгружались корабли. Первое упоминание порта относится к 1211 году - ещё до основания самого города.
У гавани в местечке, где в неё впадает Мельничный ручей, своеобразным арочным мостиком над ним стоит фахверковый домик Gewölbe (Арка). Сохранившийся до наших дней, он был построен в XVII веке, но является копией более раннего здания, появившегося здесь около 1400 года. Этот домик когда-то входил в линию городских оборонительных укреплений.
Ещё один реликт старых городских укреплений находится у входа в порт. Это Водяные ворота, возведённые в 1450 году, одни из пяти главных городских ворот и единственные, сохранившиеся до наших дней.
Прямо у гавани расположился старый дом из красного кирпича. Этот дом носит имя Браухаус, построен в 1452 году и в нём всегда располагалась пивоварня. В 1995 году здание было основательно отреставрировано и в нём снова варят пиво по старой ганзейской технологии.
Старый порт своё экономическое значение давно утратил, сейчас это большой туристический кластер, где люди гуляют по набережной, сидят в кафе, пьют пиво и едят рыбу (в основном).
Кстати, о рыбе. На пришвартованных судёнышках продают всевозможные рыбные деликатесы: свежую, солёную и копчёную рыбу - сельдь, треску, скумбрию. Достаточно много различных горячих блюд быстрого приготовления, типа фиш-энд-чипс. Но чтобы ощутить "вкус Висмара", лучше взять маринованную селёдочку (она подаётся в булочке). Нам посоветовали попробовать североморскую селёдку двух видов: Bismarckhering и Matjeshering (малосолёную). Отведали и ту, и другую. Это просто мечта гурмана!
Висмар оставил приятные визуальные и вкусовые ощущения. Такой самобытный городок со своим особенным обаянием.
Все темы Балтийского лета:
00.
Маршрут01.
Хельсинки02.
Паром03.
Стокгольм04.
Стокгольмское метро05.
Мальмё06.
Копенгаген07.
Замки Дании (Фредериксборг и Кронборг)08.
Роскилле09.
Музей кораблей викингов10.
Оденсе11.
Замок Эгесков12.
Музей автомобилей13.
Рибе14.
Остров Рёмё15.
Мёгельтёнер (замок Шакенборг) 16.
Гамбург17.
Любек18. Висмар
19.
Шверин20.
Последний день