По страницам распада-25: «Огонек», январь 1987 г. (№№ 1-4)

Feb 13, 2022 22:15

Начало:
1985 г. ( январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
1986 г. ( январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

№ 1 за 1987 год начинается с поздравлений. С одной стороны - традиционные для Советского Союза (президент Академии наук, посол дружественной Болгарии, представители рабочих профессий), с другой стороны - от деятелей культуры Плисецкая и Окуджава, которые вскоре себя покажут на полную.




Награждения ликвидаторов Чернобыля. Начальник штаба ВВС Киевского ВО Антошкин дослужился до заместителя главкома ВВС уже после распада СССР (и дожил до 2021 года, несмотря на полученную дозу облучения), начальник химических войск Пикалов, уже далеко не молодой на момент катастрофы, тоже прожил еще долго. Рядом - хвалят опыт «ускорения» на Белорусской железной дороге и готовятся к празднованию круглой годовщины Октябрьской революции. Казалось бы, почти всё как в доперестроечном СССР (в конце концов, «ускорение» было не первой попыткой экономической реформы).




Академик Минц (бОльшую часть жизни вполне лояльный властям) прошелся и по конспирологам из «русской партии» (которые, разумеется, в доперестроечном и раннеперестроечном СССР не имели возможности открыто выражать неприязнь к Октябрю, поэтому оттоптались на февральских политиках, деятельность которых будто бы координировали масоны), но и (что уже веяние новой эпохи) по «культу личности».

Позицию же самого Минца в последние годы жизни описывают так: «В 1985 году началась «горбачевщина». Академик И.И. Минц, за свою долгую жизнь с полной готовностью принимавший все повороты и изгибы партийной линии, принял и ее. Но она не приняла его. Он умер в 1991 году».




На соседнем развороте всё привычно: орган американских коммунистов (в тот момент не поддерживавших «еврокоммунизм», который стал доминировать в КП США уже 1990-е) People’s Daily World против Рейгана; орган левого крыла близкой к расколу Компартии Великобритании Morning Star против Тэтчер; журнал Rolling Stone критикуют за поддержку американского милитаризма; в культурной рубрике - Теодоракис и стихи Гражданской войны в Испании. Наконец, свою позицию высказывают: танцор, хореограф и политический активист Антонио Гадес (с партийной принадлежностью которого в журнале ошибка: он был членом ЦК не еврокоммунистической - хотя сам основатель еврокоммунизма Каррильо уже был исключен - Коммунистической партии Испании, а просоветской Коммунистической партии народов Испании), мэр города Беркли (шт. Калифорния) Юджин Ньюпорт (темнокожий активист Демократических социалистов Америки и местной коалиции Гражданское действие Беркли; при нем же Беркли стал первым городом, признавшим однополые партнерства) и французский писатель-коммунист Эрве Базен.




Подборка стихотворений Геннадия Красникова, в основном, о войне и Родине в почвенническо-патриотическом ключе и живопись Алексея Козлова - довольно интересные картины, напоминающие средневековые фрески. Красникову на данный момент 70 лет, он проживает в подмосковном городе Лобня. Козлова на момент публикации уже не было в живых.







Не забывают, как и раньше, русскую классику.




Евгений Евтушенко возвращает забытые имена русской поэзий. Это два поэта Серебряного века - Иннокентий Анненский и Федор Сологуб. Анненского называли продолжателем традиций Пушкин. Сологуб известен мрачными и язвительными стихами и рассказами, а также романом «Мелкий бес» 1902 года об учителе Передонове, которого собственная злоба и зависть довели до полного разрыва с реальностью.




Рассказ английского прозаика Джона Кольера о человеке, которому приснилась собственная смерть и он оказался в аду. Но все закончилось благополучно.




В рубрике «Мультпанно» рассказ о мультипликации Эдуарда Назарова и нескольких фестивалях анимационного кино. Из известных работ - трёхминутная лента «Крылья, ноги и хвосты», которую часто крутили по ТВ в конце 80-х, когда с прилавков магазинов исчезло почти все, и экранизация поэмы Эдуарда Успенского «Про Сидорова Вову» об инфантильном парне, за которого в итоге даже в армии отслужила вся семья. В конце - письмо подростка, которому хотелось бы увидеть классические мультфильмы Уолта Диснея, но тогда это не представлялось возможным.




Еще вполне «советский» репортаж о нефтяниках.







У армянского писателя Гранта Матевосяна - одновременно и консервативные реверансы уходящему аграрному обществу, и «дух свободы и раскрепощенности после XX съезда партии».







Школьники осваивают компьютеры - с фотографиями легендарного Дмитрия Бальтерманца.




Большое интервью Геннадия Хазанова, одного из столпов позднесоветского стендапа, продолжавшего традиции, заложенные Аркадием Райкиным. Придерживался либеральных убеждений, поддерживал Ельцина и расстрел Белого дома в 1993 году. Затем поддерживал Путина, а в 2014 поддержал присоединение Крыма к России. В настоящее время играет в театре, однако, из большого стендапа ушел «в связи с отсутствием аудитории».




Репортаж о дискотеках и их проблемах, в частности, о том, как сделать их более содержательными для молодёжи. Например, были эксперименты с классической поэзией и театрализованными представлениями.







Начало публикации детективного романа Еремея Парнова (1935-2009) «Александрийская гемма» о таинственном исчезновении известного ученого после взрыва е его лаборатории (продолжение в следующих номерах).




Большой материал, поздравляющий читателей с Новым годом и рассказывающий об истории праздника, новогодних традициях и обычаях разных стран.




В №2 - цитата из новогоднего поздравления Горбачева (традиционно бессодержательного) и репортаж о Чугунолитейном заводе имени Войкова в Москве («реформ» не пережил, на его месте ныне торговый центр).




К юбилею Октябрьской революции еще готовятся (почти за год) как к значимому событию - начали с ленинградцев: ветераны труда вспоминают о создании памятника Ленину у Финляндского вокзала (1926 год) и о первых тракторах «Фордзон-Путиловец».




Космонавт Гречко - в числе прочего, о неудачной информационной политике с попытками скрыть все неудачи.







Введение госприемки ожидаемо породило конфликты.




Материал о гастролях американской певицы Эми Стюарт, прошедших в крупных городах СССР - Москве, Ленинграде, Киеве, Таллине. Следует отметить, что к тому времени стиль диско подрастерял популярность. Авторы материала подвергают критике работу Госконцерта: отсутствие рекламы, телевизионных съемок, низкий уровень организации.




К вопросу о роли «почвенников» на первом этапе «перестройки»: явно проперестроечный критик отмечает литературную роль произведений Распутина и Астафьева, а новую книгу Василия Белова хотя и называет слабой, но за обилие бытовых трагедий хвалит - мол, Чернобыль и «Нахимов» показали, что всё так и есть.




Концовка статьи с «почвенниками» уже не связана, но прямо увязывает литературные вопросы (посмертную публикацию воспоминания Трифонова) с «правдой о времени» («неприкрашенной и полной»). Среди единомышленников автора назван также Анатолий Стреляный - еще один видный антисоветский публицист в те годы, а позже еще и украинский националист, недовольный даже якобы «остановкой украинизации» (под которой он прозрачно понимает насильственную ассимиляцию) при Зеленском.



Большое интервью и рассказ о творчестве актрисы Татьяны Друбич, бывшей жены и музы режиссера Сергея Соловьева, не так давно покинувшего этот мир. Впервые она появилась в его картине 1975 года «Сто дней после детства» еще подростком, а на момент публикации интервью еще проходили съемки нашумевшего фильма «АССА». По основной профессии Друбич - врач-эндокринолог.




Евгений Евтушенко представляет возвращенные имена русской поэзии - на этот раз Ивана Бунина и Константина Бальмонта. Как мы знаем, Бунин не принял Октябрьскую революцию (однако в СССР издавался задолго до перестроечных времен), Бальмонт также эмигрировал, и был прочно забыт.




Будни интерната для малолетних правонарушителей.







Подборка стихов поэта Виктора Лапшина (1944-2010) из Галича Костромской области. Поэзия вполне патриотичная, но ничем не примечательная.




Направленная против политики американских властей литература еще активно издается в СССР.




Анонс ближайших номеров и рассказ о фестивале независимых театров из разных уголков СССР. Театральное движение в конце 80-х набирало силу. Однако, вскоре «рыночек порешал» - многие театры прекратили свое существование из-за отсутствия помещения или финансирования.




В № 3 - репортаж из роддома. Как известно, в те годы социальными мерами удалось добиться повышения рождаемости, но дальнейшая социальная катастрофа вызвала и демографическую почти во всей стране, кроме среднеазиатских республик.







Типичная горбачевщина - принятой мерой (в данном случае - односторонним прекращением ядерных испытаний) ничего не достигли, продолжаем (впрочем, уже 26 февраля СССР прекратил мораторий).




Статья о «Нравственности экономики», в общем-то, в том же духе.




А рядом - об уже принятом и обсуждавшемся в журнале законе об индивидуальной трудовой деятельности. В типичном для советской легальной фронды (становящейся в то время из фронды мейнстримом, но вынужденной поначалу выражаться осторожно) стиле «читаем между строк» - с одной стороны, с тем, что «кустарь-одиночка без мотора» угрозы социализму не представляет, спорить трудно, с другой же - автор в действительности сочувствовал Дубчеку еще в 1968 г. (1; 2) и вряд ли действительно считал, что на одиночной самозанятости всё остановится.




К годовщине смерти Ленина - строки Булгакова и Мандельштама (на тот момент уже издававшегося в СССР и реабилитированного по второму приговору, но не по первому).




Рассказы грузинского писателя Реваза Инанишвили (1926-1991), автора сценариев к фильмам небезызвестного в Перестройку Тенгиза Абуладзе. «Белый отсвет снега» - воспоминание автора о Великой Отечественной войне и «Товла» - трагическая история соблазненной и покинутой девушки.







В длинной статье о сельском хозяйстве правая программа обозначена почти прямым текстом: требуем «вернуть чувство хозяина» и виним во всем Сталина (конкретно в этой статье еще по фамилии не названного).







Материал Ф. Медведева о жизни и творчестве и подборка стихотворений Арсения Тарковского (1907-1989) - лауреата государственной премии СССР и отца режиссера Андрея Тарковского, который иногда включал его стихи в свои фильмы. Тарковский-старший тяжело переживал разлуку с сыном, принявшим решение не возвращаться в СССР. В отличие от него, Арсений Тарковский считал, что художник должен жить и работать на родине.







В материале «Остановите Катю!» критик М.Дементьева пишет о пьесе «Спортивные сцены 1981 года», поставленной в театре имени Ермоловой. Пьеса рассказывает о «золотой молодежи» тех лет и поразившем ее нравственном кризисе. У героев пьесы есть все, и уже тогда мы видим, как закрылся социальный лифт и как сформировалась так называемая элита. Одну из ролей сыграл тогда еще молодой Олег Меньшиков.




Евгений Евтушенко продолжает знакомить читателей с предреволюционной поэзией. На этот раз - подборки авторов, не ставших ни репрессированными, ни эмигрантами: стихотворения активного сторонника Советской власти Валерия Брюсова, в том числе и известный «Каменщик», и Андрея Белого (Бориса Бугаева), которого Евтушенко называет «рыцарем печального образа».




Постепенно восстанавливаются отношения с Китаем; а в Китае, как признает автор, появились и новые кулаки на селе, и иностранный капитал.







Разоблачение осужденного коррупционера (бывшего замминистра) - по иронии судьбы, вскоре либералы одобрят расхищение общенародной собственности в куда бОльших масштабах.




Приговор за выращивание конопли (в данном случае - для собственных «потребностей») куда мягче, чем был бы сейчас: два года принудительных работ.



В № 4 - о привлечении старших школьников в научные кружки. Сама идея ничего плохого не несла, но вскоре, как известно, «центры научно-технического творчества молодежи» превратились в организаторов массового расхищения государственных средств через взлом двухконтурной денежной системы.




История ивановского Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института автоматизированных систем управления в легкой промышленности (ВНИПИАСУлегпром), проблемы которого описывает статья, закончилась, судя по всему (https://ivgoradm.ru/archive/fond/index ), в 2000 г.







А вот и открыто программная статья близкого к Горбачеву (вплоть до участия в неудачных попытках создать социал-демократическую партию под его руководством в 1990-е) драматурга Михаила Шатрова - Сталин виновником проблем СССР середины 1980-х назван уже прямо, но противопоставляется ему еще «возвращение к Ленину» (в том, что это были действительные мысли автора уже в тот момент - есть большие сомнения, а с катастрофическими результатами «обновления социализма» в последующие годы он мог бы не войти в историю с таким же позором, как его покровитель Горбачев, разве что одним способом - оставив покаянное письмо перед советским народом и совершив после этого сэппуку).




Рядом - экономические итоги (еще довольно удачного, по-настоящему разрушительные «реформы» начнутся чуть позже) 1986 года и ответ Горбачева лидерам нейтральных стран, выступавшим за снижение международном напряженности.







Материал поэта А. Вознесенского о Марке Шагале и посещении его музея в Витебске. Марк Шагал прожил долгую жизнь - 98 лет. С 1923 года жил в Париже, а с 1941 по 1947 - в Нью-Йорке. Посещал Москву и Ленинград в 1973 году.







На Украине (и далеко не на Востоке, а в Житомирской области) еще чтят советских партизан, а не бандеровцев.




Творчество сибирского художника Александра Шумилкина (1935-2015), удостоенного званий «Заслуженный художник РСФСР» и «Народный художник РСФСР». Работы Шумилкина посвящены людим и природе Сибири.







Евгений Евтушенко знакомит читателей с поэзией Максимилиана Волошина, одинаково осуждавшего красный и белый террор. Автор материала еще выражает сожаление (по крайней мере, на словах), что после революции Волошин стал «эстетом, а не летописцем новой России».




Рассказ немецкого писателя Генриха Бёлля (1917-1985), известного эмоциональной и горячей встречей Солженицына в 1974 году, но при этом в ФРГ считавшегося относительно левым - ныне в его честь назван партийный фонд формально остающихся «левоцентристами» неолибералов (на деле) «Зеленых». Рассказ «История чашки с отбитой ручкой» ведется от лица чашки, рассуждающей о жизни, посуде и людях.




О Владимире Высоцком вспоминает его друг Вадим Туманов - в те годы руководитель предприятия в объединении «Уралзолото». Сегодня Туманову 94 года. В 1948 году был осужден на 8 лет лагерей, по его утверждению, «за любовь к поэзии Есенина», реабилитирован в 1956. Однако судимости не помешали ему окончить курсы горных мастеров и организовать артели по добыче золота. Впоследствии Туманов горячо поддержал рыночные реформы.




Остается весьма дружественной Советскому Союзу страной Индия.







Стихи белорусского поэта Рыгора Бородулина (1935-2014), посвященные родному краю - Ушаччине (Витебская область). Бородулин вскоре стал участником националистического Белорусского народного фронта и сторонником Зенона Позняка. После поражения Позняка на первых президентских выборов он активного участия в политике не принимал, но продолжал высказывать антикоммунистические взгляды до самой смерти.



Еще продолжается (хотя скорее по инерции) антиалкогольная рубрика.







Материал Т. Москвиной и С. Шолохова (впоследствии знаменитого киноведа, часто появлявшегося на ТВ) о проблемах остросюжетного кино. Здесь авторы все еще считают его несерьезным, низким жанром, который тем не менее, захватывает внимание зрителя, но желания пересматривать не вызывает.




Леонид Плешаков, сыгравший эпизодическую, но колоритную роль в комедии «Бриллиантовая рука» («Папаша, огоньку не найдется?») беседует с манекенщицей. Некая Наташа сетует на косые взгляды и несерьезное отношение к профессии. Тогда, по крайней мере, для массового читателя, труд манекенщицы приравнивается к труду актрисы или певицы, и пока еще не имеет отношения к опасному и криминальному модельному бизнесу.




Продолжение следует...

эсдеки, по страницам распада, контрреволюция в СССР, оппортунизм

Previous post Next post
Up