10 неизбежных преобразований образовательной системы

May 16, 2011 11:01

Существующая образовательная система России, когда-то была лучшей в мире, но уже к середине 90-х годов прошлого века устарела до неприемлемости. Прежде всего, это обусловлено изменениями производственных, социальных и общественных отношений.

Система образования, целенаправленно готовящая людей к индустриальным отношениям не соотносится с текущими задачами образования.

Принципиальные основы текущей образовательной системы, которые неизбежно отомрут независимо от хода реформ, состоят в следующем:

1. Переход от индустриальной извне структурированной социализации к самообусловленной социализации.

Образовательная система должна формировать способность самостоятельно строить и поддерживать устойчивые социальные отношения (включая семейные).

Образование уже не должно ориентировать человека на внешние дисциплинирующие факторы. Напротив, образовательная система должна формировать способность к внутренней не обусловленной извне дисциплине. Только внутренне дисциплинированный человек может быть свободен в мире, в котором непрерывно ослабевает роль внешних факторов, формализующих его отношения с другими людьми.

Иными словами, уже очевидно, что количество вынужденных нежелательных контактов будет расти, а число вынужденных желаемых контактов будет стремительно уменьшаться.

Желаемые отношения перестают быть вынужденными, а значит, с раннего детства надо готовить человека к тому, чтобы он мог их целенаправленно строить и поддерживать.

Поэтому способность самостоятельно строить и поддерживать социальные отношения становиться важнейшей способностью. И именно эту способность существующая система образования не формирует. Начиная с дошкольного и вплоть до высшего уровня, образовательная система вся построена на неизбежности вынужденного общения.

2. Переход от модульного образования к представленческому.

Во всех ранее действующих словарных и нормативных редакциях образование определяется как формирование совокупности навыков, знаний, умений, опыта (в том числе и социального) и прочих качеств человека в интересах человека, общества и государства. Таким образом, образование фактически сводилось к воспитанию и обучению в широком смысле этого слова.

Следует отдельно отметить, что при таком подходе образованность обязательно обуславливается тем, в чьих интересах формируется эта образованность (общества, государства, человека и т.д.).

Скорость общественных и социальных изменений такова, что уже в ближайшем будущем никакая совокупность знаний, навыков и опыта не будет достаточной для того, чтобы формировать и поддерживать образовательный уровень человека. Не говоря уже о том, что неизвестно каким должно быть образование, формирующее человека в интересах общества и государства будущего.

В этих условиях образование следует определять как формирование у человека адекватных (соотносящихся с текущим опытом) систематизированных представлений о мире, при условии одновременного формирования способности эти представления самостоятельно менять, достраивать и перестраивать.

А навыки, знания, умения и опыт - это непрерывно и стремительно устаревающие переменные, которые являются не целью образования, а средством решения исключительно текущих задач.

Одна из задач образования - сформировать способность приобретать необходимые знания, навыки и опыт, исходя из текущих потребностей человека (в условиях непрерывного изменения, как самих этих потребностей, так и способов их удовлетворения). Но это не главная, а производная задача образования, т.к. если человек не будет способен самостоятельно определять свои потребности и формировать себе задачи, то он со всей неизбежностью будет вынужден следовать воле того, кто ему будет эти потребности и задачи диктовать.

Если обязательно надо говорить о том, в чьих интересах должно формироваться образование, то во всех случаях образование формируется в интересах самого человека и тех устойчивых социальных отношений, которые этот человек строит (в первую очередь семьи, а также социального, производственного, делового и политического окружения).

Особенно важно отметить, что рост коммуникационных возможностей позволяет поддерживать желаемые социальные отношения на сколь угодно большом расстоянии в течении сколь угодно большого времени. Перемена места жительства и сферы деятельности сами по себе уже не препятствуют поддержанию и укреплению сложившихся отношений. Проблема лишь в способности их поддерживать.

3. Переход от индивидуального подхода в образовании к индивидуализации образования

Индивидуальный подход в образовании состоит в том, чтобы разными способами разным обучающимся обеспечить одно и то же содержание образовательных программ (учить одному и тому же но по-разному).

Индивидуализация образования, напротив, предполагает обеспечение индивидуального образовательного содержания (учить каждого тому, в чём нуждается именно этот обучающийся именно в данный момент времени).

Индивидуализация образования достигается через возможность изменения самой системы образования в текущем времени (по ходу образовательного процесса) в зависимости от потребностей обучающегося.

4. Переход от образования «на всю жизнь» к образованию «в течение всей жизни».

Стремительность изменений общественного обустройства, а также производственных и социальных отношений такова, что возникающие пробелы в образовании уже невозможно восполнить периодическим повышением квалификации. Образовательная система должна быть обустроена так, чтобы обеспечить непрерывное переучивание и доучивание каждого человека.

Причём способность к непрерывной систематизации представлений о мире и изменению этих представлений должна закладываться ещё на дошкольном уровне. Тогда, когда начинает складываться сама система представлений о мире. Сколь бы ни были неполными представления о мире, они должны быть системными, неэклектическими, критическими и самостоятельно изменяемыми по мере приобретения новых знаний. Иначе совокупность стремительно внедряемых технологий (управленческих, социальных, политических, бытовых и т.д.) может довести человека до полной потери самостоятельности и даже до психического расстройства.

Образовательные технологии должны строиться таким образом, чтобы человек был способен восполнять пробелы в образовании из всего информационного окружения, а не только из каких-то заведомо известных источников. Причём в условиях сомнительности и заведомой неполноты любых источников.

5. Переход от монопольных источников образования к неограниченному множеству альтернативных.

Ключевая проблема современной системы образования в утрате монополии на доверие и монополии на формирование интересов. Особенно это касается школьного образования, которое по-прежнему стремиться задавать и удерживать стандарты на сбалансированное «образовательное меню».

Независимо от того каким образом школьная система будет добиваться сбалансированного предметного набора, она уже не способна удержать внимание и доверие обучающихся.

Современный человек в буквальном смысле живёт в библиотеке сомнительных, но доступных источников знаний по всем без исключения отраслям человеческой деятельности. В этих условиях любая попытка сбалансировать сочетание преподаваемых предметов со всей неотвратимостью сталкивается с возможностью удовлетворения вне школы несбалансированного интереса. Естественная несбалансированность интересов обучающегося уже не преодолевается привычными средствами.

Интерес человека всегда несбалансирован и сосредоточен на узком круге немногочисленных , но чрезвычайно актуальных текущих потребностей. В условиях отсутствия альтернатив школа могла сублимировать интересы детей, которые было сложно удовлетворить иным способом.

Теперь дети без особых сложностей удовлетворяют возникающие интересы вне школы, вследствие чего даже самые изощрённые и сложносочинённые системы мотивации перестают эффективно действовать. Но вместо того, чтобы обеспечить возможность систематизации получаемых детьми вне школы разнообразных и противоречивых представлений о мире, школа пытается игнорировать значимость этих представлений. Вплоть до полного отрицания того, что они вообще имеют отношение к образованию.

В результате вместо системных представлений о мире (которые можно было бы впоследствии легко достраивать и перестраивать) формируются эклектические отрывочные и бессвязные представления о различных отраслях человеческой деятельности без одновременного формирования способности самостоятельно устранить неизбежные при таком формировании противоречия в этих представлениях.

Вместо того, чтобы учить детей систематизировать, соотносить и критически оценивать актуальную информацию, полученную вне школы, вся информация не соотносящаяся с установленными образовательными стандартами, объявляется второстепенной или вовсе игнорируется. Так культивируется невежество.

6. Переход от государственного заказа к семейному.

Индивидуализация образования со всей неизбежностью сопряжена с индивидуализацией образовательного заказа.

Из необходимости перехода к образованию в интересах самого человека и социальных отношений, которые он выстраивает, следует и формирование образовательного заказа самим человеком и его социальным окружением.

Единственным реальным заказчиком образования становится сам человек и его семья.

Государство уже не может быть заказчиком хотя бы в силу того, что никто не знает, какими будут интересы этого государства к моменту завершения образования. Государство может быть лишь плательщиком и исполнителем социального заказа в области образования.

Индивидуализация образования позволяет избежать жёсткой стандартизации и усреднения этого социального заказа и формирования обязательного для всех среднесбалансированного образовательного пакета.

7. Переход от одновозрастного образования к разновозрастному.

Индустриальные производственные отношения требовали однокомпетентного слаженного взаимодействия в трудовых коллективах. Соответственно индустриальная образовательная система формировала особую форму социализации, в рамках которой дети одного возраста и приблизительно одинаковыми навыками из года в год взаимодействовали преимущественно друг с другом и выполняли одни и те же извне поставленные задачи. Причём одновременно со способностью решать извне заданные задачи формировалась способность решать эти задачи извне заданными способами.

В результате уделялось мало внимания способности взаимодействовать с людьми иной компетенции, обладающими иными навыками и иными способностями.

Для современных производственных отношений характерна совершенно другая форма социализации, а значит необходимо развивать у детей способность продуктивно взаимодействовать с людьми самой разной компетенции и разных интересов.

Вместо навыков решения поставленных извне общих для всего коллектива задач, развивать способности самостоятельно вырабатывать для себя индивидуальные задачи и решать эти задачи любыми доступными способами.

Особенную ценность представляет способность строить социальные отношения таким образом, чтобы другие люди добровольно участвовали в решении этих задач. Способность соотносить свои задачи с интересами других людей становится чрезвычайно важной способностью.

Наилучшим способом организации такого образования является разновозрастное образование.

8. Переход от отраслевого и элитного образования к всеобщему.

Постепенное расслоение, усложнение и многоуровневая стандартизация индустриальной образовательной системы привели к формированию немногочисленных узкоспециализированных учебных заведений и массе «обычных» школ для широких масс. Сформировался известный образовательный дефицит вместе с иллюзией о недоступности хорошего образования для каждого человека.

Одновременно сформировалась иллюзия, будто бы немногочисленная группа хорошо образованных людей способна обеспечить развитие общества и управление большинством малообразованного, но грамотного населения.

Особая опасность создана целенаправленным стимулированием роста компьютерной грамотности населения без сопутствующего принятия мер, направленных на преодоление нарастающего информационного невежества.

В сочетании с развитием коммуникационных и информационных технологий это привело к небывалому росту возможностей каждого человека. Юридические, медицинские, социальные, политические, химические и даже военные технологии стали доступны для людей, не имеющих системного представления о праве, медицине, химии и т.д.

Доступ даже к самым «безобидным» производственным технологиям без системных представлений о производственных циклах и технологических процессах уже чреват техногенными катастрофами разного масштаба (особенно когда речь идёт о биотехнологиях), чего уж говорить о гуманитарных катастрофах, к которым может привести доступность социальных технологий.

Следует отметить, что системные представления о мире включают в себя не только хотя-бы приблизительные представления о нежелательных последствиях своих действий и способах предотвращения или смягчения этих последствий, но ещё и представления о круге доступных лиц, компетентных в интересующихся вопросах (тех, у кого можно было бы проконсультироваться в случае возникновения сомнений или в критической ситуации).

В условиях такого роста возможностей каждого человека небольшая часть образованного населения ни при каких обстоятельствах не сможет обеспечить управление малообразованным, но грамотным большинством.

Неизвестно как это будет обеспечено, но неизбежно будут внедрены современные образовательные технологии, обеспечивающие возможность всеобщего образования, доступного для каждого человека.

9. Переход от школьного образования к социальному (семейному).

Демонополизация школьного образования неизбежно будет сопровождаться увеличением степени участия семьи в образовательном процессе. Будет преодолён диктат педагога символизирующего роль индустриального производственного начальника.

Вместе с тем социальное или семейное образование вовсе не означает, что образование станет домашним. Напротив, внедрение современных образовательных технологий не только обеспечивают широкие возможности для участия семьи в образовательном процессе, но и расширяют возможности привлечения самых разных сторонних специалистов, как в очном режиме, так и дистанционно.

И не только на уровне приглашения специалистов домой, а посредством обеспечения возможностей семейного и межсемейного взаимодействия на специально оборудованных для образовательных целей площадях. Востребованность таких образовательных услуг уже сегодня чрезвычайно высока, но пока ещё население плохо информировано о существовании таких возможностей.

10. Переход к автономным образовательным технологиям.

Неизбежная реформа образовательной системы сопряжена с одновременной реформой системы управления, деиндустриализацией общества и сопутствующей деурбанизацией. Всё это сопутствующие явления одного и того же процесса изменения общественного обустройства.

В ходе этих изменений будет расти востребованность в автономных технологических, производственных, энергетических, полиграфических, сельскохозяйственных и прочих технологиях. Сегодня производство двух разных вещей почти так же дёшево, как производство двух одинаковых. То, для чего раньше требовалось строительство заводов и целых производственных комбинатов, сегодня может производится малыми сериями или поштучно в гараже или маленьком подвальчике. Сегодня доступны разнообразные маломощные, удобные и безопасные инструменты и оборудование для производства множества предметов, которые раньше самостоятельно невозможно было произвести.

Соответственно, потребуются и автономные образовательные технологии.

Тяжёлая индустриальная инфраструктурная образовательная система отмирает не вследствие отсутствия финансирования. Достаточно вспомнить, что эта образовательная система изначально формировалась в условиях острого ресурсного голода (многие нынешние академики делали домашние задания на обёрточной бумаге, а их учителя мастерили наглядные пособия из подручных средств). Система образования отмирает вследствие невостребованности и неспособности отвечать на вызовы современного мира.

Тот, кто общался с жителями автономных поселений самой разной направленности и идейного объединяющего содержания (от анастасийцев до православных, от уставших от города интеллигентов до фермеров, вернувшихся к крестьянским и казаческим корням) может подтвердить, что основной проблемой и основным тормозом этих деурбанизированных поселений становится отсутствие автономных образовательных технологий.

При всём старании и самоотверженности не могут современные педагоги полноценно учить детей в отрыве от методического и инфраструктурного обеспечения. Особенно в малокомплектных школах, где учатся дети разного возраста. Нужны новые образовательные технологии.

Вместе с тем автономные образовательные технологии могут быть разработаны только в больших городах, где есть широкие возможности для подбора и смены высокоуровневых специалистов, способных генерировать и отрабатывать новые идеи. А также возможности для создания, подбора и апробации учебно-методических пособий, не говоря уже об исследованиях (включая возможность создания контрольных групп). Но в больших городах пока ещё не так ощущается потребность в таких технологиях, не говоря уже о диктате чиновников (в том числе и от образования), всегда стоящих на позициях «как бы чего не вышло» и «нам и без этого хорошо».

Таким образом, образование уже в ближайшем будущем будет всеобщим, доступным, семейным (социальным), индивидуальным, автономным и вероятнее всего разновозрастным.

А если не будет, то я даже боюсь прогнозировать чего тогда будет.

Ну и ещё раз ссылки из моего журнала по образовательной теме.

Классно-урочная система
Недостатки классно - урочной системы.
о мотивации в рамках классно-урочной системы
О необходимости исследований в области поиска путей реконструкции образовательной системы
Разновозрастное образование.
Недостатки разновозрастных систем.

Разбор критики разновозрастных систем образования.
здесь и
здесь .
Об адаптации ребёнка к образовательной методике.
О провокации интереса и подавлении воли.
О нынешних спорах вокруг образовательной реформы здесь и здесь
О Конференции ММА

Об иерархиях здесь , здесь , здесь и здесь

О социальном взаимодействии здесь и здесь
о невежестве
Previous post Next post
Up