В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран и Ватикан

May 16, 2018 22:13


Капелла Святая Святых, куда мы далее направили свои стопы, это - место особое, что следует уже из его названия. Конечно, на протяжении веков основное ee назначение - это служить папской капеллой, чем-то вроде домовой церкви понтификов, (если я ничего не путаю). Но для меня интереснее всего было разглядывать ведущую к ней Святую Лестницу (Scala Santа). Когда мы с Катей к ней подошли, то там было всего три человека, которые, не спеша, с усердием и немалыми усилиями, на коленках переползали вверх ступенька за ступенькой. Символический смысл этого действа очевиден - проходя все 28 ступенек этой лестницы, человек как бы повторял путь Иисуса, когда он по этой лестнице шел на суд к Понтию Пилату.
фото с сайта




Я привык всегда скептически относится ко всякого рода религиозным ритуалам, но этот произвел на меня впечатление своей неподдельной искренностью и проникновенностью. Как я понимаю, просто так, ради проформы, никто не будет заниматься подобными упражнениями. Видимо, у тех, кого мы видели в тот день на этой лестнице были очень серьезные основания, такие, как принесение покаянных молитв или просьбы о милости Господа, как последней надежды отчаявшегося человека.
Сама идея восхождения per aspera ad astram (через тернии к звездам) мне всегда была близка - не зря же я 25 лет ходил на вершины Кавказа, Памира, Алтая и Тянь-Шаня. Ну, что же, как это не покажется странным, но сейчас не могу поручиться за то, что в один из дней я не найду себя здесь, восходящим по Scala Santа. Ведь всякое может случиться в жизни, не так ли? Кто знает, может Катя не зря запечатлела меня, стоящим в задумчивом виде у подножия этой Святой Лестницы?



Попутно замечу, что согласно Далю, в русском языке слово «скала» имеет двоякое значение, в зависимости от постановки ударения. С ударением на последнем слоге скала' имеет привычное значение крутого каменистого выступа. Если же ударение ставится на первый слог, ска'ла, то в словаре это слово обозначается как устаревшее, и означает оно шкалу сравнения, Вспомним хотя бы начало известного стихотворения О. Мандельштама: «Есть ценностей незыблемая ска'ла// над скучными ошибками веков...». Не берусь точно назвать причину, но по странной ассоциации, эта строчка вызывает в моей памяти ту самую Scala Santа, про которую я писал выше. В свое оправдание скажу, что в стихах Осипа Эмильевича лишь в редких строчках не имеется скрытого подтекста.

Святая Лестница приводит на второй этаж к капелле Святая Святых, куда мы с Катей в тот раз прошли, поднимаясь по ступенькам обычной лестницы. Там наверху в нашем распоряжении было очень мало времени, всего 15 минут. Все, что при этом удалось рассмотреть- это алтарные мозаики и - в меньшей степени - фрески.
Удивительнее всего мне показалась мозаика на куполе, в которой изображен Христос в крещатом нимбе, благословляющий молящихся. Он в нарядном одеянии и смотрит не прямо на зрителя, а куда-то в сторону. Его образ заключен в овал, который поддерживается фигурами четырех ангелов.



Самое удивительное, что эти ангелы изображены в развевающихся нарядах и выглядят почти как вакханки,  исполняющие зажигательный танец, славящий Диониса.


На арках, обрамляющих купол, также на ярком золотом фоне даны лики апостолов и святых, выполненные как выразительные портреты - во всяком случае, так я увидел изображения свв. Павла и Петра. Надеюсь, что за эти комментарии меня не обвинят в святотатстве - почему-то мне показалось, что по своему духу эти мозаики слишком радостны, чтобы служить просто иконами для смиренных молитв.






Фрески мне не показались особенно интересными, хотя признаюсь, что и разглядывать их было особенно некогда. Могу только сказать, что они выглядят очень нарядными и живописуют множество житийных эпизодов. Некоторые из них, такие как , « Побиение камнями св. Себастиана» или «Поджаривание на решетке св, Лаврентия» сделаны с удивительной передачей динамики происходящих событий, исполненных трагизма.






Ну, а что же было дальше в этот последний день нашего пребывания в Риме? Естественно, что нельзя было не отметиться в соборе Святого Петра, и именно туда мы и отправились из капеллы «Святая Святых».

Мне, как и Кате, совершенно не хочется повторять какие-то чужие слова об истории сооружения храма, особенностях его конструкции, о его величии и значении для католического мира, равно как о живописности и богатстве украшений интерьера. Обо всем этом можно прочесть во множестве путеводителей и в подробнейшх описаниях самых достойных искусствоведов и заслуженных путешественников. Ну, а если в самом общем виде выразить мои впечатления от всего увиденного в столь замечательном месте, то хочется повторить бессмертные слова Аристарха Платоновича из «Театралього романа» М. А. Булгакова: «Ганг мне не понравился, по-моему, этой реке чего-то не хватает...».
Однако, Катя не дала мне возможности укрыться за классиком и захотела, чтобы и я сказал чего-нибудь более конкретное - помимо подобной общей оценки, с которой она, кстати, вполне согласилась.



Нам, чтобы попасть в собор, пришлось встать в довольно длинную очередь, но это было даже полезно: благодаря этому можно было неспешно рассмотреть все, что окружает площадь св. Петра и проникнуться ощущением грандиозности всего ансамбля. Стоит представить себе, что храм «выдернули» с этой площади и разместили где-то среди жилых кварталов, наподобие Казанского собора в Питере - исчезнет его монументальность и величие и останется всего лишь интересная и нарядная базилика.









Когда мы, наконец, вошли во храм, то моим первым ощущением была избыточность всего. Прежде всего - пространства во всех трех измерениях. Глазам было не на чем остановиться; они разбегались при виде множества статуй и надгробий, икон и фресок, расписного потолка и множества лепнины по стенам и в простенках между колоннами. Несущие колонны и подпружные арки производят впечатление своей мощью, как бы подчеркивая всю безмерную тяжесть свода и купола, что покоится на них.









Не могу сказать, что все это на меня как-то давило, как о том написала Катя. Было просто ощущение неуместности нашего присутствия, как праздношатающихся в сем величественном Доме Бога. Даже не очень
хотелось разглядывать скульптуры, в том числе и такие, как «Пьета» Микеланджело. Думаю, что для того, чтобы по-настоящему проникнуться духом собора Петра, сюда надо придти во время торжественной мессы, когда храм заполнен до отказа верующими, и когда он, выражаясь возвышенным языком, исполняет предназначенное ему судьбой от века.
фото отсюда


Можно еще долго рассуждать на эту тему, но лучше всего здесь вспомнить стихотворение О. Мандельштама:
Люблю под сводами седыя тишины
Молебнов, панихид блужданье
И трогательный чин - ему же все должны, -
У Исаака отпеванье.
Люблю священника неторопливый шаг,
Широкий вынос плащаницы
И в ветхом неводе Генисаретский мрак
Великопостныя седмицы.
Ветхозаветный дым на теплых алтарях
И иерея возглас сирый,
Смиренник царственный - снег чистый на плечах
И одичалые порфиры.
Соборы вечные Софии и Петра,
Амбары воздуха и света,
Зернохранилища вселенского добра
И риги Новаго Завета.
Не к вам влечется дух в годины тяжких бед,
Сюда влачится по ступеням
Широкопасмурным несчастья волчий след,
Ему ж вовеки не изменим.
Зане свободен раб, преодолевший страх,
И сохранилось свыше меры
В прохладных житницах, в глубоких закромах
Зерно глубокой, полной веры.
Осип Мандельштам, 1921
Мне думается, что в этих словах удивительно точно рассказано о том личном впечатлении, что поэт испытывал и осознавал, попадая в храм Божий. Полагаю, что нечто подобное по общему настрою может ощущать каждый человек, и при этом даже не так уж важно, верующий он или нет, и к какой конфессии он себя относит

Так случилось, что наш поход по католическим святыням пришелся на последний день нашего пребывания в Риме. Самое время оглянуться и попытаться суммировать свои впечатления. Если отвлечься от частностей, то более всего мне было интересно здесь все, что относилось к исторической памяти этого места. Рим пропустил через себя множество волн Истории, от набегов варварских времен до завоевания северными народами Европы. Казалось, здесь случались все мыслимые бедствия, но странным образом этот город сохранил свою идентичность. Колизей и форумы, арки и остатки античных порталов, колонны и их отдельные части, просто фрагментарные остатки древних сооружений - все это воспринимается не как музейные экспонаты, а просто как органическая часть городского ландшафта. Удивительным образом все, что было построено за последние несколько столетий никак не контрастирует с тем, что сохранилось в Риме с давних времен, а вполне гармонично с ним сочетаетсяфото отсюда


Я вполне отдаю себе отчет, что сегодняшние жители Рима имеют мало общего с римлянами, что жили здесь много веков назад. После такого длительного перемешивания рас и народов, что происходило на протяжении более, чем двух тысячелетий истории города, наверное, бессмысленно говорить об этнической чистоте населения. Несмотря на все это, у меня осталось впечатление, что сохранилась почти в нетронутом виде та живая нить, что протянулась от современного Рима до Рима эпохи цезарей. Я не могу рациональным образом объяснить, откуда может взяться подобное впечатление. Но если не бояться «говорить красиво», то так и хочется сказать, что вещным символом этих нитей являются древние акведуки, исправно питающие город живительной влагой, и, конечно, великолепные пинии, как молчаливые свидетели вечности жизни.Короче говоря, каким-то, не очень понятным, образом во мне утвердилось ощущение, что слова: «Вечный город» - это не просто расхожее выражение, если речь идет +о Риме. По отношению к этому городу они имеют буквальное значение точного определения!

Фото .Roma, 1870.
Photographer: James Anderson


Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и Пантеон
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Площадь Навон и Бычий форум
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран, часть 1

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран и Ватикан
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, музей.

папа в Италии, Рим, Италия, путешествия, архитектура

Previous post Next post
Up