С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1а

Jun 28, 2018 01:03

"...впереди, за стройными шеренгами арок, возникает неземное видение, и кажется, будто вся огромная площадь вдруг распахнулась перед нами в каком-то благоговейном трепете, дабы мы смогли увидеть его во всей красе, это сонмище колонн и белых куполов, сбившихся в низкую вытянутую пирамиду, сверкающую разноцветными огнями;"
Дж. Рёскин "Камни Венеции"
Это пост-аппендикс к предыдущему. Здесь я покажу, то что туда не поместилось -  немножко деталей с трех фасадов собора Св. Марка; пока папа сидел в кафешке за углом, я покрутилась 15 минут с фотоаппаратом на площади :)
Общий вид я заснять не успела, поэтому вот вам В.Суриков, 1900 г.



"Базилика была построена (в 832 г) для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были перевезены из Александрии в Венецию....Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов " (википедия).
Считается, что то здание, которое мы видим сейчас сооружено в XI веке (предыдущая постройка сгорела), но, конечно, оно украшалось, достраивалось и частично перестраивалось вплоть до XVI в.
Пик "украшательства" случился в XIII веке, когда "доблестные" крестоносцы в результате четвертого крестового похода (1202-1204 гг.), который в википедии остроумно и точно назван "венецианским коммерческим предприятием", разграбили христианский Константинополь. Вывезенные мраморные обломки церквей (колонны, капители, алтарные преграды и прочее), они не стали пережигать в известь , а вмонтировали в стены собора. Эти сполии датируются с V по XI в., а что касается сюжетов, то многие из них не расшифрованы - простор для вашей фантазии. ;).

Начнем с четырех порфировых тетрархов, (IV в.), у южного фасада. Эта скульптурная группа вывезена из Константинополя и, вероятно, изображает императоров-сопровителей Диоклетиана, Максимиана, Галерия и Констанция Хлора.



Акританские пилястры (VI в), тоже трофей крестового похода из церкви St. Polyeuctus в Константинополе. Итальянская википедия пишет о заметном сасанидском влиянии в орнаменте.






Капители разные, а происхождение одно, всё то же.






Грифон оттуда же









"кажется, что это гора сокровищ - частью из золота, частью из опалов и перламутра - с выдолбленными внизу пятью огромными сводчатыми портиками, выложенными дивной мозаикой и украшенными алебастровой скульптурой, прозрачной, как янтарь, изящной, как слоновая кость, - скульптурой причудливой и затейливой: пальмовые листья и лилии, виноградные гроздья и гранаты, птицы, то порхающие, то цепляющиеся за ветви, - все сплетается в бесконечную сеть бутонов и перьев" (Дж. Рёскин "Камни Венеции")

Западный фасад украшен готическим венцом XIV - XV вв. Квадрига лисипповых коней, которых тоже стащили из Константинополя в том же 1204 году.


Всегда думала, что это св. Георгий, но кажется нет ..., очень меня смущает человек у его ног. Может быть это св. Димитрий?



Самая старая мозаика на фасаде датируется XIII веком. Обретение мощей св. Марка. " В ходе длительного строительства церкви мощи были спрятаны дожем и настоятелем собора во избежание их похищения. Тайник был утерян, а затем чудом был открыт в пилястре базилики."(вики).
Обратите внимание - кони уже на лоджии, там же где и сейчас (фото кликабельно, можно рассмотреть детали).
Сама мозаика здесь не изображена, а жаль мог бы получиться бесконечный ряд, где на соборе была бы мозаика изображающая собор с мозаикой, на которой изображен собор, на котором мозаика и т.д....но это история совсем из другого века.



Архангел Гавриил, парный к Богоматери в другой части фасада. Напоминание о том, что основание Венеции пришлось на Благовещение, 25 марта 421 года.



А вот первая неожиданность... Геракл приносит эриманфского вепря Эврисфею. Византийская работа IV в. На сайте собора пишут, что борьба Геракла с животными, символизирует борьбу человека со своими страстями, и, таким образом это очень христианский символ. Ну-ну..



Еще один Геракл, на этот раз с Киринейской ланью и каким-то крокодилом у ног (русская вики считает, что это Лернейская гидра - получается, что одним махом сразу два подвига). XIII в, работа венецианских мастеров.



А вот это фигуру я затрудняюсь идентифицировать. Кто бы это мог быть? (не Богоматерь же или?). UPD- Это Церера. Спасибо за помощь wutheringkites.



И вот эту



В архивольте работа местных мастеров XIII в. Изображаются разные ремесла.



В центре агнец с нежными ангелами.



А вокруг изображены трудящиеся. "Чем пахнут ремесла?". Помогайте пожалуйста расшифровывать кто есть кто, а то я боюсь ошибиться :).
Каменщики, а может быть строители, и кажется сам архитектор тоже здесь. Симпатичный, бородатенький в модной шапочке и штиблеты на нем - приличный человек.



Сапожники и, похоже, что сами они, по пословице, без сапог.



Цирюльники. Кого постричь, а кому и зуб выдрать...



Корабелы (?)



Бондари. А почему интересно, некоторые ходят в красивых шляпах, а некоторые в висящих на ушах чепчиках? Загадочная для меня мода, уже не в первый раз вижу...



Вот это понятно - булочники с вкусными булочками

"У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой".


Вот совсем не пойму кто это... Столяры?

"Мимо столярной
Идёшь мастерской -
Стружкою пахнет
И свежей доской".


Или вот эти - столяры? Что за странная конструкция у них в руках? Может быть пила и это плотники?
UPD: Спасибо dreamsoftartaro за исчерпывающую информацию (его же авторству принадлежит первая версия, про рельеф с Церерой, благодарю) :"Такая пила называется маховой. Само полотно делается трапециевидной формы. Длина полотна + - полтора метра.  Наверху, с широкой стороны полотна пилу держит мужичок высокого роста. Снизу, с более узкой стороны берётся пильщик ростом пониже. Продольная маховая пила для распиливания бревна на доски и выпиливания пазов в большемерных элементах деревянных конструкций."



А эти кто?..тоже с топором (колода мне напоминает о мясниках, может быть это они?)



Виноделы?



Рыбаки. Как здесь здорово сетка вписалась в сюжет. :)

"Рыбой и морем
Пахнет рыбак."
(Д.Родари)


Пастухи?



Водовозы? И женщина в струящемся платье с кувшином...



Читала версию (сомнительную и, вероятнее всего, это легенда), что на этом рельефе изображен безвестный архитектор собора св. Марка. Поприветствуем его, коли это он.



На сайте собора пишут, здесь изображен ангел, который явился во сне св. Марку и предсказал, что он будет погребен на этом острове (города Венеции,понятно, тогда еще не было).
До XIX в. этот рельеф находился в другом месте и считалось, что на нем изображен сон Иосифа перед Бегством в Египет ("се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Мтф. 2, 13).
Вот так одна и та же сцена трактуется по разному в зависимости от коньюктуры контекста. :)



Прекрасная розово-золотая арка.



Портал Сан Алипио. К сожалению сколько не искала, так и не нашла его подробного описания (буду благодарна за помощь). Кое-какие сцены очевидны: сверху -  орел, телец, лев и ангел; в нижнем ряду - Брак в Кане, Поклонение волхвов, Поклонение пастухов, но остальное, увы.
Колонны, завязанные узлом я собираю, иногда пишут, что они символизируют двойную - богочеловеческую природу Христа. Иногда, что связь между "небесным" и "земным".
А какие здесь восхитительные решеточки..



Водосток XIII в. Люблю этого пьянчужку.



Северный фасад
Порта деи Фьори («врата цветов»), XIII в. с изображением Рождества



Ну а дальше на стене мы видим какое-то собрание странноватых персонажей, видимо византийского происхождения.
Чудесный, беспечный и бесштанный гражданин, легкомысленно играющий на флейте,  X-XIII (?) вв. Будто сбежал из свиты Диониса.



Воинственная дамочка на ком-то двухголовом.



А вот эта картинка уже известна тем, кто меня давно читает ( ссылка на мой старый пост ). Полет Александра Македонского на грифонах в небо с научными целями :).
(Не понимаю почему он до сих пор не символизирует "Пытливость научного ума", само "Познание" ну или хотя бы "Все естественнонаучные дисциплины" разом, я считаю он вполне достоин)



Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и Пантеон
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Площадь Навон и Бычий форум
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран, часть 1
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран и Ватикан
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран и Ватикан
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, музей.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, часть 2.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1

Венеция, Италия, путешествия, картинки, архитектура

Previous post Next post
Up