В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 3

Jul 28, 2018 19:54



Музей вплотную примыкает к Капелле Скровеньи и билет для посещения у них общий. Вот что я хотел бы добавить к тому, что рассказано Катей про некоторые из поразивших меня экспонатов.
1.Мне показалась удивительной икона Одигитрии (XVI век, автор неизвестен). Канон Богоматери-Путеводительницы хорошо извстен, как и многие примеры классических икон на этот сюжет. Но при этом лик Богородицы обычно бывает строг и требователен, как будто она вопрошает: правильно ли ты избрал свой путь? У Одигитрии из Падуанского музея мы прежде всего видим не лик, а человеческое лицо доброй и прекрасной женщины, славная улыбка (точнее - полу-улыбка) которой должна как-то поддержать того, кто к ней обратился. Примерно то же самое отражается в облике младенца Христа. Его детский взгляд устремлен не на нас, а на Богоматерь (чуть было не сказал - на маму), и кажется, что младенец радуется вместе с ней, приглашая страждущих присоединиться к ним. Что это - новая манера иконописи (через двести лет после Джотто?), что-то вроде Одигитрии в манере Ренессанса или просто причуда неизвестного  икописца того времени? Где бы про это узнать?



2. Икона «Бог-отец на престоле» принадлежит к числу известнейших произведений Джотто и, как утверждается, это -  одна из немногих его работ, выполненных на доске. В Эрмитаже в 2011 г была устроена выставка Джотто и на ней в качестве единственного экспоната была представлена эта икона. Что такого особенного в этой иконе и почему она была выбрана, чтобы представлять творчество великого итальянского живописца? - понять это из отзывов в прессе, было невозможно. Все это я стал представлять себе гораздо яснее (во всяком случае - так мне кажется!), когда эту картину мы увидели в ее родном месте, в Падуанском музее. Здесь у нас была возможность разглядеть ее без всякой  спешки. Первое, что бросается в глаза - это то, что Бог-Отец изображен на ней вовсе не в том виде, в каком он изображался на сотнях икон и фресок в различных храмаx. Интересующимся могу сообщить, что очень представительный набор этих изображений можно найти в википедии.
Надо сказать, что православная церковь осуждала (но не запрещала!) эти образы по очевидным причинам - Господь Бог существует вне времени и не может иметь человеческого облика. К тому же его никто и никогда не видел и видеть не мог, по определению. Тем не менее, считается, что канонический образ Бога-отца может быть  основан на видении  пророка Даниилa: «И воссел Ветхий днями; одеяние на нем было бело как снег и волосы главы Его - как чистая волна» (Дн.7:9)

Для Джотто главным, как я это понимаю, было совсем другое - передать значительность момента Благовещения, того мигa, когда Господь поручает архангелу Гавриилу, стоящему одесную его, передать земной женщине Марии Благую весть о том, что ей суждено стать Богоматерью. Во всей истории христианства - это самый главный эпизод: Господь принимает решение спасти гибнущее человечество, послав ему в качестве Учителя своего земнородного Сына, обреченного прежде всего пройти все самые страшные муки земной жизни. Вспомним, что Бог по определению всемогущ, и легко мог послать для спасения человечества от любых напастей того же Гавриила или кого-нибудь еще. Однако, «спасти насильно» никого нельзя, но можно показать путь к спасению и здесь только Сын человеческий годится в качестве Учителя или точнее - Спасителя.


На иконе Джотто Бог-отец изображен в образе решительного, спокойного, уверенного в себе и проницательного человека. Пускай говорят, что этот образ выглядит так как будто был списан с какой-то модели молодого красивого мужчины. Это все не так; здесь нет ничего от портрета - это тот мысленный образ, который сложился в воображении художника и который должен помочь нам постичь глубокий смысл «Благовещенья».
Почему же мы должны считать, что это образ Господа? Но ведь сказано в Писании, что Господь «сотворил человека по образу своему и подобию». У вас есть еще вопросы? У меня их нет.

Стоит, пожалуй, только добавить, что далеко не все ясно, касательно назначения  этой иконы. Считается, что она должна была находиться над триумфальной аркой над входом в капеллу. Более того, она должна была служить чем-то вроде дверцы - на ее правой стороне видна пара петель. Эта дверца должна была открываться по особым дням мистерий, которые устраивались в дни Благовещенья с тем, чтобы во время литургии выпускать белого голубя, как символ Святого Духа (!). Не знаю, можно ли относиться серьезнo к этой легенде, но факт состоит в том, что сейчас над триумфальной аркой помещается фреска, тоже изображающая Господа, стилистически близкая к иконе, о кoторой шла речь ранее. Однако, я так и не смог выяснить, имеет ли она отношение к Джотто или была написана позднее, когда иконописный вариант, выполненный Джотто, был перенесен в музей.
У Кати хорошо описано, как мы, покинув капеллу Скровеньи, отправились бродить по городу с намерением выйти к собору св Антония.



Был туманный день и пока мы не вышли на площадь, собор нельзя было толком расмотреть. Но тем грандиознее оказался вид на фасад с площади. Все просто замечательно, но особенно сильное впечатление на меня произвели те пять арок, что обрамляют верх нижнего яруса собора. В них есть нечто от благословения для всех, кто  пришел в этот дом Бога.




В соборе шла служба и мы мало что смогли там рассмотреть. Наверное, особенно интересно было бы посмотреть алтарь, где многие работы были выполнены Донателло. Но отложим это до другого раза.
Собственно про святого Антония и храм, построенный в его память очень неплохо написано в очерке П. Вайля и всем интересующимся стоит его прочитать (например по этой ссылке).





Я же пожалуй, закончу этот очерк тем, что скажу про свое главное впечатление от того дня - конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, известного под прозвищем Гаттамелата, что в переводе означает «Медовый кот». Много-много лет назад я привел маленькую девчушку Катю в ГМИИ им. Пушкина и, конечно, мы начали наше знакомство с музеем с конной статуи все того же Гаттамелаты, только в виде копии. Для меня все, что было представлено в Итальянском дворике музея, выглядело как некие свидетельства существования потусторонней жизни где-то там, в неразличимом далеке. Даже мысли не было, что когда-нибудь настанет время, когда все можно будет увидеть воочию. Но вот не прошло и N лет, как слегка повзрослевшая Катя подвела меня, уже не слишком молодого, к какому-то монументу и сказала: «A вот он, кондотьер Гаттамелата, который был создан великим Донателло и которого я мечтала увидеть еще с тех пор, как ты мне показал его копию в Пушкинском музее когда-то очень давно».


А от себя я мог только признаться, что для меня слова кондотьер и конквистадор всегда были почти синонимы, а про конкистадоров я все знал по Гумилеву:
Старый конквистадор
Углубясь в неведомые горы,
Заблудился старый конквистадор,
В дымном небе плавали кондоры,
Нависали снежные громады.
Восемь дней скитался он без пищи,
Конь издох, но под большим уступом
Он нашел уютное жилище,
Чтоб не разлучаться с милым трупом.
Там он жил в тени сухих смоковниц
Песни пел о солнечной Кастилье,
Вспоминал сраженья и любовниц,
Видел то пищали, то мантильи.
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
Поиграть в изломанные кости.
Я уверен, что ни Донателло, ни Гумилев, уже не говоря о синьоре Гаттамелате, не обиделись бы на меня за подобное уподобление.

Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2.

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и Пантеон
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Площадь Навон и Бычий форум
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран, часть 1
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран и Ватикан
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 2

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран и Ватикан
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, музей.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, часть 2.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1а
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 2.
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, Сан-Джоржо-Маджоре.
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, капители Дворца Дожей
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, Сан Марко С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, вечер

папа в Италии, Картинки, Италия, путешествия, Падуя, живопись, интересное

Previous post Next post
Up