Геи и фашисты

Jul 14, 2008 04:24

Важнейшей составляющей любой педагогической методики является система мотивации. Не программа, не форма обучения, а именно то, что возбуждает и поддерживает интерес учащегося к самой учёбе.

Мотивационные практики в классно-урочной системе полностью исключают возможность выхода ученика за рамки предлагаемого меню. При этом сами эти мотивационные практики развиты до предела. Классно-урочная система знает множество способов стимуляции учеников к учебному труду, что и позволило отказаться от телесных наказаний - есть способы поэффективней. Однако вопрос ученика - «почему я должен делать именно это» в классно-урочной системе будет табуирован всегда. У педагога должно быть наготове множество подходящих ответов на этот вопрос, но смысл любого из этих ответов будет сводиться к тому, что некорректен сам вопрос.

Благодаря этой особенности, уровень мотивации в рамках классно-урочной системы практически не зависит о того, насколько ученик проявляет самостоятельный интерес к преподаваемому предмету, а значит ребёнка можно обучить чему угодно. Даже тому, что ему нафиг не сдалось.

Например:

«Кем лучше быть - геем или фашистом?» Это вопрос, на который предлагается ответить старшеклассникам в ходе одного из упражнений. Проводится черта, с одной стороны становятся «геи», с другой - «фашисты». Сначала, говорит Максим, весь класс толпится там, где «фашисты». Потом начинается обсуждение. В последний раз под конец 13 из 14 человек стали «геями».

Стоило только хотя бы одному из учеников отказаться от такого «выбора» и заявить о том, что он не хочет быть ни геем, ни фашистом и всё «обучение» насмарку. Но ни одному из учеников это в голову не придёт, т.к. они «нормализованы» для процессов, в которых человек выбирает из того меню, которое ему предлагается извне.

Графы «против всех» нет и не может быть. Как только ученик задумается о том, что он может самостоятельно и по своему разумению расширить «меню», тут же система мотивации лопнет как треснутый кувшин. Я уже писал о том, что классно-урочная система идеально подходит для общественных и производственных отношений индустриального века, когда человек успешен, если умеет совместно с другими людьми решать поставленную извне общую задачу.

Однако, этот способ учить детей не прививает навыков систематического самостоятельного формулирования задачи для себя лично (вне общей задачи).

Ученик привыкает действовать по заданной программе и не озадачиваться вопросами о том, почему эта программа именно такова. Разумеется, сверх того и дополнительно к тому он может делать всё, что ему угодно, но обязательность навязываемых условий не должна ставится под сомнение, даже если он не выполняет программу. Просто и жёстко. Выполнение программы - это хорошо. Невыполнение - плохо. Вопрос об изменении самой программы не рассматривается.

Что же касается того, какое отношение к образованию имеют геи с фашистами, то это я оставляю за кадром.

И повторю ещё раз ссылочки:

О достоинствах классно-урочной системы http://david-gor.livejournal.com/33376.html
О недостатках классно-урочной системы http://david-gor.livejournal.com/33695.html
О необходимости исследований в области поиска путей реконструкции образовательной системы http://david-gor.livejournal.com/33801.html
Previous post Next post
Up