В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран, часть 1

May 14, 2018 19:21


Ну, что же, видимо, пришла пора меня познакомить с главными католическими достопримечательностями столицы, в числе которых на первом месте стоит - Сан-Джованни-нн-Латерано, кафедральный собор города Рима. Так решила Катя, а во мне всегда живет правило: «Жираф большой - ему видней!»
По дороге к этому храму - да, это была та самая, настоящая «дорога ведущая к храму», мы прошли через крепостные ворота и здесь я увидел, наконец, насколько серьезно были сделаны укрепления древнего Рима.
Потом из википедии я узнал, что мы видели часть стены Аврелиана, которую соорудили в конце III века.



Это было грандиозное сооружение протяженностью 19 км, включавшее 18 ворот и более 300 башен. Однако, я не смог припомнить ни одного случая из истории древнего Рима, чтобы враги пытались взять штурмом эту крепость или подвергали ее длительной осаде. Видимо, главное назначение оборонительных укреплений такого рода -служить устрашающим символом могущества и непобедимости города, построившего такую крепость.



Мое первое впечатление от базилики Сан-Джованни - передо мной нарядный фасад какого-то палаццо или музея, но уж никак не храма Божьего.



Единственно, что впечатлило меня в этом фасаде - это бронзовые двери невероятной высоты, к которым я прислонился, надеясь, что тем самым и я как-то приобщусь к духу античности, который, видимо, только в них и сохранился в материализованном виде.



В храме было пустынно, и от того все располагало к неторопливому осмотру. Простор внутреннего пространства и нарядность интерьера совершенно поразительны. Я, конечно, старый брюзга, но мне показалось, что храм насыщен сверх всякой меры скульптурой, лепниной, росписями, и всяческими священными предметами. Тут папский трон, там реликварии, и, конечно, множество надгробий - легко ли было разместить гробницы аж шести римских пап. Видимо каждый из настоятелей этого храма считал своим долгом добавить хоть что-нибудь к уже имеющемуся декору.



Похоже, что в какой-то момент стало ясным, что дальнейшее продолжeние этой традицию стало невозможным - свободного места практически не оставалось, ни в основном, ни в боковых нефах.
В числе достопримечательностей храма всегда упоминаются 12 статуй апостолов, выполненных скульпторами XVIII века. Нет сомнения, что все это первоклассные работы и такие мраморы могли бы украсить любую художественную галерею, но я не могу себе представить молящихся перед ними прихожан - или я чего-то не понимаю в этой жизни?


Однако же главное в церкви - это алтарь и здесь я могу, наконец, выразить свое искреннее восхищение увиденным. Удивительно живописна мозаики сферического свода апсиды - здесь великолепно все.



В верхней части - синий купол неба с цветастыми рыбками-облаками и ликом Спасителя в окружении ангелочков, а в нижней - на золотом фоне - животворящий крест (или райское древо) с фигурами богоматери и святых, благодатными реками, оленями и агнцами, припадающими к святому источнику, и с множеством самых разных живых существ, обитающих в священных водах - все это не может не вызывать чувств умиления и радости. А насколько я понимаю, именно такие эмоции должны возникатьу свидетелей второго пришествия Христа.





При взгляде на эту мозаику меня поразило, насколько схож ее общий рисунок, в котором выше всего - голубь (святой дух), под ним - удлиненная до неба вертикаль креста и библейские реки, берущие начало от подножья креста, - с хорошо знакомым абрисом фонтана Четырех рек: голубь на верху уходящего в небо обелиска, под которым - животворный источник, питающий четыре главные реки земли. Уверен, что это подобие и было изначально заложено Бернини в замысле фонтана, и не является выдумкой праздного ума та аллегория, о которой уже было говорено мною ранее.


На фоне мраморов, которыми переполнен этот собор, несколько странно выглядела средневековая деревянная статуя Мадонны с младенцем. Она удивительно проста и безыскусна, но сделана очень хорошо, и с подкупающей искренностью. Увидев ее, я испытал нечто подобное чувству человека, встретившего доброго знакомого в толпе чужих людей. По словам Кати, подарил эту статую храму нынешний понтифик, папа Франциск, за что мы, конечно, должны быть ему благодарны. A он, видимо знал, что делаeт!



Конечно, мне следовало бы еще рассказать про клуатр, необыкновенно изящный и уютный, но Катя его настолько хорошо описала, что я мало что могу добавить к ее тексту. Замечу только то необычайное разнообразие, с каким выполнена колоннада вокруг дворика. Похоже, что мастера тех давних лет (кажется, сооружение этого клуатра датируют XIII-м веком) тогда затеяли нечто вроде соревнования - кто сделает самую оригинальную колонну? Кому из них следует отдать предпочтение - я так и не решил. Но в сумме все получилось очень живописным.












И, наконец, должен признаться, что я не смог удержаться, чтобы не приласкать симпатичную каменную сфинксу, что сторожит вход в клуатр.



Где-то сбоку, недалеко от выхода из храма я заметил нечто вроде налоя (?) с горящими свечками. Как-то само собой меня к нему повлекло, и я поставил пару свечей за упокой души моих родителей.

К собору Сан-Джованни-нн-Латерано примыкает, как органическая часть, баптистерий. В его архитектуре есть много примечательного, о чем рассказано в Катином очерке.



Но меня здесь более всего заинтересовали мозаики в капелле Сан Венанцио. Прежде всего, на мой взгляд, в этой капелле совершенно великолепен центральный образ Христа-Пантократора. Всем своим видом - строгим, задумчивым и слегка печальным, он благословляет новокрещенного раба Божия на предстоящий жизненный путь. В его образе нет благостности - но ведь и жизненный путь человека не может быть безмятежным!






Ниже его, тоже на золотом фоне, Богоматерь, Иоанн Креститель и сонм апостолов и святых. Их лики удивительно разнообразны, позы - непринужденны и свободны. Пожалуй лишь Мадонна жестко зафиксирована в канонической позе «оранты». Когда смотришь на них, может показаться, будто они участвуют в известной игре «Живые картинки», что была в одно время очень популярна среди образованной публики Москвы. Все персоны на мозаике выглядит вполне натурально, как будто они остановлены на миг и вот-вот придут в движение. Судя по мнению профессионалов, что приводит в своем очерке Катя, эти мозаики нельзя отнести к разряду выдающихся, но должен признаться, что я не склонен разделять уж очень строгие их оценки - да простится мне мой дилетантизм.
Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и Пантеон
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Площадь Навон и Бычий форум

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран и Ватикан
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, музей.

папа в Италии, Рим, Италия, путешествия, архитектура, интересное

Previous post Next post
Up