С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1

Apr 07, 2018 16:38

8 января мы с папой решили посвятить осмотру двух главных римских базилик. Поэтому  с утра поехали на метро прямо на Латеран. Проходим сквозь ворота Сан Джованни, 1574 г.; выглядят они скорее, как декоративные, чем как оборонительные. А вот стены посерьезнее - построены при императоре Аврелиане в 271-275 гг.



Рядом Ослиные ворота (Porta Asinaria)  -  270-273 гг.. "Именно через эти ворота византийское войско под начальством полководца Велизария вошло в город в 536 году после победы над остготами." (википедия). Жаль, что туда не подойти..



Теперь же перед нами открывается парадный вид на кафедральный собор Рима - Сан-Джованни-ин-Латерано. Нет вы не ослышались, именно он является главным собором города, а не базилика Сан Пьетро в Ватикане. По этому поводу даже табличка имеется: "Священная Латеранская церковь - мать и глава церквей каждого города и (всего) мира". Фото отсюда.


Немного сведений из истории базилики положу под спойлер:
[Немного истории]В древности на этом месте находилась вилла богатого римского семейства Латеранов. В 65 г. вилла была конфискована Нероном, но в конце II века император Септимий Север вернул все Латеранам. В IV веке здесь располагались казармы элитного кавалерийского отряда, который охранял императора Максимина. Этот участок был дан в приданое его дочери Фаусте, которая принесла его своему супругу  - будущему императору Константину Великому.
У Максимина был еще сын, небезызвестный Максенций. Как все помнят, у Максенция была огромная базилика на форуме был ..ээээ...конфликт с Константином., кульминацией которого была битва у Мульвийского моста в 312 году. Именно тогда Константину явился Крест (а точнее Лабарум) с надписью  "Сим победиши!".  Константин Великий победил, а для Максенция все кончилось плохо - он утонул в Тибре...
На радостях Константин подарил Латеран папе Мильтиаду. А в 324 году папа Сильвестр I (мы о нем уже говорила в посте о фресках Санти-Куаттро-Коронати) освятил свежепостроенную базилику в честь Христа Спасителя.
"...в X в. её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет - Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне." (цитата из википедии, не спрашивайте, сама не знаю отчего так :)).

Интересно, что базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, как и собор святого Петра в Ватикане и не только они
ориентрованы не как большинство церквей (католических и православных) - алтарем на восток, а прямо противоположным образом - алтарем на запад..
Кто хочет прочитать, как так получилось и почему - добро пожаловать под еще один спойлер  :).

[Про ориентацию храмов по сторонам света]"Традиция моления на восток находит отражение в ориентации христианского храма. Как известно, алтарная апсида в христианских церквах, как правило, находится на востоке, и это специально регламентируется в так называемых «Апостольских постановлениях» (кн. II, гл. 57) второй половины IV в. Отметим, что при этом может сохраняться непосредственная связь с восходом солнца: при закладке храма обычно оказывается актуальной не столько ориентация по странам света, сколько ориентация именно на восход солнца, которое, как известно, по мере удаления от экватора не совпадает с востоком (иначе говоря, ось церкви направлена на ту точку горизонта, где в день закладки был видимый восход солнца).

Исключение представляют древнейшие западные церкви - главным образом римские и североафриканские, - ориентированные, напротив, на запад (т. е. имеющие апсиду на западе и вход на востоке). Такая ориентация представлена, в частности, в римских базиликах св. Иоанна в Латеране и св. Петра в Ватикане (современный собор св. Петра, строившийся в 1506-1614 гг., сохраняет ориентацию древней базилики св. Петра, созданной при императоре Константине). Следует подчеркнуть, что и в этих храмах отражается традиция моления на восток: епископская кафедра находилась в них в апсиде за престолом, и епископ, таким образом, оказывался обращенным именно к востоку. Такого рода храмы превалируют на Западе до середины V в., тогда как на Востоке, напротив, обычным является расположение апсиды в восточной части храма, а фасада - в западной части."

Б. А. Успенский. Солярно-лунная символика в облике русского храма
Прообразом для этих древнейших церквей была еврейская скиния, "для задней же стороны скинии к западу сделай шесть брусьев"(Исх. 26:18-23). Также на запад были ориентированы Первый и Второй Иерусалимские храмы. Поэтому ничего удивительного, что  "...из 34 церквей построенных до 420 года 29 имели апсиду на западе и только 11 - на востоке, при этом в следующий период времени до 1000 г вторые существенно преобладают" (А.В.Подосинов. "Ориентация по сторонам света в архаических культурах Евразии" )

Таким образом в раннехристианских храмах один только священник всю службу стоял лицом к востоку за престолом в апсиде. "При этом вся община, которая смотрела на запад к алтарю, должна была для молитвы разворачиваться на восток. Вероятно, на эту процедуру должны были указывать литургические возгласы к народу, типа обычных для Александрийского патриархата "Смотрите на восток!" ...или удостоверенное для Африки Августином выражение "обратившись к Господу"...." (там же ).
Заметим, что при этом молящиеся разворачивались спиной к алтарю, что само по себе уже плохо, а если еще в это время сквозь открытую дверь храма светило солнце, то сложно было избежать ненужных и опасных ассоциаций с поклонением солнцу, тем более что в то время митраизм еще был широко распространен (вплоть до 380 года).
"В середине V в. папа римкий Лев Великий жаловался, что народ, входя перед утренней службой в храм Петра в Риме (вход был с восточной стороны) поворачивался на восток для приветствия восходящего солнца."
(там же)

Так постепенно и устанавливался канон - в старых храмах было решено , что пастве следует молиться лицом к алтарю, а не на восток, новые же храмы, во избежание двусмысленности, строили алтарями на восток (точнее на восход солнца, см. Б.Успенского).
Иоанн Дамаскин в VII в. объяснил и однозначно сформулировал это установление в "Точном изложении православной веры":
"О поклонении на восток
Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. .....
Итак, потому что Бог есть духовный свет (см. 1 Ин. 1, 5), и Христос в Писаниях назван Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8; Лк. 1, 78), для поклонения Ему должно посвятить восток. Ибо все прекрасное должно быть посвящено Богу, Которым всякое благо думается хорошим. Говорит же и божественный Давид: царства земная пойте Богу, воспойте Господеви, Возшедшему на небо небесе на востоки (Пс. 67, 33-34). А также Писание еще говорит: насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт. 2, 8 ); его, согрешившего, Он изгнал, и всели прямо рая сладости (Быт. 3, 24), без сомнения, на западе. Итак, мы, отыскивая древнее отечество и пристально смотря по направлению к нему, поклоняемся Богу. ...Но, конечно, и Господь распинаемый, смотрел на запад, и таким образом мы поклоняемся, пристально смотря на Него. И возносясь, Он поднимался по направлению к востоку, и таким образом Ему поклонились апостолы, и Он такожде приидет, имже образом увидели Его идуща на небо (Деян. 1, 11); подобно тому как Сам Господь сказал: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). Итак, ожидая Его, поклоняемся на восток."


До 1309 года (авиньонское пленение) римских пап интронизировали в Латеранском соборе, а жили они в соседнем здании - в Латеранском дворце.
Сан-Джованни-ин-Латерано конечно неоднократно горел и перестраивался, но здесь еще можно найти много интересного и древнего, если "прорваться" сквозь барокко (впрочем здесь и барокко прекрасно) :))
Нынешняя базилика четвертая по счету построена Борромини в 1647-1650 гг.. Жестикулирующие статуи на фасаде выполнены Алессандро Галилеи (1735). Подчеркиваю - Алессандро (и см. даты).. ,а то в Оранжевом гиде тов. Игорь Тимофеев ничтоже сумняшеся написал, что автор - "тот самый Галилей" упала в обморок.



Поблизости находится папская капелла Святая Святых и Скала Санта (святая лестница), туда мы пойдем чуть позже. И мозаику посмотрим поближе ;)



Папа (не римский ;)) на фоне дверей. Это не просто двери, а одни из немногих сохранившихся античных дверей, а вели они в здание римского Сената на Форуме (Курия Юлия). По разным данным выполнены то ли в I в. до н.э. , то ли  IV в. н.э. (что-то засомневалась в источниках и не пришла к однозначному мнению)
Хорошо о них написал Г.Мортон: "Это благородные и героические двери, они могли бы качаться на своих медных петлях во дворце Приама. ... Они простояли на Форуме все время дебатов V века между христианами и язычниками и открылись - может быть, печально открылись, когда изгнали золотую статуи Победы из Тарента. Их, несомненно, заперли и закрыли на засовы, когда готы Алариха ворвались на Форум (я осмотрел позеленевшую бронзу в поисках следов молотов и топоров), и они все еще были там, когда в Рим пришли вандалы".
И  к ним можно подойти, прикоснуться... вот чудеса и ни одного желающего сделать то же



Вдоль главного нефа стоят очень экспрессивные статуи двенадцати апостолов. Авторы разные, но все они одного времени - XVIII в. Пожалуй, они мне нравятся, да и вообще  признаюсь, мне легко дышится в Сан Джованни в отличие от...но об этом позже
Ап. Фома (Пьер Легро), 1705-1711 г.



Симон Зилот (Франческо Моратти), 1704-1709 гг.. "По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа - был заживо распилен пилой".



Остальные статуи можно посмотреть в википедии
Мозаика выполнена в 1288-92 г. (Якопо Торрити и Якопо да Камерино) и, вероятно, сохраняет иконографию более древней мозаики, правда, с добавлением новых персонажей ;).  При этом считается, что лик Христа и река Иордан полностью сохранились от прежней базилики (V-VIII вв,)



Некоторые датируют эту часть мозаики V или даже IV вв.



"Как видим, здесь очень многосмыленная композиция. Крест омывается водой, которую изливает свыше голубь, так что перед нами явно символическое изображение крещения Христа (если приглядитесь, на кресте в медальоне крещение Иисуса Иоанном изображено уже явно). Но тот же крест одновременно является райским древом, из корней которого вытекают четыре райских реки. Отсюда же пьют воду два оленя, т.е. христиане из иудеев и из язычников. И здесь же мы видим овечек, которые намекают на апостолов; в этом случае на вершине холма по идее должен быть Христос в виде Агнца, но Его в данном случае символически изображает крест. Как видим, несколько символов изящно переплетены и закольцованы." ( ссылка)



У райских стен стоит Архангел Михаил, за стенами апп. Петр и Павел, а над всеми сверху - феникс на пальме



Иоанн Креститель, св. Антоний Падуанский (уменьшенная фигура), апп. Иоанн и Андрей



Справа на лево - рядом с Богоматерью на коленях стоит папа Николай IV (совсем крошечная фигурка), св Франциск (чуть больше) и апп. Петр и Павел.



Ой, глядите, а что внизу-то делается в древней части. Ууууххх - путти-ангелочки амурчики чувствуют себя привольно в своих забавах, там-сям разгуливают разные птички, красуется павлин, льются реки, цветочки красивые весна, ...и даже пень в апрельский день Смотрите - петух клюет в пятку апостола Петра. Думаю, что здесь его символика однозначна - он напоминает нам об Отречении.. "Но Он сказал: Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (Мф.26,34;). Напомню, что изначально на саркофагах (т.е. до IV-V вв) именно петух был атрибутом апостола Петра, ключ(и) появился позже.






Бог реки Иордан... Да, в апсиде Римской кафедральной церкви сидит, плавает, царствует мирно существует себе самый настоящий языческий бог символ... и... ничего удивительного, никто не возмущен ;)






А это красотища сделана в XIX в.; очень качественно выполненная стилизация.



Киворий 1367 г, (Джованни ди Стефано) в глубине которого хранятся золотые реликварии с честными главами апостолов Петра и Павла. Расписан фресками Барна да Сиена в XIV в, и Антониаццо Романо в XV в.






Средневековая деревянная статуя (информации про нее опять не нашла) произвела на нас с папой большое впечатление. Сдержанна и величава.
UPD: Спасибо, мне подсказали "что эта Мадонна это подарок нынешнего папы Франциска базилике. 14 в. Умбро-маркейская школа. Считается, что она изображена в образе - Мать Церкви".



Сцена Распятия, а на переднем плане изображен круп лошади - нередкий приём (в одной из лекций Ирины Языковой я услышала, что первый, кто это придумал был сиенский художник Бартоло ди Фреди 1353- 1410 гг.. Придумал не из вредности, а для увеличения ощущения глубины картины.)



Царь Давид, псалмопевец. Почему-то вспомнила как Ю.Ким поет 137 псалом. Если не слышали, то горячо рекомендую



А кто это я что-то не могу понять.
UPD: Высказано предположение, что это сам царь Соломон.



Надпись на исповедальне. В Сан-Джованни-ин-Латерано у вас примут исповедь на многих языках, надо лишь найти нужную кабинку и посмотреть расписание.






Надгробие кардинала Джакомо Колонны. Коленопреклоненный кардинал протягивает Христу построенную им церковь. Но не могу понять, кто там присутствует еще? Полуобнаженные торсы ифритов, помните Хоттабыча атлантов с корзинами на головах, честно говоря, немного удивляют. Видно, что в надгробие встроены и более древние части. выполненные мастерами Космати (?).



Полы выполнены мастерами Космати, при папе Мартине V (папа в 1417-1431 гг). Колонна изображена не просто так -  папа до интронизации звался Оддоне Колонна.



Вход в клуатр платный, но он стоит свои евро. На мой взгляд, это один из прекраснейших двориков в Риме. Построен в период с 1215 по 1232 мастерами семейства Вассалетто.



Львы и витые колонны









Парочка разнополых сфинксов. Папа подружился с прекрасной дамой



Полагаю, что это ейный ее муж



Колонны все такие разные, все такие красивые. Не удержалась, нафотографировала.









Январская роза






Косматеско XIII-XIV в.



Выходя из базилики я подошла полюбопытствовать, как же выглядят античные двери с другой стороны.



Пригляделась.. ой, а какие тут ручки занятные..... интересно они античные? или позже приделаны?



Ну и напоследок в этом посте хочу вам показать рисунок В.А.Жуковского. Рим. 1839. Гоголь на вилле Зинаиды Волконской. На заднем плане Сан-Джованни-ин-Латерано. А вилла тоже здесь, неподалеку ;)



Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2

Рим, Италия, путешествия, архитектура, интересное

Previous post Next post
Up