Начало:
январь 1985 г. (№№ 1, 2, 3, 4) февраль 1985 г. (№№ 5, 6, 7, 8) В
№9 - о роли Моссовета и районных советов Москвы:
Герой Советского Союза (за Афганистан) Солуянов, он же на обложке - закончил службу генералом в независимом Узбекистане, но переехав в Россию, подался в ультраправославные:
Снова Борис Ефимов и про американский милитаризм:
Южноафриканский писатель, борец с апартеидом (сам происходивший из «цветных», при апартеиде имевших меньше прав, чем белые, но больше, чем темнокожее большинство; при этом он писал на английском, а не на родном для большинстве цветных африкаанс - не могу сказать, было ли это протестом против принудительного внедрения африкаанс режимом) и коммунист Ла Гума - увы, умер в том же году и падение режима Национальной партии не увидел.
Снова о США. Обратим внимание, что умерший совсем недавно Изюмов, в отличие от многих других советских международников (Стуруа, Млечин и т.д.) не перекрасился в последующие годы и остался коммунистом
Продолжение цикла Новеллы Ивановой про ФРГ - снова с симпатией к СДПГ (вспомним, впрочем, что сильное левое крыло там сохранялось долго, и его лидер Лафонтен покинул партию только в 2007 году).
Великая Отечественная война по-прежнему в каждом номере.
О Гражданской войне тоже пишут нередко - здесь дочь Буденного пересказывает рассказы отца.
О Папанове - с упором на драматические роли в «Живых и мертвых» и «Белорусском вокзале» и собственный опыт участника войны.
Среди интересующих журнал в плане «исправления положения» тем - даже успехи сборной в хоккее с мячом.
Хвалебная рецензия на книгу Сергей Лыкошина - как показало
ближайшее время, густопсового национал-консерватора, борца с понимаемыми предельно широко «троцкизмом» и «сионизмом».
И о вполне ортодоксальном Всеволоде Иванове
№ 10 - предпоследний номер, вышедший при жизни Черненко и его участие в выборах (24 февраля 1985 г. избирали Советы от местных до Верховных Советов союзных республик) и избрание в Верховный Совет РСФСР.
С «Единством и сплоченностью», как показали последующие годы, вышло «не всё так однозначно» - и антикоммунистические, и сепаратистские тенденции проявились еще при сроке полномочий избранных в 1985 году Верховных Советов республик.
Избран сборник речей Черненко.
Советские специалисты помогают Эфиопии.
Эстонская велогонщица Салумяэ (впоследствии дважды олимпийская чемпионка - от СССР в 1988 г. и Эстонии в 1992 г.) мечтает победить американскую соперницу).
Статья к 150-летию матери Ленина - Марии Александровны Ульяновой.
Продолжение бесед с деятелями ФРГ - переводчик Хитцер (судя по тому, что впоследствии он переводил на немецкий воспоминания печально известного Яковлева) как минимум впоследствии перешел в либеральный лагерь (хотя тут еще выражал симпатии к СССР), фон Тротта примыкала к уже знакомому нам левому крылу СДПГ, фон дер Грюн - вроде бы беспартийный.
К первому посмертному юбилею Шолохова журнал готовился заранее.
Говоря о казаках, не забывали о социальном расслоении и бунтах против царей, а затем и о сознательных революционерах.
Противоречия раннесоветской (лирический герой, видимо, всё-таки младше автора, родившегося в 1925 г.) деревни как они есть - о солдатских комитетах 1917 г. с крестным знамением.
Нельзя не заметить, что у «нашей славы» была и теневая сторона.
Помощь в решении бытовых проблем и защита животных. Интересно, куда надо писать сейчас, чтобы заместитель хокима Ташкента ответил?
На задней обложке - Воскресенский войсковой собор в Старочеркасской (в описании упомянут как музейное здание).
В
№ 11 - 9 марта 1985 г. сообщили о вручении Черненко депутатского удостоверения (тут остается только пожалеть человека, действительно).
Громыко, тем временем, в Италии встретился как с руководством государства, так и с тогдашним генсеком ИКП Наттой (возобновившим контакты КПСС и ИКП после разрыва 1981 г.), и даже с папой Иоанном Павлом II. В будущем Натта, уйдя в отставку с поста генсека в 1988 г., выступит против предложений Оккетто окончательно порвать с коммунистической идеологией, но в Партию Коммунистического возрождения не войдет, вместо этого окончательно уйдя из политики.
Также Громыко съездил и в Испанию - хотя Каррильо уже смещен, с руководством КПИ встречи не было (или она не упомянута), с отколовшейся «Коммунистической партией-точка» (ныне Коммунистическая партия народов Испании) тоже.
Приезд дружественных чехословацких деятелей культуры - Иржи Пауэра сместили с поста в 1989 г. как коммуниста.
Снова про агрессивную политику США.
…и западногерманский реваншизм (авторы еще не знают, что в 1990-е годы ФРГ сильно переплюнут в этом дружественные в 1985 г. страны Восточной Европы, а тридцать лет спустя - и Украина).
Зато в ГДР на фестивале прогрессивной песни к местным Oktoberklub присоединяются чилийцы Quilapayún и многие другие.
Профсоюз моряков, которым руководил Джеймс Слейтер, в 1990 г. влился в остающийся одним из центром притяжения для коммунистов и левых лейбористов профцентр транспортников RMT.
Успехи челябинского совхоза с межнациональным (русско-национальным или русско-башкирским) коллективом.
Поэтесса Зульфия - живой символ эмансипации женщин в Советском Узбекистане.
И снова о Великой Отечественной.
Белорусская народная культура еще не воспринимается как нечто, связанное с группой поддержки деятелей вроде Позняка и Сажича.
Каково быть бездомным в США?
ВООПИиК в данном случае занимается своими прямыми функциями, а не белогвардейской пропагандой.
О биографии Достоевского.
№ 12 - если смотреть только на обложку, можно не понять, что случилось в стране.
Но дальше - о том, что глава партии уже другой (главу государства пока не избрали - если Андропов и Черненко вскоре после избрания на высший партийный пост на ближайшей сессии Верховного Совета становились председателями его президиума, то Горбачев станет главой государства только в 1988 г., а главой государства в июлей 1985 г. - Громыко).
«Интересами нашей Родины и ее союзников мы не поступимся никогда». Комментарии, как мне кажется, излишни.
Обещал повышение экономического и оборонного (!) могущества.
Порядок упоминания выразивших соболезнования интересен:
- вместе с союзными по ОВД и СЭВ соцстранами стран упомянуты «внеблоковая» и неоднократно критиковавшаяся за ревизионизм Югославия и еще недавно предельно враждебный Китай;
- затем - прогрессивные правительства (впрочем, не все - Гвинею-Бисау и некоторых других перечислили в конце с капиталистическими странами);
- две страны с расколом в коммунистических партиях представлены двумя делегациями, при этом от Испании сначала упомянут лидер более ортодоксальной партии Гальего, от Швеции - напротив, Левая партия-коммунисты (ныне просто Левая партия; само название было компромиссным, но от откола просоветского, хоть и немногочисленного, крыла не спасло) выше Рабочей партии-коммунистов (ныне карликовая Коммунистическая партия Швеции);
- рядом с лидерами национально-освободительные движения (СВАПО, АНК, ООП) поместили имена лидеров испанских и японских социал-демократов а также представителя занимавшей промежуточную позицию Социалистической партии Чили и структур, контролирвоавшихся коммунистами неформально, но не официально - Всемирной федерации профсоюзов и Всемирного совета мира;
- лидеры капиталистических стран - в конце, с ними же «дружественный» капиталист - Арманд Хаммер.
Терешкова в президиуме собрания на 8 марта, а вот среди высшего руководства женщин не нашлось (в перестройку, забежим вперед, с представленностью стало хуже, а не лучше).
Руководителей союзных республик отрядили главами делегаций за границу - российского предсовмина Воротникова в Югославию, украинского персека Щербицкого в США (где он встретился непосредственно с Рейганом).
Далее - снова Великая Отечественная, продолжение о Достоевском, украинский советский классик Рыльский и, наконец, будни советской милиции.
В
№ 13 первая примета нового времени - «ускорение».
Встречи с иностранными руководителями - предельно нейтрально о Тэтчер, Буше-старшем (еще вице-президенте) и Коле, с Китаем стремление к улучшению отношений выражено прямо. Прямым текстом высказаны претензии к Пакистану, а вот о «видной деятельнице» (параллели со вскоре заполонившей вскоре официальные СМИ Раисой Горбачевой напрашиваются сами собой) Имельде Маркос уж чересчур сахарно, учитывая то, что Филиппины тех лет под властью ее мужа - это открыто антикоммунистическая диктатура.
Бедный Герберт Аптекер еще не подозревает, чем политика Горбачева обернется.
О произраильском марионеточном режиме в Южном Ливане (впоследствии развалившемся вместе с выводом израильских войск в 2000 г.).
Журнал не забывал о Гражданской войне.
Словачка Ливия Зволенская (судя по тому, что ее сыну было 4 года в 1970 г. - войну не заставшая или заставшая в раннем детстве) по своей инициативе помогала выяснять судьбу красноармейцев, погибших при освобождении Словакии. Увы, найти дополнительные сведения о них не удалось.
Помнили и коммунисты из ГДР. Также примечательна менее жесткая политика восточноевропейских соцстран в плане названий - государственная больница с парторганизацией СЕПГ именовалась, тем не менее, унаследованным явно от более ранних времен именем святого Георга.
Связи главреда Софронова с «русской партией» по многим предыдущим публикациям видны, но обвинения его лично в неприязни ко всем евреям скопом мне всё же кажутся как минимум слабо обоснованными - здесь мы видим статью Кобзона об Утесове.
Продолжение следует...