И с криком рвётся воздух чуть впереди крыла.

Sep 27, 2011 12:58

Подождать бы немножко… Но по нелепому стечению обстоятельств приспичило меня выйти из режима радиомолчания одновременно с очередным политическим виражом революционной диктатуры автопилота. Совпало совершенно случайно. Вот с чего бы мне считаться с какими-то там совпадениями.

Теперь по существу.

Пока Кудрин аки Шевардназе в 1990 заявляет о нежелании участвовать…

Пока Путин аки Горбачёв того же периода «пребывая на своей загадочной волне» достигает теоретически возможного предела концентрации/обессмысливания власти (всёж таки у нынешней цифровой модели автопилота возможностей больше, чем у тогдашней аналоговой)…

Пока сохраняется некоторая неопределённость дальнейшей траектории и конечного пункта этого пилотирования …

Пока неясен вкус плодов, которые в наших политических широтах могут вызреть на перекрестье ветвей «автоматизации управления» и «прозрачности всего», так же, как тогда неведом был фрукт, зреющий на аналогичном гибриде (перестройка+гласность)…

Пока ещё система управления не самоотключилась по причине достижения никому не ведомой конечной революционной цели …

Пока нет никого, кто мог бы найти способ перевести страну на ручное управление, не дожидаясь самоотключения автопилота (ибо ищут власть там, где потеряли, а потерянное уже давно, подобрано, пропущено через мясорубку и надёжно перепрятано по разным неприметным нычкам)…

Хочу поговорить со знающими людьми о вещах насущных и понятных.

1. Система управления ломает через колено систему образования. Жёстко, в спешке и без церемоний. По-хорошему прежде, чем ломать старое (пусть и устаревшее) хорошо бы сначала найти подходящие альтернативные решения. Но видимо, у системы управления нет времени на здоровые решения, а текущая образовательная инфраструктура совсем не отвечает революционным задачам властной вертикали.

Для того, чтобы внятно сформулировать эти задачи придётся озвучить конечную цель всех прочих реформ. И не в виде общих слов о «глобализации интернетов» и «роли России в мировом распределении конкуренции», а с попунктным перечислением того, что именно в итоге должно получиться по каждому реформируемому направлению. То ли они там в кремлях сами не знают чего у них должно в итоге получиться, то ли план таков, что лучше его не озвучивать.

Так или иначе, но старое активно ломается, а новое прорастает так незаметно для власти, что вытаптывается быстрее, чем вырастает до видимого состояния. И даже хуже. Власть принципиально считает сорняком всё, что само вырастает. Опять же неясно, то ли потому, что считает, будто ничего полезного для этой власти само вырасти не может. То ли потому, что где-то там в недрах властной вертикали уже есть готовые секретные решения, столь революционные, что со стороны никому не додуматься.

2. Тем не менее, это новое прорастает и нуждается в возделывании, а также в благоприятной среде. Вот об этой о среде и хочу поговорить. Потому, что застряло в головах представление о системе образования, как о большом инфраструктурном монстре, нуждающемся в распределённом финансировании, едином корпоративном планировании и государственном заказе.

А на самом деле стараниями государства уже в ближайшее время вся система образования превратится в сеть мелких бизнесов. И хорошо если эта сеть быстро выработает правила игры и научится взаимодействовать. К этому никто не готов:

- директора школ и детских садов не осознают, что оставлены во чистом поле без руля и ветрил (всё ждут, что государство им принесёт денюжку в клювике, а если не принесёт, то подскажет как прокормиться);

- потенциальные инвесторы не имеют методик и критериев оценки эффективности, а также перспективности и рисков в образовательных бизнес-проектах, не говоря уже об отсутствии финансовых технологий инвестирования в эти проекты;

- банкиры не имеют ни малейшего представления о том, как формировать удобные пакеты услуг, заточенные под образовательные бизнесы (речь не только о кредитовании - они вообще не понимают, чем дышит образовательный бизнес и какой у этой неведомой твари финансовый метаболизм);

- чиновники смотрят на образовательные бизнес-проекты, как врачи на беременных (на всякий случай запрещают всё, что приходит в голову запретить, а остальное просто не разрешают и заваливают для важности бестолковыми указивками и проверками);

- у законодателей и вовсе революционное раздвоение сознания. С одной стороны они хотят, чтобы было всё по новому. Однако, судя по тому, как стряпается закон «Об образовании», законодатели ориентируются на предложения, исходящие из недр той самой инфраструктурной образовательной системы, которую эти же законодатели перетирают в порошок. Создаётся впечатление, что этим законодателям в школе ничего про инстинкт самосохранения не рассказывали.

- учащиеся и их семьи не понимают, что уже сегодня им надо определяться с тем, какое именно образование им нужно и надо думать о том, как отличить желаемое от впариваемого.

Одним словом, не хватает мне коллективного шевеления мозгами на предмет создания финансовых, административных и управленческих технологий, заточенных под образовательные бизнес-проекты.

А то получается, что строительный бизнес всячески финансово-технологически упакован - от специализированных банков до особых фондов и информационных компаний. Я уж и не говорю об административных всяких регулирующих нормах (включая специальные письма Центробанка) и сопутствующих услугах (риэлтеры, консалтеры, страховщики и прочие землемеры).

Сюда же разветвлённая правовая база (для дольщиков - одни права, а для тех, кто хочет перепланировку узаконить - другие). И всё это давно разложено по полочкам, обкатано и притёрто настолько, что строительство будущего многоквартирного дома финансируется так, чтобы у будущего дольщика не было сложностей с получением ипотечного кредита. Финансовые технологии проработаны с учётом строительных и административных технологий.

То же самое можно сказать и о сельскохозяйственном бизнесе - есть целые финансовые институты, специализирующиеся на этом секторе.

Аналогично и с ресторанным делом, где всё разложено по полочкам от методик оценки проекта на стадии старт-апа до различных технологий управления непосредственно бизнесом.

А в области образования полная неопределённость и непонимание самой потребности в создании подобных институтов.

Нужен разговор:

- с организаторами образовательных бизнес-процессов от мелких учебных центров до директоров школ (не с педагогами, а именно с организаторами, владельцами, управленцами и т.д.);

- потенциальными инвесторами в образовательной сфере (и вообще в инновационных сферах);

- банкирами и финансистами;

- чиновниками;

- законодателями;

- активными сообществами семей, ориентированных на формирование образовательного заказа (понимающих, что заказчиком образовательных услуг является семья, а не государство).

Цели:

- выработка правил игры и поиск технологий взаимодействия;

- разработка методик и критериев оценки эффективности и перспективности образовательных бизнесов;

- разработка финансовых технологий, заточенных под нужды образовательного бизнеса (речь не столько о кредитах, а скорее о выработке пакетов услуг);

- разработка подзаконных и регулирующих актов к будущему закону «Об образовании»
Previous post Next post
Up